Создание мини-музея в условиях ДОУ

Ирина Боброва
Создание мини-музея в условиях ДОУ

Музей (c греч. — Дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Создание музеев в образовательных учреждениях занимает достаточно большое пространство, поэтому ДОУ и иные образовательные учреждения начали заниматься созданием мини-музеев. Что является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей.

Темой образования мини – музеев занимается музейная педагогика, которая в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. В результате чего, создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). На сегодняшний день организация мини-музея в условиях ДОУ играет важнейшую роль в воспитание и образование дошкольника, так как сама среда окружающая ребёнка играет роль воспитателя.

Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).

Основной целью создания мини-музея в ДОУ является ранее приобщение дошкольников к музейному делу, вырабатыванию определенного поведения детей, а также развитию творческой личности. Потому что в мини – музеи не только можно посмотреть на экспонаты, но и по трогать.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музея, в буквальном его смысле. Поэтому и создаются «мини-музеи», которые не только должны соответствовать возрасту детей, но и нести определенную тематику. Следствием чего является вовлечение детей в деятельность и непосредственное общение со сверстниками и педагогом, это благотворно влияет на эмоциональную сторону развития ребёнка. Психологические исследования позволили отметить, что дети, участвующие в организации мероприятий, посвященных экскурсиям в мини-музеи более свободно мыслят, выражая свои чувства и эмоции.

На занятия, посвященным теме минимузея желательно учитывать такие аспекты как:

– Последовательность ознакомления детей с экспонатами мини - музея (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

– Представленные экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей (гуманизм).

– Необходимо поощрять детские вопросы, это означает что дошкольники проявляют интерес.

– Необходимо учитывать практическую часть знакомства с экспозициями мини-музеев, так как у детей развивается творческая активность.Например:

игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. Помимо игр можно использовать такие виды работы,как: детские рисунки, аппликации, придумывание своего названия, загадки, сочинение сказки и т. д.

Результатом работы мини – музея в условияхДОУ для детей является следующее:

– У дошкольников появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культурной сфере жизни.

– Дети приобретают познавательный интерес к «новому, в том числе к музеям.

– У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.

«Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Поэтому в задачи дошкольного педагога входит развитие способностей у детей видения «музея» вокруг себя, т. е. развитие умения в окружающей его повседневной жизни научиться самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Принципы создания мини-музея

• Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

• Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).

• Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

• Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

• Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».

• Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.

• Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

• Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

• Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музеяявляется на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разно-уровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

• Размещение материала на настенных полочках;

• Использование ширм;

• Использование стендов.

Мини - музей - это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа. Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов.

Всю работу можно разделить на три этапа:

1 – этап. Подготовительный.Деятельность педагога:

1) выбор темы мини-музея,

2) определение места размещения мини-музея,

3) планирование экспозиций,

4) выбор дизайна оформления мини-музея,

5) подбор и изучение методической литературы.

6) подбор экспонатов.

При создании мини-музеяочень важно взаимодействие с семьей: проведение консультаций, бесед о создании и значении музея в группе, привлечение к сбору экспонатов.

2 – этап. Практический.Данный этап предполагает:

1. Выбор темы мини-музея. Экспозиции в течение года могут изменяться.

2. Определение места размещения мини-музея.

3. Планирование экспозиций. Мини-музей в ДОУ может располагать постоянными и сменными экспозициями.

4. Выбор дизайна оформления мини-музея.

5. Подбор экспонатов. В процессе работы родители постепенно становятся активными участниками создания мини-музея.

6. Оформление буклета мини-музея

7. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев

В процессе организации мини–музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций, экскурсии по музеям города.

3- этап. Подведение итогов. Презентация мини – музея. С этой целью возникает потребность обучения дошкольников правилам проведения экскурсий.

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии).

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

• выявление творческих способностей детей;

• расширение представлений о содержании музейной культуры;

• развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условияхмузея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок.Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Примерная схема описания экспонатов в мини-музеи.

Название:

Где собран:

Кем собран:

Краткая информация об экспонате:

Как использовать в работе с детьми:

Дополнительная литература:

Список используемых источников:

1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду.М: Линка-Пресс, 2008

4. Трунова, М.Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

6. Чумалова, Т.Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

Публикации по теме:

Положение о детском краеведческом мини-музее «В гостях у Котофея Ивановича» 1. Общие положения1.1. В своей деятельности детский краеведческий мини – музей «В гостях у Котофея Ивановича», далее мини – музей, руководствуется.

Презентация мини-музея «Народные ремесла» Музей - научное и научно – просветительское учреждение, осуществляющее комплектование,хранение и изучение памятников естественной истории,.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • День Победы, 9 мая
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Создание мини-музея в условиях ДОУ
Опубликовано: 13 марта 2015 в 23:10
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 апреля. Всемирный день книг и авторского права

Книги — наши верные друзья, без книг нам быть никак нельзя! Под таким девизом проходит очередной тематический день, посвященный международному книжному празднику. Воспользуйтесь нашей специальной...

23 апреля. День английского языка

ООН учредила международные праздники в честь каждого из пяти своих официальных языков. Исторически так сложилось, что главным и самым распространённым из них стал английский. Дата 23 апреля была избрана...


Горячие темочки