Создаем сказку-метод проектов в практике педагога-психолога на групповых развивающих занятиях в детском саду

Светлана Викторовна Петрова
Создаем сказку-метод проектов в практике педагога-психолога на групповых развивающих занятиях в детском саду

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного.

Сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Соблюдая преемственность ступеней образования, согласно пунктам 4.7 ФГОС ДО я для себя четко определила, что нужно применять известные мне способы арт-терапии в новом контексте, находя новые подходы. Работая с детьми дошкольного возраста я много внимания уделяю именно коллективной творческой деятельности. Именно по средствам проведения коллективной деятельности, можно помочь ребенку сформировать все необходимые предпосылки универсальных учебных действий (УУД).

В чем именно заключаются особенности коллективного творческого дела:

практическая направленность;

• коллективная организация;

• творческий характер;

• дети заботятся друг о друге;

• о своем коллективе;

• об окружающих людях;

• все более четкая организация своей жизни;

• разнообразных дел на пользу и радость;

• это сплачивает воспитателей и воспитанников.

Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. В связи с этим в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое разнообразие содержание, нестандартные варианты.

В развивающей работе с дошкольниками на первый план выходят познавательные и художественно-эстетические коллективные творческие дела, которые постепенно обретают форму проектов.

Метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и может быть осуществлен как в рамках НОД, так и в деятельности педагога-психолога.

По мотивам статьи В. М. Букатова «Рукотворный театр теней на семейном празднике» я стала использовать этот очень эффективный прием работы в своей практике: теневой спектакль. Изготовление простых плоскостных кукол, наклеивание при помощи воды на оргстекло и придумывание незатейливых рассказов ребенком. При помощи этого приема решается огромное количество задач: развитие моторики, формирование коммуникативных навыков, становление фантазии, снятие тревожности и борьба со страхами.

Постепенно тени и контуры фигур дети стали заменять нарисованными плоскостными куклами, рассказывая, используя их «Свои истории». Этот способ постепенно перерос в коллективную работу.

И так возникли предпосылки для создания первого вида проектов «Сказка на стекле». Постепенно такие занятия начали превращаться в настоящую творческую проектную мастерскую.

Темы недели в нашем детском саду одинаковые во всех возрастных параллелях. К концу недели можно смело с детьми старшей и подготовительной группы браться за выполнение итоговой коллективной работы. Не бойтесь использовать групповую коллективную творческую работу и с детьми средней группы. Результат просто замечательный. Да, они создают свои произведения «не общую – но вместе» с большой помощью педагога-психолога, но значение такой работы трудно переоценить.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения; развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Создание наших творчески итоговых проектов, которые мы называем «Сказка на стекле», строится по следующему алгоритму:

1. Тема недели лежит в основе «Сказки»

2. Придумать действующие лица.

3. Рисуем карандашами (краска от фломастера потечет, так как мы крепим рисунок при помощи воды)

4. Раскладываем рисунки перед всеми на ковер, чтобы все видели всех персонажей.

5. Придумываем сказку, в которой есть все-все герои, которых нарисовали.

6. Сказку записывает взрослый.

7. Начинаем показывать сказку на стекле.

8. Крепим по порядку тех персонажей, о которых сейчас идет речь.

9. Ждем своей очереди.

10. Радуемся все вместе.

Если во время создания появляется новый персонаж, он тоже участник сказки. Если во время рассказывания и иллюстрирования сказки - линия сюжета уходит в другую сторону – это тоже допустимо. Все строится на фантазии и желании ребенка творить и создавать новое. Совсем новое – такого еще не делал никто.

Когда выполнение «Сказок на стекле» вошло в систему, дети захотели показать их всем ребятам из группы, а кто-то и родителям.

И совершенно неожиданно для меня именно на этом этапе, наши коллективные работы переросли в проект:

Проект – это 5 «П»:

1 - Проблема;

2 - Проектирование или планирование;

3 - Поиск информации;

4 - Продукт;

5 - Презентация.

Проблема – показать всем результат коллективного творчества, огромного труда. Проектирование, поиск информации, продукт – у нас уже есть. Осталось пятое – презентация. Благодаря простой технологии изготовления фотороликов у нас с детьми получилось несколько «мультфильмов».

Применяя в своей деятельности прозрачные мольберты, возникает второй вид проектов в моей деятельности «Мультфильм».

Прозрачный мольберт из небьющегося стекла в деревянной раме помогает формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Цель работы на прозрачном мольберте: развивать высшие психические функции и творческое мышление.

В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования.

Алгоритм работы над этим видом коллективной деятельности такой же, как я описывала ранее: в «Сказке на стекле».

«Мультфильм» мы создаем так же, опираясь на тему недели. На стекле создаем рисунок с использованием гуаши и кисточки. Почему стекло? Почему не просто ватман? Если, например цветок не понравился юному художнику, он может его стереть тряпочкой и нарисовать новый, чего уже невозможно сделать на листе бумаги. А самое главное - этот групповой рисунок можно превратить в настоящий мультфильм (при помощи той же технологии изготовления фотороликов, показать его на праздничной неделе на общем экране и подарить своим мамочкам самую лучшую и необыкновенную открытку на праздник.

Четвертый способ использования «прозрачного экрана» - песочная терапия. (1- теневой спектакль, 2- «Сказка на стекле», 3- «Мультфильм»)

Создание сказок происходит на этом же стекле, только в добавление берется кварцевый песок и мелкие игрушки. Мои воспитанники его назвали «Сокровища», так как постоянно находят в песке что-то новое.

И так одно и то же пособие в кабинете педагога-психолога: небьющееся стекло размером 100 на 80, вставленное в раму и поставленное на ножки помогает решить большое количество задач, которые ставит перед нами современное дошкольное образование.

Все описанные мною способы работы относятся к арт-терапии, которую я постоянно использую в своей деятельности. Арт-терапия дает возможность для ребенка

- Выражать свои эмоции, как позитивные, так и негативные;

- Проявлять спонтанность;

- Повысить самооценку;

- Развивать познавательную активность, символическую функцию мышления и воображение;

- Проявить свое творческое начало.

В сочетании арт-терапии и методов проекта мы можем достичь решения рядя вопросов: терапевтическое значение и приблизится к формированию предпосылок УУД, которые заключены в целевых ориентирах ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования:

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности;- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и

взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,

учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; ребёнок обладает развитым воображением, ребёнок проявляет любознательность; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Я нахожу такое сочетание арт-терапии и метода проектов очень значимым в практической деятельности педагога-психолога, которое может принести много пользы и оказаться очень продуктивным на современном этапе развития психолого- педагогической деятельности.

Список литературы и информационных источников:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"

2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) http://www.edunor.ru/fgos/fgos-dou

4. Воронова А. А. Значение арт-терапии в современной практике психолога http://www.армворонова. рф/modules.php?name=News&file=article&sid=27

5. Букатов В. М. «Рукотворный театр теней на семейном празднике» http://www.openlesson.ru/мастер-класс-рассказ-с-комментариями/).

6. Докудовская Евгения Песочная терапия http://www.wellness-bodywork.ru/psikhologiya-detstva/1725-pesochnaya-terapia

7. Жижина С. М. Проектная деятельность в ДОУ. - http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/01/proektnaya-deyatelnost-v-dou

8. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989.

9. Картушина Е. П., Романенко Т. В Психологический комфорт в школе: как его достичь, акции, тренинги, семинары. – Волгоград: Учитель, 2008.

10. Киселева Л. С., Данилина Т. А. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» .- М. АРКТИ 2005

11. Машлыкина Марина Айтечевна Прозрачный мольберт — нетрадиционное средство развития творческих способностей у дошкольников. - http://doshkolnik.ru/risovanie/12559-prozrachnyiy-molbert-netradicionnoe-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnosteiy-u-doshkolnikov.html

12. Пискунова А. А. Место проекта в образовательном процессе ДОУ. - http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/03/08/metod-proektov-v-rabote-dou

13. Чудинова В. Г. Проектная культура как часть профессионализма педагогов, - http://festival.1september.ru/articles/614391/

Публикации по теме:

Метод проектов и его место в образовательной деятельности ДОУ В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих.

«Метод проектов в ДОУ» …Ребёнка обучи – дашь миру человека. В. Гюго Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений. Сейчас перед.

«Путешествие в сказку». Конспект занятия педагога-психолога на развитие воображения в форме игры-путешествия Игра - путешествие, подготовленное педагогом -психологом, направленное на развитие воображения и речи детей 5-6 лет. Задачи: 1) развивать.

Мастер-класс «Метод проектов» Цель: создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов». Задачи: Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

Метод проектов-инновационная педагогическая технология В своей работе я использую одну из новых наиболее эффективных инновационных технологий в системе современного дошкольного образования.

Консультация «Метод проектов в деятельности воспитателя»Консультация «Метод проектов в деятельности воспитателя» МЕТОД ПРОЕКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ Детский дошкольный возраст –это тот возраст, когда у детей вопрос «почему» возникает очень часто.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. Переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания.

Сообщение из опыта работы «Метод проектов в ДОУ» (из опыта работы воспитателя средней группы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида д/с.

Статья «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология» В настоящее время традиционное образование заменяется продуктивным обучением, нацеленным не только на развитие креативных способностей дошкольников,.

Использование метода проектов в практике работы в ДОУ 1 слайд: Тема моей консультации «Использование метода проектов в практике работы в ДОУ». 2 слайд: В связи с введением ФГОС к структуре.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Праздники
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Создаем сказку-метод проектов в практике педагога-психолога на групповых развивающих занятиях в детском саду
Опубликовано: 7 апреля 2016 в 08:24
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Программа по развитию межличностного общения для обучающихся 5–6-х классов «Планета...
О. А. Смородина, педагог-психолог высшей категории МБОУ «СШ № 23 с углубленным изучением иностранных языков», г. Нижневартовск, ХМАО, Тюменская область,...
Фотоотчет «Велопробег в поддержку акции «Проведи день без автомобиля»
22 сентября отмечается всемирный день без автомобиля. В этот день в каждом уголке нашей планеты предлагается отказаться от автомобилей и других средств...
Фотоотчёт «Зарядка с полицией»
Фото отчёт «Зарядка с полицией» Наступило прекрасное летнее утро 7ого августа 2018 года. В этот день на стадионе МАДОУ «Детский сад «Капелька» прошло...
Лэпбук «Осень» для средней группы
Лэпбук "Осень" Лэпбук - сравнительно новое средство обучения, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации...
Авторская дидактическая игра «Отгадай и назови» для детей 3–5 лет
Эта игра сделана своими руками. Картинки взяты из использованных раскрасок. Для прочности картинки заламинировать. Так с помощью этой игры, дети быстро...