Лучший педагог года

Современный подход к формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Стелла Яшкина
Современный подход к формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Современный подход к формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

В условиях современной отечественной системы образования существенно повышаются требования к разработке содержания и методик коррекции нарушений речевого развития. С 1 января 2014 г. вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Вследствие этого, внимание российского педагогического сообщества направлено на инновационные образовательные технологии.

Публикация «Современный подход к формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность нашей работы определяется тем, что в настоящее время существует огромное количество современных и традиционных методик по формированию грамматического строя речи старших дошкольников, но при этом они не всегда используются в коррекционной работе из-за недостаточной разработанности конкретизированных моделей их применения в работе с детьми.

Цель нашей работы: подобрать максимально эффективные современные и традиционные логопедические технологии, способствующие формированию и коррекции грамматической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

• проанализировать теоретико-методические и методологические источники по проблеме формирования грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

• изучить специфику грамматической стороны речи при нормальном речевом развитии и при общем недоразвитии речи;

• определить и обосновать возможные способы применения современных и традиционных логопедических технологий для формирования грамматической стороны речи дошкольников;

• выявить и систематизировать наиболее эффективные логопедические технологии, основанные на внедрении современных новых методов и приемов коррекционной работы, направленной на повышение ее качества, и в то же время не представленные (или представленные недостаточно) в традиционных методиках.

Практическая значимость и прикладная ценность нашей работы:

• предложен комплекс наиболее эффективных современных и традиционных логопедических наглядно-игровых средств, направленных на формирование и коррекцию грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи;

• подготовлены конкретные методические рекомендации педагогам по реализации предлагаемых технологий в непосредственно образовательной деятельности и в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе;

• материалы данной работы были представлены на педагогическом совете ДОУ, в рамках муниципального постоянно действующего семинара и на муниципальной научно-практической конференции.

Работа проводилась на базе МБДОУ «Солнышко» г. Холмска в течение двух лет в старшей и подготовительной группе.

Нами собрана электронная библиотека книг по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей. Созданы различные картотеки и мультимедийные презентации по всем лексическим темам, изучаемым в старшей и подготовительной логопедической группе согласно календарному плану.

Для исследования грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи мы применяли методику Иншаковой О. Б., но использовали картинный материал, созданный художником Еленой Рыбицкой (в электронном виде и в бумажном варианте). Также при диагностике мы использовали книгу Светланы Батяевой, Виктории Володиной, Елены Савостьяновой «Большой альбом по развитию речи». Это современное издание с яркими иллюстрациями для детей от года до 7 лет.

Обследование показало, что словарный запас детей снижен: отмечались затруднения при подборе прилагательных и наблюдались значительные ограничения глагольной лексики. При обследовании уровня обобщения установлено преобладание низкого уровня выполнения этого задания. Трудным оказалось для детей выполнение задания на подбор антонимов. При обследовании грамматического строя получены следующие результаты: дети затрудняются в изменении существительных по числам, в правильном употреблении предложно-падежных конструкций, при словообразовании. Кроме того, у детей недостаточно сформирован этап внутреннего программирования речи. Таким образом, у детей ярко выражены нарушения лексико-грамматических средств языка, что требует коррекционной работы с использованием традиционных и современных логопедических технологий.

Для решения данной проблемы нами были выбраны технологии:

Традиционные педагогические технологии:

«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Одно из важных и неоспоримых достоинств данной методики то, что подбор всех упражнений проводится на специально отобранном материале, в звуковой состав которого входят сохранные и поставленные логопедом звуки. Это очень важно для детей с общим недоразвитием речи.

Методика Ильяковой Н. Е. «Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи 5—6 лет» помогает активизировать у детей предметный и глагольный словарь, распространять простые предложения с помощью карточек-моделей и большого количества предметных картинок.

«Формирование правильной разговорной речи у дошкольников», авторы Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Благодаря этой технологии, в работе с детьми мы сделали подборку заданий на словообразование. Авторы предлагают тщательно продуманные игры и упражнения с образцами картинного материала.

«Учимся правильно употреблять предлоги в речи», автор Яцель О. С. Представлен очень яркий и в то же время не зашумленный лишними деталями наглядный материал. С помощью карточек-моделей предлогов дети легко и доступно практическим путем (демонстрация действий) знакомятся со значением предлогов.

«Формирование речи у дошкольников», автор Ефименкова Л. Н. Данная технология предлагает очень интересные игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи детей с разным уровнем речевого развития в рамках лексических тем. Приложение к пособию, размещенное на CD-диске, содержит демонстрационный и раздаточный иллюстративные материалы, что очень помогло оснащению логопедических занятий.

Современные педагогические технологии

Наглядное моделирование.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволило нам более целенаправленно обогащать активный и пассивный словарный запас детей, закреплять навыки словообразования и др. Нами собрана большая коллекция мнемотаблиц по лексическим темам и литературным произведениям. Примером наглядного моделирования могут послужить «Круги Луллия», которые являются универсальным пособием.

