Галина Владимировна Васильева
Создание предметно — развивающей среды по речевому развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Создание предметно – развивающей среды по речевому
«Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
С. Л. Новоселова
Публикация «Создание предметно — развивающей среды по речевому развитию в средней группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Под развивающей средой понимается естественная обстановка рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
ФГОС выдвигают требования к предметно – развивающей среде, она должна обеспечивать:
- возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых
- двигательную активность
- возможности для уединения
- реализацию различных образовательных программ
- учёт национально – культурных, климатических условий
- учёт возрастных особенностей детей
Она должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.
Предметно – развивающая среда по речевому развитию – это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребёнка. В своей группе организацию развивающей среды мы строим таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
В группе для закрепления правильного речевого выдоха имеются султанчики, вертушки, мыльные пузыри, листочки, используем упражнения «Ты плыви, кораблик!», «Буря в стакане» .
Для формирования фонематического восприятия слуха группа оснащена шумовыми инструментами: звуковые коробочки, музыкальными инструментами: гармошка, барабаны, дудочка, бубен, погремушки, колокольчик; предметными, сюжетными картинками для высказывания звуков, игры с парными карточками.
Для активизации словаря обобщающих понятий и лексико – грамматических категорий в группе есть предметные картинки по темам «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Животные», «Бытовые приборы», «Мир вокруг тебя», дидактические игры «Что из чего сделано», «Времена года», «Свойства», «Умные машины», «Во саду ли, в огороде», «Фигуры» и другие.
Для развития связной речи в группе оформлен кукольный театр, на занятиях и в индивидуальной работе по развитию речи используем опорные схемы, мнемотаблицы по сказкам, коллаж по сказкам, мнемодорожки, помогающие выстраивать фразы. Есть центр «Мир книги», так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в центрах любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок и сюжетных картин. Наши дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг, имеются фотографии писателей, с творчеством которых дети знакомятся.
В группе имеются маски, которые используются в подвижных играх, которые сопровождаются потешками, диалогами, звукоподражанием.
Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи ребёнка. Для развития мелкой моторики мы используем мячики, прицепки, трафареты, пальчиковые игры, мозаики, игры – шнуровки, конструктор, игры «Забавные пуговицы», «Тактильные дощечки».
Можно сделать вывод, что правильно организованная речевая развивающая среда :
- создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
- обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
-способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи