Получи документы

Современный урок в свете требований ФГОС

Надежда Шумик
Современный урок в свете требований ФГОС

Современный урок в свете требований ФГОС

В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в школе. Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период.

Планируя урок, учитель ориентируется:

Публикация «Современный урок в свете требований ФГОС» размещена в разделах

- на использование «технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся».

- учет не только «индивидуальных, психологических и физиологических особенностей учащихся», но и указывает на важную роль и значение «видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения»

- на «разнообразие организации форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих рост потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».

- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования как основы «для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».

Необходимо заметить, что для реализации всех организационных установок стандарта необходимо ещё одно, не менее важное условие, - создание на уроке психологически комфортной атмосферы.

Актуальной задачей обучения становится обеспечение развития универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке составляют группу ЛИЧНОСТНЫХ УУД.

Ребёнок учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, т. е. развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.

Целью действия ребёнка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с информацией, осуществляет синтез, анализ, использует общие приёмы решения задач…

В процессе учения дети будут контролировать действия товарища, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Это значит, что будут развиваться КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

Происходящие изменения в обществе не могли не сказаться на «портрете» ребёнка, пришедшего в школу. Можно следующим образом сформулировать важнейшие особенности, характеризующего современного школьника :

• Резко возросла информированность детей, они перегружены информацией (СМИ, Интернет, реклама, зачастую ненужной и даже вредной;

• Уменьшился интерес к чтению, что привело к определённому эмоциональному голоду;

• Уменьшилось время общения со сверстниками, взрослыми (вернуть идеи Макаренко, детские движения: волонтёры, пионеры, тимуровцы);

• Уменьшилась доля сюжетно-ролевых игр во времяпровождении школьников;

Современные дети гиперактивные.

Отмеченные выше особенности современной эпохи (портрет школьника) существенно влияют на роль и приоритеты школьного образования, которые в современных условиях заметно смещаются от необходимости только программных знаний к формированию основ учебной деятельности. Сегодня государственная образовательная политика во главу угла ставит развитие личности учащихся.

Дидактические принципы современного урока :

Принцип деятельности

Принцип непрерывности

Принцип целостности

Принцип психологической комфортности

Принцип вариативности

Принцип творчества

Технологии:

• Информационные и коммуникативные технологии

• Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)

• Технология, основанная на реализации проектной деятельности

• Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

• Технология деятельностного метода.

Этапы урока :

1. Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Реализация построенного проекта

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8. Включение в систему знаний и повторение

9. Рефлексия учебной деятельности.

Современный урок :

1. Мобилизующий этап.

2. Самоопределение учащихся на основе антиципации.

3. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний.

4. Закрепление нового материала.

5. Рефлексия.

Структурные элементы урока :

Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме : вспомнить – узнать – научиться.

Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.

Коммуникация.

Взаимопроверка и взаимоконтроль.

Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.

Методические принципы современного урока :

• Субъективизация

• Метапредметность

• Деятельностный подход

• Коммуникативность

• Рефлексивность

• Импровизационность

Требования к современному уроку :

Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока

Учитель выступает в роли организатора, а не информатора

Обязательная рефлексия учащихся на уроке

Высокая степень речевой активности учащихся

Требования к заданиям на уроке :

Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер

Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмет

Деятельность ученика на уроке :

Мобилизующий этап:

1. выполняя предложенные учителем задания частично поискового характера, определяет тему урока;

2. пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию;

3. актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности

Рефлексия:

1. вспоминает ход урока;

2. анализирует свою деятельность или деятельность товарищей;

3. формулирует свои впечатления

Типы уроков :

1. Урок открытия нового знания

2. Урок рефлексии

3. Урок построения системы знаний

4. Урок развивающего контроля

Урок открытия нового знания:

o Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания.

o Содержательная цель: формирование системы понятий, расширение понятийной базы (предметной и метапредметной).

Урок рефлексии :

o Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

o Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов и т. д.

Урок построения системы знаний:

o Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

o Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий и построение обобщённых норм учебной деятельности.

Урок развивающего контроля:

o Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

o Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Требования к учителю :

Чётко и точно формулирует задания

Не даёт новые знания ученикам в готовом виде

Не повторяет задание 2 раза

Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам

Не повторяет то, что уже сказали ученики

Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза

Подбирает комплексные задания

Современный портрет школьника существенно влияют на роль и приоритеты школьного образования, которые в современных условиях заметно смещаются от необходимости только программных знаний к формированию основ учебной деятельности. Цель государственной образовательной политики в современном образовании - развитие личности, так записано в новом образовательном стандарте.

Публикации по теме:

Педсовет «Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС до» Педсовет «Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО» Особенности организации: проблемный Форма.

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Приоритетной целью современного российского образования становится.

Каким должен быть современный урок? «Каким должен быть современный урок?» Цели педсовета: 1. Собрать фактический материал, который поможет проанализировать достоинства и.

Доклад «Новые подходы к организации игровой деятельности с учётом требований ФГОС до» Доклад Новые подходы к организации игровой деятельности с учётом требований ФГОС ДО» Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории.

Инструменты учителя физической культуры при организации педагогической диагностики в саду и в школе в свете требований ФГОС канд. пед. наук, доцент, Тяпин А. Н., канд. техн. наук, Решетников И. С., канд. физ-мат. наук, Бояркин В. А., канд. пед. наук, Назаркина Н. И.

Концепция «Современный урок биологии» Воронежская область Павловский район МКОУ Данильская ООШ Концепция «Современный урок биологии – умение и желание учиться, работа в команде,.

Опыт работы на тему «Организация экспериментирования в детском саду в свете требований ФГОС»Опыт работы на тему «Организация экспериментирования в детском саду в свете требований ФГОС» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на нашем методическом объединении по теме "Организация экспериментирования в.

Организация образовательного процесса в ДОУ в контексте современных требований ФГОС ДО ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО В настоящее время в системе дошкольного образования,.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОО с учетом требований ФГОС Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении.

Социализация детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №16 «Солнышко» Социализация детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современный урок в свете требований ФГОС
Опубликовано: 27 января 2019 в 14:12
+127Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД