МААМ-картинки

Создание арт-среды для детей с ОВЗ

Оксана Лесниковская
Создание арт-среды для детей с ОВЗ

Создание арт –среды для детей с ОВЗ.

В условиях внедрения инклюзивного образования, а также в специальных коррекционных школах, дети с ОВЗ каждый день сталкиваются и учатся взаимодействовать с социумом, гармонично развиваясь и получая равные возможности для обучения. Внедрение ФГОС ОВЗ предполагает тесную взаимосвязь всех специалистов, работающих с ребенком, чтобы обеспечить ему всестороннее и полноценное развитие с учетом индивидуальных потребностей. Поэтому необходимо выполнить определё нные задачи:

Публикация «Создание арт-среды для детей с ОВЗ» размещена в разделах

Создание оптимальных условий для психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей с помощью творчества.

• Формирование мотивации к различным видам художественной деятельности.

• Формирование художественно-познавательной потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности.

• Развитие навыков социализации путем группового взаимодействия с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

• Формирование и коррекция сенсорного восприятия в условиях групповой и индивидуальной творческой деятельности (Цвета, формы, величины, пространственные и временные представления).

• Формирование положительной самооценки и мотивации на успех за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Выбирая из многообразия методов работы с детьми с ОВЗ, останавливаемся на арт-терапии, и совершенно не зря. Ведь главной цель арт-терапия является - гармонизация личности, поэтому значение особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге - успешно интегрировать его в общество.

Само направление «арт-терапии» достаточно новое в психологии и не насчитывает даже 100 лет. Как и все направления психотерапии, оно вышло из клинической практики и подразумевало под собой воздействие на человека искусством, но базировались на методах психоанализа. Основоположником её является Адриан Хилл, который вслед за Фрейдом считал, что первоначальные мысли и переживания человека, возникающие в подсознании, выражаются в символах и образах.

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в первую очередь подразумевает совместное рисование. Фундаментом такого способа помощи детям является цветовая система. После того, как будет сделан рисунок, педагог и психолог смогут увидеть, какие цвета используются ребенком чаще всего. Это и будет сигналом к его эмоциональному состоянию. Помимо того, что арт-терапия дает возможность провести диагностику психического состояния ребенка, она дает возможность раскрыть художественные способности. Поэтому ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат. Искусство - лишь средство, которое помогает лучше понять себя, свои внутренний мир.

Существует несколько видов арт-терапии для работы с детьми с особенностями развития: изотерапия; игротерапия; музыкотерапия; сказкотерапия, мульттерапия, и другие.

Арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:

1. Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.

2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.

3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.

5. Существенно повышает личностную ценность и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятии. Данные показывают, что дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт-терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятии.

Таким образом, можно выделить четыре основных направления работы, которые оптимально доступны детям и отвечают решению поставленных задач.

1. Групповые творческие работы к актуальным праздникам.

Праздники и развлечения – яркие и радостные события в жизни каждого ребенка. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Участие в подготовке и проведении праздников служит нравственному воспитанию: они объединяются общими переживаниями; у них воспитываются основы коллективизма; формируются патриотические чувства; развивается память, воображение, речь. В основе каждого праздника лежит основная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, если она раскрыта на доступном ему художественном материале, с учетом индивидуальных особенностей. Создавая групповые творческие работы, дети учатся сотрудничать, чувствуют свою причастность ко всему окружающему, проявляют индивидуальность, адаптируются и социализируются. Глядя на плоды своих трудов на выставках, украшающих стены школы, каждый ребенок – особенно ребенок с ОВЗ – ощущает свою важность, ценность.

2. Подготовка декораций и костюмов для мероприятий.

Работая в этом направлении, мы создаем условия для активного участия в совместном творческом процессе, основываясь на идеях такого направления арт-терапии, как театрализация. Не каждый ребенок может, в силу особенностей здоровья, выступать на сцене – но может участвовать в важнейшей части подготовки мероприятия – создании декораций и костюмов. Таким образом формируется причастность и эмоциональное вовлечение в социальную школьную жизнь фактически каждого ребенка, исходя из его желаний и возможностей; развивается эстетическое отношение к окружающему; активизируется мыслительный, познавательный и творческий процесс, обогащающий жизнь новым содержанием.

3. Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ, используя техники арт-терапии и опираясь на развитие сенсорного восприятия.

Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Для сенсорного развития важно, чтобы ребёнок научился сопоставлять данные, которые его мозг получает от различных органов чувств, и объединять их в единое целое. Многие дети, особенно дети с аутизмом, не могут находиться в группе, а также принимать участие в групповых творческих работах. На них мы ориентируемся индивидуально, стараясь медленно, по мере возможностей их развития, включать их в творческую деятельность, опираясь на развитие сенсорных функций. Успешность сенсорного развития зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Мы делаем упор на насыщенную арт-объектами сенсорную среду - основное условие сенсорного развития детей с ОВЗ. Вместе создаем пособия (сенсорный коврик, ленточный душ и др., и стараемся окружить детей средой, стимулирующей органы восприятия.

4. Подготовка и участие детей в творческих конкурсах различного уровня.

Значение этого направления очень велико. Конкурсы не только поддерживают и развивают интерес к искусству, что и без того самоценно, но и стимулируют активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке тематических работ, помогают детям формировать свой уникальный творческий мир. В процессе создания идеи рисунка, сюжетной линии, подбора техники исполнения, дети раскрывают свой потенциал, узнают и реализовывают свои способности и возможности. Творческие конкурсы объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности в целом. Ребята занимают призовые места, что является предметом гордости и формирования самооценки. А если не занимают – то одерживают важнейшие победы над самими собой, своими страхами и эмоциональными зажимами.

Таким образом, Арт-терапия это один из самых интересных и творческих методов работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

Публикации по теме:

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.

Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом»Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом» Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей среднего дошкольного возраста с национальным орнаментом».

Создание предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в «Центре здоровья» плавательного бассейна ДОУСоздание предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в «Центре здоровья» плавательного бассейна ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС ДО, для максимальной организации образовательного пространства, помещение плавательного бассейна нашего.

Создание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольниковСоздание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольников Уважаемые коллеги и гости моей странички, я предлагаю вашему вниманию игры, на развитие речевого дыхания, которые можно сделать своими руками.

Создание предметно-развивающей среды в ДО Развивающая предметно – пространственная среда в группе, созданная мною, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возрастаСоздание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и.

Создание развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста по программе «Югорский трамплин»Создание развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста по программе «Югорский трамплин» «Югорский трамплин», программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка, которая разработана на основе программы «СООБЩЕСТВО».

Создание развивающей среды своими рукамиСоздание развивающей среды своими руками Последнее время большое внимание уделяется вопросам создания развивающей среды. Как её организовать, чтобы среда удовлетворяла требованиям.

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание арт-среды для детей с ОВЗ
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 15:37
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД