Получи документы

Консультация «Современный ребёнок — какой он?» (6 фото)

Ирина Васильевна Галактионова
Консультация «Современный ребёнок — какой он?»

Цель: Повышение компетентности у педагогов. Раскрытие закономерностей и специфики детского развития. Формирование у педагогов внутренней готовности к построению личностно - ориентированного взаимодействия с детьми. Создание позитивной установки на общение с детьми поколения Z.

Способствовать овладению педагогами методами эффективного взаимодействия с детьми в различных видах совместной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО.

Задачи:

• определить стратегии взаимодействия воспитателей и воспитанников;

• помочь педагогам в овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с воспитанниками поколения Z»;

Публикация «Консультация „Современный ребёнок — какой он?“» размещена в разделах

• повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах общения и взаимодействия с воспитанниками.

Какие же они – современные дети?

Современные дети :

• Умные, настойчивые, требовательные

• Более коммуникабельные;

• Более информированные;

• Более эрудированные;

• Более осведомлены об окружающем мире, т. к. живут в эпоху информационного бума;

• Более практичны и самостоятельны, просто потому что родители посвящают работе больше времени, чем общению с ними;

• Более тревожны и агрессивны;

• Очень подвижные и гиперактивные;

• Зависят от техники и не представляют свою жизнь без сумасшедших гаджетов и компьютеров;

• Не имеют героев и кумиров;

• Не умеют играть – в современных игрушках и играх предусмотрено все и нечего додумывать;

• Не слышат указаний и приказов;

• Часто нарушают общепринятые правила и запреты.

• Не терпят насилия.

• Любые шантажи, уговоры, «традиционные меры воздействия» («Сейчас придет Баба-яга и съест тебя!») никак на него не действуют.

Каждый ребенок это неповторимый, уникальный мир - это личность, обладающая своей точкой зрения своими уникальными способностями и задача взрослых находить время и желание для того чтобы учиться понимать этот мир, помогать ему взрослеть, сохраняя и оберегая эту уникальность.

Современный ребёнок – какой он?

Давайте с вами вместе нарисуем «портрет» современного ребёнка

Какой он?

Проблемы современных детей.

Современные дети отличаются от тех детей, которые росли каких-то 20 лет назад. Психологи даже говорят, что есть отличия между детьми с небольшой разницей в возрасте – 3-6 лет. Это связывают с быстрым темпом нашей жизни, когда всё стремительно меняется, развивается, многие традиции уходят в прошлое, техника полностью меняет уклад и психологию человека. Ко всему этому приспособились далеко не все взрослые, а без их поддержки и направления невозможно гармоничное развитие детей. Воспитатели одними из первых замечают изменения в поведении и характере детей. За годы их практики перед ними проходят сотни детей и родителей. Многие трудности и проблемы, с которыми сталкиваются сегодняшние семьи, не уникальны. Педагоги призывают родителей быть более внимательными к своим детям, уделять больше времени общению в кругу семьи, физическому развитию, при этом не забывать, что все хорошее в меру.

Самые распространенные трудности, с которыми сталкиваются наши дети:

• дети не умеют завязывать шнурки. Может кому-то это покажется несущественным, но это умение показывает, насколько развита мелкая моторика у ребенка. Отсюда идут и другие проблемы: не могут аккуратно складывать вещи, не могут собрать портфель, возникают проблемы с речью. А ведь научиться завязывать шнурки ребенок должен к трем годам! Но сложность еще и в том, что сейчас очень много одежды, где шнурки, бантики заменяются липучками, так как с ними проще. Поэтому педагоги советуют родителям дополнительно заниматься с ребенком завязыванием бантиков, узелков из шнурков, ленточек, чтобы отработать этот навык;

• очень много детей с нарушением речи и задержкой психического развития. Многие дети имеют маленький словарный запас, плохо выговаривают отдельные звуки, невнятно разговаривают, а некоторые в три года не разговаривают вообще (Словарный запас около 1500 слов, что может спровоцировать у ребёнка агрессию, так как его не понимают и объясниться он не может. Во многих случаях всего этого можно было бы избежать, если бы родители не только больше разговаривали с детьми с самого рождения, но и делали это правильно. Детскую речь развивают забытые молодыми родителями потешки, скороговорки, простые детские стишки таких классиков, как Барто, Чуковский, Заходер и др. Обязательно надо читать с детьми, рассказывать им истории. Слабое развитие артикуляционного аппарата также часто возникает из-за того, что мамы долгое время дают детям перетертую, мягкую пищу. Для того чтобы ребенок четко произносил звуки, полезно грызть морковь, яблоки, больше жевать;

• детям трудно дается концентрация внимания, они быстро бросают начатое дело и переключаются на другое, но тоже не доводят его до конца. Они не сразу реагируют на просьбы взрослого, на что часто жалуются родители. Такие дети не могут дождаться конца занятия, они вертятся и отвлекают других, не слышат замечаний воспитателя. У них могут быть хорошие способности к учебе или к творческой деятельности, но из-за своей неусидчивости они не реализовываются полностью;

• у детей пропала тяга к знаниям, их природная любознательность. Воспитатели все время придумывают новые методы, как заинтересовать своих воспитанников, но чем дальше – тем труднее становится конкурировать с компьютерными играми и телевизионными передачами;

• дети стали более чувствительными. Буквально небольшое недоразумение или неудача могут нарушить их эмоциональное состояние, вызвать бурный конфликт, слезы или потасовку. Одни боятся отвечать на занятиях, даже если хорошо знают ответ, другие – постоянно привлекают к себе внимание любыми доступными им способами.

Как же нам педагогам помочь современным детям? Для этого конечно нужно быть современным воспитателем. А кто он - современный воспитатель?

Опытный педагог помнит об одной из особенностей дошкольника – внушаемости. Вот почему лучше подчеркнуть положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребёнка чувство собственного достоинства.

В отношении каждого ребёнка у педагога должна быть чёткая перспектива формирования личности.

Для того чтобы составить правильное мнение о ребёнке, от педагога требуется всесторонний анализ его поведения, умение быть объективным.

Каждому кто воспитывает, необходим педагогический такт.

Постоянное общение педагога с детьми требует от него «большого такта сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, оптимизм, настойчивость, выдержку, самообладание».

Внимательный чуткий воспитатель постарается расшевелить медлительного ребёнка, например, с помощью привлечения его к играм и упражнениям, развивающим сноровку, ловкость, смекалку, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.

Но как бы добросовестно не работал педагог, как бы не стремился дать всестороннее развитие детям, если он не знает о том, как их воспитывают в семье, он не добьётся желаемых результатов.

Педагог должен тесно контактировать с семьёй, без этого содружества невозможно сформировать нужные черты личности.

Целенаправленное, планомерное, методически правильное руководство детьми позволяет педагогу добиться очень высоких результатов, как в воспитании, так и в образовании детей.

Используя разные ситуации, он может формировать положительное отношение друг к другу. Обучить детей культуре поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности.

Любящий свою работу педагог позаботится о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов. А формирование интересов происходит более успешно, если педагог осуществляет индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Своим примером трудолюбия и занятости он создаёт у детей соответствующее настроение и стремление к полезной деятельности.

(Дети часто видят, что воспитатель – инициатор добрых дел.)

Воспитание – кропотливый процесс, требующий от педагога терпения, самокритичности, оптимизма умения слушать и понимать детей.

Тот, кто всерьёз и с доверием относится к чувствам и словам других, пусть даже самых маленьких, тот, кто равен им в личностном плане, хотя, естественно, значительно больше знает, - того по праву можно назвать педагогом.

Конечно нам с вами не просто понять современных детей, иногда даже кажется что дети сейчас действительно «инопланетные» по сравнению с нами, была дана интересная градация поколений, их краткая характеристика и сравнение.

Проанализировав современные источники, можно выделить ряд особенностей поколения Z.

Глобальный мир – их мир. Его границы определяются только амбициями и возможностями родителей. Жизнерадостны, смелы, независимы, умеют следить за собой. Главное для них – оставаться в любых обстоятельствах самими собой.

Воспринимают наличие высшего образования как требование времени, инвестицию в будущее, как формальное требование для достижения определённого статуса, что поддерживается предложением образовательных программ и услуг разного качества и уровня. Безусловно, эти обстоятельства приводят к девальвации ценности высшего образования. Ситуация требует корректировки. Однако требования к уровню (но не качеству) образования не снижает. Ориентируются в деле образования не столько на государство, сколько на самих себя, не отказываясь при этом от предлагаемых государством ресурсов.

Процесс качественного получения знаний, умений и навыков у них уступает его результату – сдаче экзаменов и получению диплома, а профессия сама по себе не вызывает интереса и рассматривается ими как ресурс для достижения успеха в будущем, как инструмент, позволяющий занять «высокодоходную экономическую нишу».

На фоне повышенной возбудимости, впечатлительности, неусидчивости, суетливости и гиперактивности быстро обучаются и также быстро обрабатывают информацию, мгновенно могут переключаться с одного вида деятельности на другой, а также действовать в условиях многозадачности.

Владение информацией и возможность её поиска способствует формированию у них уверенности в себе, в своих силах, формирует точку зрения.

Отношения с родителями носят партнёрский характер, общение дружественное, отсутствует авторитарное догматическое давление со стороны старших. Гиперопека родителей X оказывает влияние на формирование потребительского отношения к обществу и окружению, эгоцентризм и инфантилизм у детей поколения Z.

Стремятся всё меньше общаться друг с другом, но при этом общаются всё больше – меньше в социальной реальности, больше – в реальности виртуальной. Погружены в виртуальное общение, носящее фрагментарный характер и игнорирующее любую духовную связь между людьми, социальные сети, растущее в профиците электронных устройств, испытывает недостаток живого общения, межличностной непосредственной коммуникации.

Живут сегодняшним днём, желают получать удовольствие и выполнять работу, которая приносит удовольствие, радость и хороший доход, но не занимает много времени.

Не ориентированы на долгосрочную профессиональную карьеру, 8-часовой рабочий день и желание быть трудоголиком.

Живут в бесконечном и быстро меняющемся потоке информации, в окружении социальных сетей и рекламы, которые призывают и культивируют жизнь по принципу «здесь и сейчас». Поэтому думают о ближайшем будущем, живут одним днём и не задумываются о дальних перспективах.

Ответственность для них приобретает краткосрочный, инструментальный характер, предпочитают избегать ответственности или минимизировать её долю как по степени, так и по времени.

Проявляют повышенную склонность к неоправданному риску и недооценке возможностей негативных последствий на фоне перспектив обретения сиюминутных преимуществ – удовольствия, выгоды, высокой оценки со стороны окружающих. Этим обусловлена их любовь к экстремальным развлечениям, опасным формам времяпрепровождения.

Поколение Z растёт в весьма «упорядоченном» мире.

Основной отличительной особенностью нового поколения является клиповое мышление. Клиповость – это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощённого в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде». Необходимо найти пути и возможности грамотного применения клипового мышления в образовательном процессе – вычленять краткую информацию, картинку обрывка мира, на котором выстраивать фундаментальные знания.

Для Поколения Z очень важно подведение итогов каждого этапа обучения – и почти немедленная постановка задач на следующий этап. Следует говорить коротко. Информация, которую преподносит педагог детям, не должна быть «избыточной». Поколение Z хочет получать «концентрированные» знания. Более того они сознательно игнорируют этапы обучения, направленные на «закрепление» материала путё м многократного его повторения: как только суть изучаемого становится им понятна, дальнейшее повторение одного и того же они считают «неуместным».

Главная мотивация поколения Z – интерес. Отсутствие скуки и захватывающие задачи – часть состояния их комфорта.

Задача для поколения Z не должна быть амбициозной. Она должна быть реально осуществима. Амбициозные цели следует разбивать на достижимые задачи, иначе их эффективность уменьшится.

Особенность поколения Z : с ними нужно разговаривать как со взрослыми людьми, на равных. Они считают, что взрослые ничем абсолютно не лучше их, включая педагогов, и они ожидают нормального, уважительного диалога. Диалог между педагогом и детьми может включать совет, доверительное общение, совместное обсуждение, акцент на личных достижениях.

Необходимо сделать занятие ярким, зрелищным, наглядным, объединяющим в себе традиционные инструменты (доска, маркеры) и новые технологии обучения (проекторы, мобильные телефоны, компьютеры). Поколение Z лучше всего воспринимает именно визуальную информацию. Вообще, для большинства обучаемых восприятие визуальной информации более комфортно, чем любой другой – но у этого поколения такая склонность выражена особенно сильно. Современная молодёжь воспринимает визуальную информацию лучше, чем представители любого другого поколения. Представители поколения Z лучше понимают образы, чем слова. Инструкции в картинках или в форме видеоролика действуют на них эффективнее. Наглядность – главное условие. С каким бы мастерством педагог ни рассказывал о кругообороте воды в природе, двухминутный ролик даст гораздо больший эффект.

Общение детей между собой стимулирует также память и делает учебный процесс более динамичным.

Необходимо учить детей критически мыслить: останавливать учащихся, учить их обдумывать и тщательно анализировать информацию и лишь после этого приступать к выполнению работы.

Необходимо включать в процесс обучения такие формы, которые связаны с использованием технических и программных средств, например, презентации, доклады, защита исследовательских работ с мультимедийным представлением, включением фото- и видеоматериала. Педагогу необходимо помочь воспитанникам преодолевать фрагментарность и поверхностность мышления, стремиться предоставлять информацию в чёткой логической последовательности, с использованием иллюстраций (в качестве конкретных примеров теории).

Современные воспитанники всегда хотят знать, насколько правильны их предположения, верно ли они понимают материал, делают ли ошибки – и благодарны педагогу за внимание и участие.

Представители поколения Z не могут ждать (их горизонты ближе, они хотят, чтобы их желания очень быстро удовлетворялись). Им важно поставить не только срок исполнения задачи, но и пообещать срок достижения первых побед. За каждый конкурс они привыкли получать награду, за состязание – сертификат об участии. Они привыкли к похвалам, но не считают их чем-то особенным. Поколение Z не может учиться без «поглаживаний». Похвала и награды не мотивируют поколение Z, но их отсутствие выбивает из колеи.

Вывод

Общество склонно или романтизировать молодость, или критиковать то, что она делает иначе. Но в действительности поколение Z где-то посередине. Они сталкиваются со многими проблемами, которые возникают у всех на этом этапе жизни — переход от учебы к работе, расставание с родителями, формирование собственной идентичности. Но им приходится заниматься этим в стремительную технологическую эпоху.

Крайне важно признать отличия поколения Z от нас и принять их такими, какие они есть. Без сочувствия и понимания бренды рискуют провалиться в забытие. Как высказался писатель Логан Пирсолл Смит сто лет назад, «не смейтесь над привязанностями молодости — она лишь примеряет одно лицо за другим, чтобы найти свое собственное».

Консультация «Современный ребёнок — какой он?»
Фото «Современный ребёнок — какой он?»
Консультация - фото
Фото №1 Цель Повышение компетентности у педагогов Фото №2 Раскрытие закономерностей и специфики детского развития Фото №3 Формирование у педагогов внутренней готовности к построению личностно ориентированного взаимодействия с детьми

Прикреплённые файлы:

pokolenie-z_1d0s0.pptx | 3891,42 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Современный мир глазами ребенка» Субботина И. П. Воспитатель МАДОУ № 509 Г. Екатеринбург «Современный мир глазами детей» «Петя - роза полевая, Петя - ландыш из ручья, Баю.

Консультация «Современный ребенок глазами педагога» Современные дети, как и во все времена, очень разные. Много причин, которые повлияли на изменение сознания, как взрослых, так и на развитие.

Консультация для родителей «Агрессивный ребёнок. Какой он? Как с этим справляться?» Что же такое агрессия? Агрессия - поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения,.

Консультация для родителей «Книга и современный ребенок» Книга и современный ребенок. Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как можно сделать детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: «Читайте.

Консультация для родителей «Современный мир глазами детей» «Петя - роза полевая, Петя - ландыш из ручья, Баю - баю - Петя, бай!» Если мы любим наших детей, мы должны сделать их жизнь счастливой,.

Родительское собрание во второй группе раннего развития на тему: «Какой он — мой ребёнок?» Родительское собрание во 2 группе раннего развития №1 «Гномики» «Какой он – мой ребенок?» Задачи: 1. Ознакомить с возрастными особенностями.

Эссе «Современный воспитатель — какой он?» Современный воспитатель - какой он? Воспитатель детского сада - очень сложная, энергозатратная, но, вместе с тем, интересная и очень нужная.

Консультация «Современный воспитатель в ДОУ какой он?» Современный воспитатель в ДОУ-какой он? "Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие.

Консультация «Ребенок 21 века, какой же он?» Ребенок 21 века, какой же он? Прежде всего это все тот же ребенок. Никто не сомневается, что два последних века совершенно разные. Время.

Эссе «Современный воспитатель. Какой он?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №73» Эссе на тему: «Современный воспитатель. Какой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Современный ребёнок — какой он?»
Опубликовано: 10 ноября 2019 в 08:47
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД