Создание предметно-развивающей среды в ДОУ

Ирина Мельникова
Создание предметно-развивающей среды в ДОУ

1 слайд. Предметно-пространственная среда в старшей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры — ведущей деятельности дошкольников — развивается познавательная мотивация, которая является основой учебной деятельности. Предметно-пространственная развивающая среда должна соответствовать зоне ближайшего психического развития ребёнка 5–6 лет — формированию предпосылок учебной деятельности. Той или иной деятельностью наполнено всё время пребывания ребёнка в учреждении образования, и необходимо, чтобы вся обстановка, окружающая дошкольника, способствовала его развитию. При этом должны выполняться условия безопасности, многофункциональности и вариативности оборудования. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка, что актуально для старших дошкольников. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка. Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми, мобильными. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается ведущая роль игровой деятельности. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от периода обучения детей. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям старшего дошкольного возраста. Важной задачей является формирование у старших дошкольников умения взаимодействовать с представителями противоположного пола. Следует организовать среду так, чтобы девочки играли с мальчиками.

2 слайд. Спортивный уголок.

Здесь находится спортивный инвентарь как фабричного производства, так и подготовленные воспитателями совместно с родителями. Необходимо предусмотреть спецоборудование для индивидуальных упражнений с детьми по предотвращению плоскостопия (массажная дорожка, улучшению осанки, развитию глазомера.

3 слайд. Уголок продуктивной деятельности.

Этот уголок должен иметь хорошее освещение.На окне находятся инструменты для детского творчества: бумага разнообразного вида, стаканчики с карандашами и фломастерами, краски, разноцветные восковые мелки, пластичный материал для лепки, кусочки разных тканей для аппликаций, всевозможные материалы для выполнения поделок, разные ножницы, дыроколы, степлеры. Важно, чтобы все материалы были ярко и привлекательно оформлены, аккуратно разложены. Дети должны иметь возможность использовать любой материал в своём творчестве. Для старших дошкольников расстановку столов делают так, чтобы ребята могли при желании заниматься совместной работой. Здесь же должны находиться образцы для рисования, схемы изготовления поделок, образцы для лепки. Обязательно нужно предусмотреть стенд для демонстрации выполненных работ воспитанников.

4 слайд. Центр сюжетно-ролевых игр.

Играя, дошкольники развивают воображение, творчество, смекалку. Моделируя различные ситуации, они изучают окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Игра со сверстниками способствует развитию коммуникативных навыков, воспитанию дружественных и уважительных отношений в группе. Чтобы дети имели выбор, в центре должно быть представлено большое количество игрушек. Периодически состав предметов меняется, чтобы поддерживать интерес ребят.

5 слайд. Театральная зона.

В старшей группе можно применять разные виды театра: пальчиковый, настольный, театр на тарелках, театр на ложках или на палочках, театр варежек или перчаток, театр на фланелеграфе, театр шапочек, теневой театр, кукольный театр, постановки сказок самими детьми. Кроме кукол для постановок,в театральной зоне должны находиться 2 ширмы: маленькая и большая. В качестве декораций можно использовать ширму или большое зеркало. Для настольных спектаклей это могут быть панорамные книжки. Дошкольники с удовольствием участвуют в инсценировке сказок или рассказов, могут импровизировать действия любимых персонажей, придумывать игру для повторения действий взрослых или обыгрывать прочитанные произведения о сказочных животных. Участие в театрализованных представлениях развивает речь, мелкую и крупную моторику, тренирует память, воображение. Опыт совместной деятельности со сверстниками и взрослыми способствует формированию коммуникативных навыков и социализации дошкольников.

6 слайд. Музыкальный уголок.

Для занятия музыкой иногда требуется уединение, сосредоточенность. Желательно, чтобы была возможность при необходимости изолировать эту часть группы лёгкой ширмой. Оформление этой зоны должно быть привлекательным для детей и доступным для рассмотрения. В то же время нужно приучать воспитанников к аккуратному и бережному отношению к оборудованию, так как оно может прийти в негодность. Здесь же находятся пособия для дидактических игр, направленных на развитие музыкального слуха. Можно положить альбом песен с иллюстрациями, разместить портреты известных композиторов. Так же, как и в других зонах, материал периодически меняется для сохранения детьми новизны восприятия.

7 слайд. Зона речевого развития.

Эта зона должна иметь подборку сюжетных и предметных иллюстраций для пересказов, дидактические игры на развитие звуковой культуры и грамматического строя речи, повышение словарного запаса, мнемотаблицы. Дидактический материал может быть как фабричного производства, так и подготовленный воспитателем. Для отработки правильного произношения приобретаются альбомы с артикуляционными упражнениями и скороговорками. Для индивидуальных занятий детей по артикуляции должны быть зеркала. В старшей группе в этой зоне располагается магнитная доска с азбукой.

8 слайд. Книжный уголок.

