Ирина Шимохина
Современные тенденции развития этнопедагогики в работе ансамбля
▼ Скачать + Заказать документы
Карасева С. А.
учитель технологии
Никишева М. А.
педагог дополнительного образования
Шимохина И. В.
педагог дополнительного образования, учитель физкультуры
Частное общеобразовательное учреждение
«Лицей №36 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
г. Иркутск, Россия
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ АНСАМБЛЯ ТАНЦА «ИСКОРКИ» ЛИЦЕЯ №36 ОАО «РЖД».
Публикация «Современные тенденции развития этнопедагогики в работе ансамбля» размещена в разделах
Аннотация. В статье представлен опыт практико-ориентированной этнопедагогики, направленной на усвоение детьми культурного наследия своего народа, самобытности его традиций, развитие у обучающихся уважительного отношения к собственной культуре и культуре других народов и формирование активной жизненной позиции. Описана система мероприятий, обеспечивающих эффективную работу по созданию стилизованных хореографических постановок, танцев, современных творческих интерпретаций фольклорного материала, понятных сегодняшним юным исполнителям и зрителям.
Ключевые слова: этнопедагогика, стилизованные хореографические постановки, этнокультурное наследие, народный танец.
Большое значение этнопедагогики в системе российского образования подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Стандарт направлен на сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
2022 год Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Решение было принято с целью сохранения культурных традиций, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации. В рамках Года культуры творческие коллективы дополнительного образования Частного общеобразовательного учреждения «Лицея №36 ОАО «РЖД» разработали общеразвивающие программы, направленные на знакомство с самобытностью народов России и популяризацию народного искусства. Детский хореографический ансамбль танца «Искорки» реализует данную программу уже на протяжении 20 лет, прививая детям любовь к Отечеству, родному краю, чувству гордости за свою Родину.
Данная программа способствует формированию интереса к танцевальной культуре, развивает высокие духовные качества обучающихся посредством танца, а также сохраняет и укрепляет здоровье детей.
Педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса этнохудожественного воспитания обучающихся в танцевальном коллективе «Искорки», включают в себя: организационно-методическое обеспечение этнохудожественного содержания познавательной и практико-хореографической деятельности обучающихся; теоретическое изучение этнокультурных традиций; активное участие обучающихся в процессе творческого осмысления и хореографического воссоздания народного фольклора.
Изучение, популяризацию, развитие и стилизацию народного танца в наши дни трудно переоценить. Во все времена в танце, в его музыке, движениях была сконцентрирована вся мудрость и философия народа. Особое место в создании хореографических композиций занимает не только работа непосредственно с пластикой, ритмикой и хореографическим полотном народных танцев, но и их стилизация. Во время работы над танцем участники коллектива изучают культуру, музыкальное наследие, традиций и национальный костюм народа, чей танец они будут исполнять.
Таким образом, глубокое изучение традиционных танцев народов России, в которых веками зашифрован культурный код нации, приобретает огромное значение в воспитании национального самосознания и толерантности подрастающего поколения. С одной стороны это помогает вспомнить собственные традиции и проникнуться чувством гордости за свой многонациональный народ и страну. В то же время изучения танцев других народов помогает понять, что все мы имеем общие корни, ведь танцы разных нации очень схожи по своей сути. Сделать танец современным и понятным сегодняшним юным исполнителям и зрителям помогают стилизованные хореографические постановки, являющиеся своеобразным сочетанием одного танцевального направления с другим. Необходимость современной творческой интерпретации фольклорного материала, а не только изучение и сохранение традиций, внедрение инновационных методов, приближающих к пониманию народной культуры, знание законов стилизации народного танца, придания ему современного звучания, поиск новых форм соединения народного и современного искусства – все эти вопросы делают проблему обращения хореографов к фольклорному материалу актуальной и намечают перспективы дальнейшей работы в данном направлении. Стремясь познать, в какой–то мере, возродить и донести национальную культуру до зрителей и исполнителей, педагоги дополнительного образования Лицея №36 ОАО «РЖД» создают новые произведения на основе народных традиций.
Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, эстрадный и современный танец.
Сегодня и старые и новые танцы не только уживаются рядом, но и взаимодополняют друг друга, творчески обогащая и развивая тем самым народный танец путем поиска новых путей использования народного творчества, которые позволяют возродить в жизнь формы и жанры танцевального фольклора. А помогает ему в этом современный танец, при помощи стилизации. Именно такие духовно-культурные основы хореографии обусловливают её особый педагогический потенциал, который способен, на наш взгляд, выступить действенным средством в процессе организации этнохудожественного воспитания обучающихся.
Соединяя, современные танцевальные стили с народным мы помогаем привить молодому поколению любовь к традиционному танцу, и сохраняем культурное наследие нашей страны. Отметим, что традиции лишь тогда могут естественным образом сохраняться, если они переходят из поколения в поколение.
Поэтому вся надежда на ищущую, чуткую ко всему родному, любящую свою историю, стремящуюся не оторваться от глубинных ее истоков талантливую молодежь, открывающих новые способы и возможности сохранения этнокультурного наследия.
Богатый потенциал этнопедагогики используется в учреждении при организации, проведении и участии танцевального хореографического коллектива «Искорки» в народных традиционных праздниках, народных играх, празднично-игровых обрядах.
Рис. 1 Русский народный танец «Калинка». Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» г. Иркутск
Для точности воспроизведения и обработки конкретного материала, педагогам необходимо досконально разбираться в лексическом материале, в рисунках танца, в конкретных особенностях развития техники хореографической стилизации. Только так можно передать последующим поколениям народные черты.
При стилизации танца перед хореографом стоит сложная задача – создание самых разнообразных форм народного танца и в тоже время, обрабатывая фольклорный материал, создавать новые произведения, созвучные нашему времени
Рис. 2 Сибирский танец «Моя Родина - Сибирь»
Руководителями ансамбля танца «Искорки» частного общеобразовательного учреждение «Лицей №36 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и его участниками были изучены и созданы стилизованные народные танцы этносов проживающих на территории России: русских, татар и народов севера. Работа над историей и культурой народов, изучение лексики танца, традиции народов, национальных костюмов очень заинтересовала участников коллектива и имела высокий культурный и патриотический эффект. Соприкасаясь с традициями и историей народов России, ребята предметно изучили движения и национальный костюм, погрузились в исторический контекст развития этносов, увидели красоту и своеобразие этих этносов и стали лучше понимать философию народов, танцы которых были стилизованы.
Рис. 3 Татарский народный танец «Солнечный Татарстан»
Рис. 4 Стилизованный танец народов севера «Мотивы Севера»
Кроме того, после углубленной работы над созданием стилизованных танцев участники коллектива стали пропагандистами культурных традиций данного этноса. Раз, за разом воплощая на сцене стилизованные хореографические композиции, ребята показывают уникальную красоту, своеобразие и глубокую философию народной культуры. Демонстрируют, что мудрость накопленная поколениями не только не устарела, но и сегодня может многому научить. В том числе, уважению и толерантности к чужим традициям и гордости и любви к собственной национальной культуре.
Рис. 5 Театр мод «Четыре времени года, хохлома»
2021 году коллектив принял участие в XII Международном фестивале «Этноподиум на Байкале» от Иркутских ворот до Амурских дорога к Великому океану» город Иркутск, при участии Евразийской ассоциации этнодизайнеров.
Статьи с сайтов
1. Петренко М. А., Безбородова А. Д., Грызлова А. М. ЭТНОПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 7. – С. 24-28;
URL : https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10276 ( дата обращения: 28.11.2022).