Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок

Светлана Печенина
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок

1. Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

способствует профессиональному развитию педагогических работников;

• гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

• обеспечивает открытость дошкольного образования;

создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности

Большая роль в эффективности качества воспитательно - образовательного процесса детского сада отводится материально- техническому обеспечению ДОУ и оснащённости образовательного процесса. В нашем детском саду созданы все условия для полноценного развития детей.

Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и где и в каком окружении он живет – от правильно организованной взрослыми среды, в которой живет ребенок.

2. Образовательная среда – процесс специального организованного целенаправленного формирования личности по социально обусловленному образцу. Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. По ФГОС ДО, образовательная среда включает в себя следующие компоненты: предметно-пространственная развивающая образовательная среда, характер взаимодействия со взрослыми, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.

Одним из важнейших факторов развития личности моих воспитанников является РПП среда, в которой они живут, играют, занимаются и отдыхают. Модель среды моей группы базируется на двух простых идеях:

- детский сад – это второй дом для малышей, в котором им должно быть комфортно, радостно;

- для полноценного и разностороннего развития детей необходимо специально организованная среда для игр и отдыха, для занятий и разнообразной, доступной деятельности.

В группе я постаралась организовать среду так, чтобы каждый ребёнок мог найти место удобное для игр и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удалённое от всех, или, наоборот, позволяющее ощущать телесный контакт с ним, или же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно.

В нашей группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п.

При создании предметной развивающей среды руководствуюсь следующими принципами:

• полифункциональности

• трансформируемости

• вариативности

• доступности

• безопасности.

Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. д., но и лежит в основе его самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования. Моя роль состоит в том, чтобы раскрыть перед детьми все возможности предметно- развивающей среды, поэтому, планируя, я учитываю следующие факторы: возрастные особенности детей; индивидуальные особенности детей; социально-психологические особенности; гендерную специфику.

Пространство группы, где я работаю, преобразовано на зоны для различных видов детской деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной, художественно-речевой, физкультурно-оздоровительной, познавательно-исследовательской.

В зоне двигательной активности, имеется: обручи, мячи, скакалки, кегли, обручи, кольцеброс, гимнастические палки, гимнастические скамейки, ребристая доска. Сшиты руками родителей авторские коврики здоровья с пуговицами и крышками. Кегли выполнены из бросового материала. Для полноценного физического развития дети регулярно занимаются физическими упражнениями (утренняя зарядка, физ. минутки, досуги, занятия по физической культуре, подвижные игры).

В зоне музыкальных инструментов размещены музыкальные инструменты: барабан, пианино, металлофон, бубен, ложки, магнитофон. Цель музыкального воспитания - поддержать интерес дошкольника к музыкальной деятельности, в соответствующей форме стимулировать развитие музыкальности посредством пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально – ритмичных движений и слушания музыки.

Для занятия по ознакомлению с окружающим миром имеется множество картин и иллюстраций, наглядных пособий. В достаточном количестве демонстрационный и раздаточный материал.

Для обучения детей приемам изодеятельности, умению понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству, для воспитания у детей чувства прекрасного в группе функционирует зона «Волшебное творчество». Изобразительное искусство влияет на формирование чуткого, внимательного отношения к окружающему миру, природе, предметам быта и произведениям искусства. В центре в достаточном количестве представлены разнообразные материалы для детского творчества: гуашь, акварельные краски, фломастеры трафареты, раскраски, репродукции художников изделия народного творчества и т. д. Дети в свободное от занятий время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В центре искусства на полочках устраивают выставки рисунков, лепки, аппликаций, выполненных детьми на занятиях в свободное время. В группе имеется доска для рисования мелом (белым и цветным, оборудование для рисования, лепки, аппликации.

Но не будем забывать, что игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем.

Зона «Дидактическая игра» очень нравится малышам представленными дидактическими играми по разным образовательным областям («Четыре времени года», «Четвертый лишний» и т. д.) В групповой комнате расположена зона «Сюжетно – ролевая игра». Дети любят играть в сюжетно - ролевые игры: «Кухня», «Парикмахерская», «Доктор». Они самостоятельно используют в игре костюмы, которые располагаются на вешалках, различную атрибутику, умело пользуются схемами – алгоритмами.

Для конструктивной деятельности в группе используются мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, конструктор «ЛЕГО».

В группе в удобном месте организуется уголок книги - стол и рядом книжная полка-витрина.

В группе имеется достаточное количество дидактических игр и пособий, настольно - печатных игр, направленных на социальное, эмоциональное и нравственное воспитание детей. Также много дидактических игр изготовленных самостоятельно и по материалам таких журналов как: «Обруч», «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание». Они служат основой для игрового и познавательного материала группы.

Для экологического воспитания детей создана зона «Живая природа» (цветы соответствующие возрастной группе, растения). В группе имеется уголок озеленения, где дети самостоятельно ухаживают за цветами: поливают цветы, вытирают пыль с листьев влажной тряпочкой. Рядом располагается календарь природы, схемы с изображением погодных явлений природы. Провожу в зоне «Живая природа» систематические наблюдения с детьми, которые записываю в дневник наблюдений.

На участке дети вместе с детьми подкармливают птиц, одновременно ведём наблюдение за их повадками. Также на участке выращиваем растения, ухаживаем за ними, получаем конкретные представления об их росте и развитии. Имеется цветник. Дети ежедневно ведут дежурство по уходу за растениями и животными, получают первые представления о том, что для роста растений нужны влага, свет, тепло.

Дети позволяют себе в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, лепкой и т. д. Оснащение групповой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действия, распределить свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Постоянными и главными помощниками в создании предметно – развивающей среды в группе являются родители моих воспитанников. В процессе моей деятельности удалось повысить их заинтересованность и вовлеченность родителей в работу по организации предметно-

развивающей среды.

Создавая предметно – пространственную среду в группе, помню правила:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но, самое главное, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности воспитанника.

Необходимое гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;

Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей;

Элементы декора должны быть легко сменяемы.

В группе был создан мини-музей «Игрушки – герои отечественных мультипликационных фильмов», сделанные своими руками. Была собрана коллекция любимых игрушек, книг, оформлен альбом с работами детей «Любимые игрушки». Работа в мини-музее продолжается и сейчас: дети лепят, рисуют, узнают что-то новое. Рядом с музеем у нас есть «Полочка красоты», где выставляются изделия декоративно-прикладного искусства. Беседы о работах народных мастеров помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.

Здесь же размещены материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Систематически работаю над оснащением предметно – пространственной среды, развивающей познавательную активность дошкольников.

Оборудовала центр «Моя Родина – Россия», куда поместила: физическую карту России, флаг России, герб России, гимн России, портрет президента России.

Оформила тематические альбомы: «Мой город», «Моя семья», «Наши защитники», «Город будущего».

В группе имеется материал для знакомства детей с «Тамбовским краем» - фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок.

Собрали материал по теме: «Куклы в национальных костюмах».

Подобрала методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы Великой Отечественной войны, о России, о Российской Армии.

Изготовила тематические папки, рассказывающие о жизни людей

в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных

для той или иной страны, папка-передвижка «Знаменитые земляки».

Изготовила атрибуты к сюжетно-ролевым играм патриотической направленности: «Моя семья», «Армия», «Космонавты», «Мы – богатыри».

Я считаю, что предметно - развивающая среда в группе, служит интересам и потребностям детей, а её элементы - оборудование, игрушки, игры, дидактический материал - развитию ребенка, и также соответствует возрастным требованиям детей данной группы. Таким образом, развивающая среда, созданная в группе, способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности, а также дает возможность самостоятельно распоряжаться её составляющим.

Образовательная среда - это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, помогающая ребенку осваивать генетические задачи возраста.

Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании каждого ребе

Публикации по теме:

«Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ соответствии с ФГОС ДО» "Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ соответствии с ФГОС ДО" Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный.

Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды Развивающая среда группы построена с учетом следующих принципов: 1. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию.

Презентация на тему «Создание развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе ДОУ» Маленький ребенок – исследователь. В два года жизни малыш осваивает окружающий мир. Ведущая деятельность предметная. Для изучения окружающего.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Структура образовательного проекта Актуальность проекта. В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС» Введение Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная.

Создание предметно-пространственной развивающей среды для изучения правил дорожного движенияСоздание предметно-пространственной развивающей среды для изучения правил дорожного движения Представляю вашему вниманию макеты зданий изготовленные для изучения правил дорожного движения. Создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр:.

Создание предметно-пространственной развивающей среды, способствующей речевому развитию дошкольников Сегодня, в период введения ФГОС ДО, вопросы развития речи дошкольников стоят особенно остро. Это связанно с тем, что все больше выявляется.

Создание развивающей предметно-пространственной среды группы с использованием продуктов, созданных во время КОП Создание РППС группы с использованием продуктов созданных во время КОП. В соответствии с п. 3.3 ФГОС дошкольного образования - развивающая.

Создание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленностиСоздание развивающей предметно-пространственной среды участка оздоровительной направленности В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) к структуре общеобразовательной программы дошкольного.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования.Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС. Характеристика группы: В мою группу ходят дети с младшей группы.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Математика
  • Экология
Автор публикации:
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок
Опубликовано: 9 июня 2018 в 22:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

Фотоотчет детских коллективных работ за сентябрь в старшей группе детского сада
Сентябрь в старшей группе был достаточно "урожайным" на коллективные работы. "С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, МОСКВА" Данная работа была приурочена ко дню города....
Фотоочерк «Вязьма. Богородицкое поле»
Примерно в 20 километрах от города Вязьма Смоленской области находится мемориал "Богородицкое поле", посвящённый советским воинам, павшим в боях на подступах...
Сценарий и видео отчет конкурса чтецов «Осенние посиделки» для детей средней группы
Ведущая -Добрый день, сегодня у нас конкурс чтецов «Осенние посиделки», в котором дети будут читать стихи об осени, осенних приметах. Приветствуем...