Ольга Журкина
«Создаём сказку-познаём мир!» Опыт работы с дошкольниками по формированию безопасного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
"Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок"
А. С. Пушкин
Со словами великого поэта трудно не согласиться. И именно они натолкнули меня на мысль обратиться к сказке, как к средству, способному в занимательной ненавязчивой форме научить ребёнка правильному, грамотному поведению в жизни, в частности, на улице.
Публикация «„Создаём сказку-познаём мир!“ Опыт работы с дошкольниками по формированию безопасного поведения» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Современный город таит в себе массу опасностей: большое количество автомобилей, больших и маленьких дорог, перекрёстков, калейдоскоп дорожных знаков. Как в этом, пока ещё не понятном хаосе, не растеряться ребёнку, ведь дети имеют ограниченный жизненный опыт, поэтому наиболее уязвимы и беззащитны. Понятно, что взрослые: родители, старшие братья и сестры, все те, кто работает с детьми, должны научить их разумно вести себя на улице, однако нельзя вызывать у ребенка чрезмерную боязнь, которая впоследствии может привести к психическим заболеваниям. Поэтому важно найти такие слова и приёмы, понятные детям-дошкольникам и младшим школьникам, которые, не пугая, научат ребёнка ориентироваться в сложном современном мире.
Кроме этого, сказка, а точнее, придумывание сказки – неисчерпаемый источник развития речи, эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребёнка.
В исследованиях отечественных ученых и педагогов Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, Н. П. Сакулиной и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы: восприятие, мышление, воображение, становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. В тоже время ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству: придумывание сказок, стихов, небылиц (Л. В. Ворошнина, М. М. Рыбакова, СМ. Чемортан, А. Е. Шибицкая).
Особое место в словотворческом процессе по праву занимает сказка. Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Педагоги - исследователи отмечают незаурядные возможности детей старшего дошкольного возраста в придумывании неординарных сказок с последующим их не менее уникальным рассказыванием. Они свидетельствуют о том, что, как правило, такие сказки являются комбинированием сюжетов знакомых сказок или героев (Л. И. Божович, A.M. Бородич, М. М. Рыбакова, А. Е. Шибицкая и другие).
Ценность процесса сочинительства сказки ребенком - в его субъективной новизне (Т. С. Комарова, Е. А. Флерина, поскольку ребенок сам придумывает сказку, своими словами, на основе своего замысла начинает осознавать свою способность к сочинительству, несмотря на оперирование знакомыми сюжетами и персонажами. Комбинирование и заимствование говорит о хорошей памяти на образы сказок и аналитическом свойстве ума ребенка, благодаря которым у него развивается способность к нахождению индивидуальности в области речетворчества.
Способность к придумыванию сказок, как одна из разновидностей художественно - речевого творчества старших дошкольников имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка.
Итак, за основу была взята русская народная сказка «Колобок». С раннего детства она знакома воспитанникам. На занятиях по развитию речи я также неоднократно использовала её для пересказа, для выполнения дыхательных и звуковых упражнений, с детьми проводилась беседа по сказке по безопасному поведению.
Герой сказки Колобок – весёлый, забавный, озорной, такой же, как многие дети. Поэтому сюжет и герои сказки, как нельзя, кстати, подошли для создания новой, современной сказки, но со счастливым концом.
Работу над сказкой проводила с воспитанниками 6 лет. Пришли к выводу, что с Колобком вечно что-то приключается, поэтому её название - «Дорожные приключения Колобка». Герои сказки те же, только бабушка и дедушка «учат уму - разуму» Колобка, а он сбегает от нравоучений не в лес, а в большой город. Звери: Заяц, Волк и Медведь водят транспортные средства – велосипед и автомобили. Именно на проезжей части и встречаются они с Колобком-нарушителем правил дорожного движения. Ну, а лиса, конечно же, хитра, готова помочь и перевести через дорогу простодушного Зайца. И только вовремя пришедшие на ум Колобку уроки дедушки и бабушки о том, «что нельзя переходить дорогу на красный сигнал светофора», помогают Колобку убежать от Лисы, вернуться домой живым и здоровым, слушать бабушку и дедушку и не нарушать правил дорожного движения.
Наглядно-образное мышление – отличительная черта дошкольников, да и младшие школьники с удовольствием разглядывают картинки в книжках, поэтому наша сказка проиллюстрирована. Картинки придумывались и рисовались сообща и индивидуально. Главное, чтобы, даже не умея читать, хотя текст на страничках также присутствует, ребёнок мог понять, в чём смысл сказки, о ком и о чём в ней говорится.
Сказка была оформлена в папку-книжку, есть обложка, титульный лист с указанием авторов, художников, года издания, тиража. Всё, как в настоящей книжке.
Работа над созданием сказки и её оформлением заняла несколько недель, но принесла много положительных моментов и позволила решить следующие задачи:
- коллективное творчество детей и взрослого, работа над общей идеей; - развитие и поддержка творческих способностей всех участников, включая родителей; - формирование навыка преодоления трудностей, страхов, адаптации детей в современном мире; - профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; - умственное, нравственное, эстетическое, речевое развитие ребенка.
Кроме того, данная сказка используется в работе с другими воспитанниками – дошкольниками. Её читаем или рассматриваем во время занятий (или фрагментов) по профилактике ДТП с участием детей, используем для речевой работы с детьми. Воспитанники всегда задают вопрос о том, «Кто нарисовал сказку?» и никто не спрашивает о том, «Кто придумал эту сказку?», воспринимая её, как самую настоящую, с удовольствием оценивают поведение героев, советуют, как надо поступить и чего делать нельзя.