Креативное речевое развитие.

Дети при традиционном обучении в дошкольном учреждении имеют мало возможностей применять разные подходы и предлагать различные решения учебных задач. Поэтому необходимо использовать каждую возможность при изучении той или иной темы для развития творческого потенциала детей. Это можно осуществить на лексико-грамматических занятиях, не отходя от традиционных программ, используя на обычных занятиях упражнения, направленные на креативное речевое развитие (метод «Хорошо – плохо», игра «Наоборот»).

Здоровьесберегающие технологии

Наряду с общей соматической ослабленностью, детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы.

Дыхательная гимнастика (элементы парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой, звукового дыхания М. Л. Лазарева). Мы с ее помощью вырабатываем сильный и продолжительный выдох, формируем нижнедиафрагмальное дыхание, происходит организация речи на выдохе, дифференциация ротового и носового выдоха.

Гимнастика для глаз по Э. С. Аветисову помогает снять напряжение, утомление глаз, что является отличной профилактикой близорукости.

Релаксационные упражнения (умение произвольно расслаблять мускулатуру). Мы развиваем у детей умение управлять своим телом, чувствовать сильное напряжение мышц и затем расслабленное их состояние.

Мимическая гимнастика (развитие лицевых мышц) помогает детям снять напряжение в речедвигательном аппарате, развивает речевую эмоциональность детей, содействует совершенствованию основных психологических процессов

Музыкотерапия (метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки) обеспечивает гармонизацию состояния ребенка, снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса.

Логоритмика (сочетание речи с различными движениями) – развивает моторику (общую и тонкую, координацию движений, речевое дыхание, способствует нормализации мышечного тонуса.

Корригирующая гимнастика тренирует функции сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляет определённые мышечные группы; вырабатывает правильную осанку.

Развитие тонкой моторики пальцев рук – мы используем пальчиковую гимнастику, крупотерапию, пескотерапию, су-джок терапию, самомассаж ладоней мячиками для фитнеса, игры с прищепками, со счетными палочками и другое.

Использование информационно-коммуникационных технологий.

Использование в работе коммуникационных технологий позволяет нам осуществлять подбор иллюстративного материала при подготовке к образовательной деятельности и для оформления документации, обмениваться опытом, знакомиться с периодикой, наработками других педагогов.

В работе с детьми по формированию грамматического строя речи самостоятельно разрабатываем, а также используем заимствованные из Интернет-ресурсов мультимедийные презентации, которые несут обучающий и развивающий характер.

На индивидуальных занятиях мы используем компьютерные программы, предназначенные для специального образования: «Игры для Тигры», «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Игры состоят из нескольких разделов, каждый раздел включает в себя набор интерактивных заданий.

Традиционные игровые технологии.

Нами создана картотека лексико-грамматических игр, в которой использованы разработки В. И. Селиверстова, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Г. С. Швайко, Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, С. Васильевой, Н. Соколовой, а также материал, накопленный в ходе практической работы.

В работе над формированием лексико-грамматического строя речи мы поддерживаем тесную связь с воспитателями группы. Для этого разработаны методические рекомендации по лексическим темам для воспитателей.

Не менее важная роль в работе над данной проблемой отводится родителям.

Мы трудимся в тесном взаимодействии с ними. Для родителей воспитанников разработаны алгоритмы организации занятий по закреплению лексико-грамматических категорий, которые они получают по электронной почте или копируют на флеш-накопители.

В конце обучения было проведено контрольное обследование состояния лексико-грамматического строя речи наших детей. Несмотря на отдельные проблемы, сохранившиеся на конец обучения, в целом можно говорить о том, что проведенная нами коррекционная логопедическая работа была эффективной.

Наша работа показала, что формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи стало более эффективным при применении в коррекционных целях инновационных логопедических технологий.

Вместе с тем, разработка проблем по использованию современных, а особенно информационных компьютерных, технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с нарушениями речи не ограничивается рамками нашей работы. Дальнейшей разработки требуют такие вопросы, как создание специализированных логопедических игр и программ, которые могли бы быть использованы в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Список литературы

1. Васильева, С. А., Соколова, Н. В. Логопедические игры для дошкольников. [Текст] / С. А. Васильева, Н. В. Соколова – М: Школа Пресс, 1999.

2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда Уч. -метод. пособие Издательство: Национальный книжный центр 2015

3. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда

– М. : Просвещение, 1985. - 207 с. ,

4. Лалаева, Р. Е., Серебрякова, Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. [Текст] / Р. Е. Лалаева, Н. В. Серебрякова – Р-на-Д: Феникс, 2004.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современный подход к формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 февраля 2020 в 12:49
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД