Создание мультимедийной библиотеки авторских ЭОР

Светлана Коваленко
Создание мультимедийной библиотеки авторских ЭОР

Информационная образовательная среда уже прочно вошла в жизнь дошкольных учреждений, она охватывает все направления образовательной и воспитательной деятельности, дополняя её техническими и технологическими ресурсами, новыми квалификационными качествами кадрового состава, новыми методическими и образовательными ресурсами, а также новыми образовательными методиками на основе ИКТ.

Однако эффективную информационную среду современного детского сада характеризуют не столько установленные компьютеры, интерактивные доски, мультимедийный проектор и другое цифровое оборудование, сколько уровень применения информационных и телекоммуникационных технологий во всем образовательном процессе и степень включения детского сада в единое информационное пространство.

В Федеральном государственном стандарте сказано: «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме все доступные виды образовательной деятельности». Здесь необходимо подчеркнуть, что компьютеризация педагогического процесса ни в коей мере не должна заменять самого педагога, как собственно компьютер еще очень долго не сможет заменить книги, ибо сказано было американским художником Томасом Х. Бентоном: «Я написал эту статью на компьютере в комнате, полной книг. Через пять лет у меня будет новый компьютер, для которого большая часть моего старого программного обеспечения и носителей информации уже не подойдет. Книги же по-прежнему будут здесь, и мои дети смогут их читать. И их дети тоже.»

Представленный мною опыт описывает алгоритм работы по созданию на официальном сайте нашего ДОУ библиотеки авторский электронных образовательных ресурсов, о специфики организации данной работы, ее необходимости и рисках, связанных с компьютерной грамотностью и профессионализмом современного педагога.

Данный материал может быть полезен администраторам сайтов образовательных организаций, методистам, педагогам, родителям обучающихся. Содержит в себе текстовой и презентационный материал.

Принято считать, что первым педагогом, воспитателем для ребенка является родитель, во вторую очередь – воспитатель в детском саду. Сегодня современную образовательную информационную среду можно назвать «третьим педагогом», поскольку именно она объединяет все элементы, инструменты и механизмы обучения и воспитания дошкольника.

Являясь администратором официального сайта нашего детского сада и наблюдая за развитием и наполнением сайтов дошкольных учреждений России на современном этапе, мною было выдвинуто предложение о создании на сайте и параллельно в компьютерной базе детского сада мультимедийной библиотеки авторских электронных образовательных ресурсов в виде цифровых наглядных пособий по всем видам образовательной деятельности и возрастам, презентаций, развивающих видеофильмов и мультфильмов, аудиофайлов.

Ситуация с пандемией, режим локдауна, когда детским садам было рекомендовано осуществлять образовательно-воспитательную деятельность в формате дистанционного обучения через сайт ДОУ тем более убедил меня в правильности решения. Подтверждение избранного пути я нашла и в речи Оксаны Алексеевны Скоролуповой, выступившей на селекторном совещании руководителей ДОО «Новые вызовы – новые решения» 21.08.2020 на платформе сайта ИРО 23. Как пример построения цифрового образовательного пространства она привела интерактивную образовательную систему «Мобильное электронное образование «Детский сад», где одним из инструментов управления образовательным процессом в ДОУ является органайзер –планирование в электронном виде, то есть по сути та самая мультимедийная библиотека авторских ЭОР, о которых я говорила выше.

Невозможно в рамках сегодняшнего выступления рассказать о всей системе создания такой библиотеки, перечислю лишь основные этапы и подробнее остановлюсь на практике посещения библиотеки педагогами и родителями.

Основные этапы создания библиотеки:

1. Определение цели, задач, актуальности, технических средств.

Для чего нужна такая библиотека на сайте? Для того, чтобы каждый педагог (независимо, в нашем детском саду он работает или в другом саду страны, мог быстро найти любой требуемый ему материал для проведения занятия в электронном формате. Здесь я предвижу критическое замечание: зачем заводить для этого собственный информационный ресурс, когда можно забить в поисковике нужную тему и выбрать из предложенного в интернете все, что угодно. Однако практика показывает, что таким способом педагог пользуется при отсутствии методического пособия или наглядности к занятию, при этом теряя время на поиск нужной конкретной картинки или на поиск конкретного конспекта занятия, потому что почти никогда не бывает, что согласно тематическому планированию дошкольного учреждения можно сразу отыскать конспект и наглядность к нему, идеально подходящий по всем параметрам. Для этого педагогу приходится вынимать из Интернета несколько конспектов, подробно вычитывать их и затем перерабатывать под свои задачи, возраст детей и специфику деятельности. Это занимает время, силы, и в итоге заинтересованность педагога сделать конкретное занятие интерактивным, более насыщенным, а значит более полезным для усвоения детьми, пропадает.

«Проведу по-старинке,- думает педагог. - У меня есть конспект в методическом пособии, из методического шкафа достану картинки, повешу их на магнитную доску и не буду использовать интерактивную доску (экран, времени на это нет». Такое отношение к модернизации педагогического процесса сегодня является болевой точкой детских садов и требует немедленной корректировки.

И в этой ситуации собственная библиотека ЭОР учитывает, по какой программе работает детский сад, весь материал в ней подчинен содержанию учебно-методического комплекса этой программы, а значит есть единство, преемственность и система изготовленного и архивируемого в библиотеке материала.

2. Структурирование методического материала библиотеки.

Структура мультимедийной библиотеки должна быть простой, удобной и доступной для широкого круга пользователей. Зайдя в нее, педагог сразу должен понять, приемлем ли для него будет данный материал, так как сразу появляются окна, указывающие, по какой программе или программам работает учреждение и собран материал. Если педагог ищет материал по программе «Открытия», он просто покинет сайт, не тратя время на поиск нужного материала, педагог, работающей по программе «От рождения до школы», продолжит продвижение по ветке интерфейса и в итоге найдет то, что нужно с минимальной потерей времени. Говоря об экономии времени, необходимо остановиться на качестве предоставляемого материала. Здесь учитывается принцип единого оформления, эстетичность, методическая грамотность размещаемого материала. Для этого в детском саду создается творческая группа, состоящая из педагогов с высшей квалификационной категорией, достаточным уровнем компьютерных знаний и владеющих информацией о современных изменениях в системе информационно-образовательного пространства.

3. Практическое пользование мультимедийной библиотекой.

Раздел «Авторские ЭОР» предполагается размещать в вариативной части сайта. На сегодняшнем этапе создания библиотеки меня волнует, чтобы прежде всего педагоги нашего детского сада имели возможность обогатить свою образовательную деятельность ресурсами, размещенными в ней. Для этого педагог должен владеть определенным алгоритмом действий:

1. Подготовка к проведению занятия требует времени, значит «пойти» в библиотеку нужно заблаговременно. Пока библиотека только заполняется, в ней может не быть нужного материала. Выяснив это, у педагога должен быть временной отрезок самостоятельно создать электронный ресурс, либо подобрать нужный материал в Интернете, либо обратиться за помощью в создании электронного ресурса к более опытному педагогу.

2. Любой новый проект имеет право на существование только тогда, когда он применим в практической деятельности и приносит ощутимую пользу. Для того, чтобы довести расположенные в библиотеке методические материалы до совершенства, педагогу-пользователю будет предложено оставить свой отзыв об использованном ресурсе, насколько он был полезен или по какой причине его пришлось дорабатывать. Эти комментарии, расположенные в разделе сайта «Обратная связь» помогут творческой группе, отвечающей за наполнение библиотеки, вовремя редактировать материалы, вносить корректировки и обновления.

Таким образом, создание мультимедийной библиотеки авторских ЭОР должно стать действенным помощником воспитателя в организации педагогического процесса, облегчить ему процесс подготовки к проведению образовательной деятельности c учетом следующих базовых принципов:

Системность - используются качественные и безопасные онлайн-ресурсы, прошедшие рецензирование ведущих специалистов ИМЦ Ейский район либо допущенные решением творческой группы по организации библиотеки.

Безопасность - Ребенок точно не встретится

с неподобающим или несоответствующим возрасту контентом;

Удобство – всегда под рукой и в свободном бесплатном доступе.

Вариативность - Использовать ресурсы можно дома и в детском саду, очно и дистанционно с любого устройства с выходом в интернет.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Самара — мой родной город» в старшей группе (c использованием мультимедийной презентации)Конспект НОД «Самара — мой родной город» в старшей группе (c использованием мультимедийной презентации) Цель: воспитывать в детях маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом. Задачи: - расширять и.

Конспект НОД в подготовительной группе «Пасхальный натюрморт» с применением мультимедийной презентацииКонспект НОД в подготовительной группе «Пасхальный натюрморт» с применением мультимедийной презентации Цель: создание условий для детей самостоятельно создавать творческие композиции пасхального натюрморта в рисовании на основе мультимедийной.

Конспект занятия «Мы помним!» с использованием мультимедийной слайдовой презентации в старшей группе. Конспект занятия «Мы помним!» с использованием мультимедийной слайдовой презентации в старшей группе. Цель: расширять представления детей.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей «Путешествие в подводный мир» с мультимедийной презентацией Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей «Путешествие в подводный мир» с мультимедийной презентацией. Задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Праздники
Автор публикации:
Создание мультимедийной библиотеки авторских ЭОР
Опубликовано: 21 января 2021 в 20:38
+231Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 февраля. Всемирный день неторопливости

«Дело верши, да не спеши» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы с ребенком отметить Международный день неторопливости, вместе поиграть и позаниматься...

26 февраля. Всемирный день фисташек

Международный день фисташек был придуман для того, чтобы побудить людей почаще добавлять фисташки в свой ежедневный рацион, используя их преимущества для своего здоровья. Они низкокалорийны, а витаминов,...

Проект в первой младшей группе «Наш друг — Снеговик»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полянский детский сад «Сказка» муниципального образования Рязанский муниципальный район...
Интегрированное спортивное занятие в младшей группе к 23 февраля «Отважные моряки»
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Социализация», «Познание», «Речевое развитие»....
Соревнования «Зимние забавы»
Зимние забавы 2021 г. Пермь Холодно, морозно нынче во дворе! Так всегда бывает зимою в феврале! Что же детям делать? Как же им гулять? В зимние забавы мы...