В книжном уголке одновременно размещают 10–12 книг,имеющих следующую тематику: сказки, стихи и рассказы на патриотическую тему, рассказы о животных и растениях, книги, изучаемые на занятиях, юмористические книги, книги, которые дети приносят из дома. Книги должны иметь много иллюстраций, быть красочно оформленными, можно использовать книжки-игрушки. В среднем срок пребывания книги в уголке — 2 недели, но он может корректироваться в зависимости от интереса детей. Здесь же располагаются альбомы для рассматривания, детские журналы, портреты писателей. Можно организовать небольшую библиотеку из книжек-малышек. Для детей старшей группы можно оформлять выставки, рассказывающие о творчестве отдельного писателя, какого-то определённого жанра (сказка, юмористический рассказ, стихи) или даже одной книге.

9 слайд. Патриотический уголок.

Патриотическое воспитание в детском саду направлено на формирование любви к своей Родине, родному краю, семье.

10 слайд. Математический уголок.

В этом уголке располагается дидактический материал для формирования математических знаний и развития логики.Он может содержать: логические блоки Дьенеша, наборы цветных счётных палочек Кюизенера, кубики Никитина, различные конструкторы и настольные игры для решения логических задач и счёта. В настоящее время есть выбор рабочих тетрадей на печатной основе, много развивающих пособий для дошкольников. Можно использовать материалы, сделанные своими руками.

11 слайд. Зона конструирования.

В этой зоне представлено большое количество разнообразных конструкторов.

12 слайд. Уголок безопасности.

Сохранение здоровья и жизни дошкольников невозможно обеспечить без обучения правилам личной безопасности, которые следует соблюдать не только в группе и групповом участке, но и во время пребывания дома, на природе, в общественных местах. Уголок безопасности в детском саду может быть посвящен различным сферам — предупреждению травматизма на дорогах; пожарной безопасности; защите при угрозе проведения террористических актов и другое.

13 слайд. Уголок природы

Организация этой зоны предназначена для экологического воспитания дошкольников. Такой уголок пробуждает интерес детей к живой природе и её обитателям. Ежедневное наблюдение за растениями, уходе за ними развивает чувство эмпатии детей к живой природе, создаёт более благоприятную атмосферу в группе и повышает психологический комфорт воспитанников.

14 слайд. Зона организации трудовой деятельности

Дети старшей группы имеют трудовые обязанности.Они сами себя обслуживают: одевание, раздевание, готовят рабочее место для занятий, помогают в столовой, могут выполнять какие-то поручения воспитателя. Кроме этого, организуется дежурство в группе. Дежурство не только формирует навыки практической работы, но и воспитывает ответственность, умение работать в команде и приучает детей к самостоятельности. Можно организовать дежурство по столовой, по уходу за растениями, по организации занятий. В уголке по организации трудовой деятельности должен размещаться экран дежурств, защитная одежда (фартуки, нарукавники, платочки, приспособления для выполнения обязанностей дежурного (ёмкости для полива растений, губки для уборки).

15 слайд. В заключении хотелось бы сказать, что при изменении рабочей обстановки в группе старших дошкольников необходимо привлекать к участию в преобразовании среды. С помощью ширм или экранов дети по своему плану могут менять пространственную организацию помещения, выделяя ту зону, в которой будет проходить занятие.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Создание комфортной развивающей предметно-пространственной образовательной среды в полилингвальной группе «Создание комфортной развивающей предметно-пространственной образовательной среды в полилингвальной группе» Актуальность В требованиях.

Создание комфортной развивающей предметно-пространственной образовательной среды в полилингвальной группе «Создание комфортной развивающей предметно-пространственной образовательной среды в полилингвальной группе» Актуальность В требованиях.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС  «Создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» 1 младшей группы МКДОУ «Детский сад №25» г. Шадринск.

Создание музыкальной развивающей предметно-пространственной среды 3.3. Создание развивающей предметно- пространственной среды Содержание музыкальной развивающей предметно-пространственной среды отражает.

Консультация для родителей «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условия» Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается консультация на тему: «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условия».

Создание предметно-развивающей среды в ДОУ по ФГОССоздание предметно-развивающей среды в ДОУ по ФГОС Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность.

Консультация для воспитателей «Создание предметно-развивающей среды в группе в соответствии с этнокультурным компонентом» Создание предметно-развивающей среды в группе в соответствии с этнокультурным компонентом (Консультация для воспитателей) Среда является.

Создание предметно-развивающей среды в раздевалкеСоздание предметно-развивающей среды в раздевалке Ишкинина Р. Ф., Рублева Г. Л., воспитатели МАДОУ «ДС № 362 г. Челябинска» Создание предметно-развивающей среды в групповой раздевалке. Первое,.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в кабинете педагога-психологаСоздание развивающей предметно-пространственной среды в кабинете педагога-психолога Для эффективности реализации работы по коррекционно-развивающему направлению, необходимо не только использовать разнообразные формы, методы.

Создание эстетической развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Создание эстетической развивающей предметно-пространственной среды – как одно из условий для развития творческой индивидуальности ребёнка.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Профессии и труд
  • Мебель, интерьер
Автор публикации:
Создание предметно-развивающей среды в ДОУ
Опубликовано: 4 октября 2019 в 07:16
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки