Рамиля
Современный игровой продукт в работе с детьми, имеющими трудности в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день проблема оказания психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями приобретает все большее значение в связи с тенденцией к росту количества детей, имеющих нарушения в развитии, в частности речевого развития.
Современным игровым продуктом в настоящее время в развитии детей являются пазлы. Такие новомодные разрезные картинки завоевали преобладающее изобилие магазинных товаров. Разные по структуре деталей, количеству составляющих, материалу изготовления и сюжету, являются огромной многоплановой базой игрового действия.
Публикация «Современный игровой продукт в работе с детьми, имеющими трудности в развитии» размещена в разделах
Пазл - «пазлы» (игра – головоломка, представляющая собой мозаику, которую требуется составить из множества фрагментов рисунка различной формы). Единая картинка. Последовательность деятельности ребёнка от более лёгкого к более сложному в разностороннем ракурсе (количество деталей, составляющие сюжета, геометрическое усложнение).
Чем полезны занятия с пазлами? Во время занятий по сбору картинки из частей ребенок учится понимать связь между отдельными частичками и целым, разрабатывать стратегию действий.
Как подобрать пазлы для ребенка? Наборы пазлов стоит выбирать в зависимости от возраста малыша и его характера:
Пазлы для самых маленьких. Первые пазлы можно предложить уже годовалому ребенку. Они отличаются простотой сюжетной картинки и достаточно большим размером составных деталей. Они могут состоять всего из 2-4 частей, иметь крепления в виде рамки и подсказки, прорисованные на основе.
Лучше всего ребенку будет начинать учиться складывать пазлы на самых простых примерах, чтобы понять сам принцип этой игры. Первые разы стоит помочь малышу, направить его действия, чтобы он ощутил успех и в дальнейшем не боялся складывать более сложные картинки.
Для дошкольников. В трехлетнем возрасте малышам уже можно предлагать пазлы, которые будут состыковываться, иметь стандартные формы деталей. Но что касается рисунка, то предпочтительнее выбирать яркие и крупные картинки, не нагроможденные отдельными деталями. Начиная с самых простых вариантов, в возрасте 3-4 лет детки уже способны самостоятельно собрать картину из 24 деталей. Если ребенок с легкостью справляется со сбором пазла из такого количества элементов, то ему можно предложить уже более сложные варианты, состоящие из 36 и более деталей. Но картинка все равно должна оставаться с простым и красочным сюжетом.
На что направлены занятия с составными картинками? Во время игрового процесса активизируются воображение, внимание, память, фантазия, логическое и пространственное мышление, мелкая моторика.
В процессе игровой деятельности с фрагментами картинок получается продукт, у ребенка развивается чувства успешности, самостоятельности.
Также, в собирании картинок присутствует сюрпризный момент, значит, развиваются познавательные эмоции: удивление, интерес, удовлетворение результатом деятельности.
О релаксационном эффекте, возникающем в ходе игрового процесса : поддерживается позитивный настрой и повышается самооценка у ребенка.
Какие задачи необходимо решать взрослому?
1. Научить поэтапному сбору (чёткому выполнению инструкции).
I этап: высыпаем детали на гладкую поверхность, выбираем кусочки для рамки (с одним гладким краем, с двумя гладкими краями (углы будущей картины)
II этап: опора на контрольное изображение, сбор отдельных блоков, ярких фрагментов, соединение отдельных частей в единый фрагмент.
III этап: скрепление готовых фрагментов в единое целое полотно.
2. Научить собирать пазлы усложнённые геометрически, сюжетно, количественно.
3. Развивать интересы ребёнка путем увеличения количества пазл, сложности конструкции, достижения личных результатов, путём самостоятельной деятельности.
В результате психолого-педагогической помощи отмечается у детей положительная динамика в развитии познавательных процессов, эмоциональной сферы детей, а также формировании коммуникативных навыков, снижении тревожности.