Создание развивающей среды

Мария Рогожкина
Создание развивающей среды

Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Окружающая предметная среда, в которой живет ребенок, не может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной, она должна быть– насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Предметно-пространственная среда развития – организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Созданная в группах обстановка должна успокаивать, уравновешивать эмоциональный фон, положительно влиять на нервную систему ребенка. Все это должно проявляться в спокойном поведении и содержательной деятельности. В среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Пространство группового помещения функционально.

В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно- ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений.

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Одна из наших задач - создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя.

Поэтому мы, создавая развивающую среду, стараемся оформить групповые комнаты, учитывая особенности детей, посещающих группу. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Ребенок не просто общается в развивающей среде, он должен чувствовать себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, он становится творцом своего окружения, своего Я. Предметно-развивающая среда должна быть яркой, познавательной, эстетичной, поучительной, гармоничной, доступной, с учетом потребностей и интересов детей.

В нашей группе не так много места, но основные уголки для развития детей у нас присутствуют.

Это наш спортивный уголок. В нем подобран необходимый спортивный инвентарь для занятий физкультурой, гимнастикой и для подвижных игр.

Создание развивающей среды

Уголок природы у нас совмещен с уголком экспериментирования.

Здесь дети не только учатся наблюдать за изменениями погоды, но и проводят опыты, экспериментируют.

Зимой мы вместе с детьми выращиваем лук, укроп, редис и конечно рассаду цветов для будущих цветников.

Дети проводят наблюдения за ростом растений, помогают за ними ухаживать – поливать, рыхлить землю.

Также у нас есть книжный уголок, в котором подобраны книги по возрасту детей.

Музыкальный уголок.

Так у нас расположены уголки с сюжетно-ролевыми играми «Дом», «Автопарк».

В отдельных контейнерах атрибуты к играм «Больница», «Строители», «Магазин», «Салон красоты» и другие. Детям очень нравится играть в сюжетные игры, наряжаясь в наряды. Они учатся строить отношения, находить выход из каких-то проблемных ситуаций, договариваться о сюжете игры.

Уголок изодеятельности. Здесь дети могут заняться рисованием, лепкой, аппликацией или поиграть в развивающие логические игры. Всё находится в свободном доступе, с учетом роста детей.

Вся наша приемная выполнена в морском стиле. Всё сделано своими руками, при помощи самоклейки и потолочных плиток.

В группу детей приглашает вот такое солнышко.

В группе оформлен мордовский уголок совместно с детьми и их родителями.

Это все что касается группы. Мы стараемся создать все условия для полноценного, разностороннего развития детей. Конечно, не нужно забывать и про участок детского сада.

Участок – обязательный элемент дошкольного учреждения. Правильно спланированный и хорошо оборудованный участок, где дети проводят от 3,5-4 ч зимой, до 5-6 ч в теплое время года, создает благоприятные условия для их гармоничного развития.

Пребывание детей на участке позволяет широко использовать в целях закаливания мощные оздоровительные природные факторы – воду, солнце, воздух. На участке дети получают реальную возможность удовлетворить потребность в движении, совершенствуя при этом свои двигательные умения в играх, в разнообразных гимнастических упражнения, трудовых процессах.

Хорошо озелененный и оборудованный участок оказывает положительное влияние на эмоциональный тонус, который в сочетании с активной двигательной деятельностью поддерживает состояние хорошей работоспособности детей.

Участок используется в педагогических и воспитательных целях для ознакомления с окружающей природой, развития речи, мышления, для воспитания трудовых навыков, реализации отдельных форм физического воспитания.

Участок должен быть функциональным и летом и зимой. На своем участке мы каждую зиму делаем снежные фигуры. Стараемся чтобы было не только красиво, но и чтобы дети физически развивались. Фигуры делаем по какому-то сюжету. Например, в прошлом году на нашем участке были сделаны тропинке равновесия

Таким образом, важнейшей задачей воспитателя по созданию предметно- развивающей среды в группе и на участке является умение организовать быт так, чтобы тесно увязать все элементы повседневной жизни с развитием, обучением, игрой и приобщением детей к труду, а для этого необходимо создать спокойную и доброжелательную атмосферу в группе, ДОУ, т. е. социальную среду.

Полноценное развитие, воспитание и образование детей могут осуществляться только при определенных условиях:

• Рядом с ребенком должны быть любящие, понимающие, ответственные и высокопрофессиональные педагоги;

• Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.

• Важно учитывать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в индивидуальных темпах развития, но и те, которые связаны со здоровьем детей.

Публикации по теме:

Создание предметно-развивающей среды по организации музыкальной деятельности Я разработала проект на тему: «Создание предметно-развивающей среды по организации музыкальной деятельности». Вид проекта: познавательно-творческий.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО с детьми 4–5 лет   Требования к развивающей предметно- пространственной среде (ФГОС ДО п. 3.3.4) Тре3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС  .

Доклад «Создание предметно-развивающей среды» Основные функции развивающей среды детского сада: • служит носителем разносторонней информации об окружающем; • влияет на интеллектуальное,.

Методическая разработка. Создание развивающей среды в бассейне ДОУ. Методическая разработка «Создание развивающей среды в бассейне ДОУ» Реализация образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения,.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного.

Создание предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе На современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, необходимо кардинально.

Создание предметно-развивающей средыСоздание предметно-развивающей среды Создавая предметно-развивающую среду, мы учитывали требования ФГОС, отображая их во всех уголках группы. "Огород на окошке" Где мы совместно.

Создание предметно-развивающей среды в группе «Непоседы»Создание предметно-развивающей среды в группе «Непоседы» Создание предметно-развивающей средыВажнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и науки стали неотъемлемой частью нашей.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Деревья и листья
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Создание развивающей среды
Опубликовано: 24 февраля 2017 в 14:19
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 сентября. День лука на МААМ

Полезные и вкусовые свойства этой овощной культуры известны во всем мире. Почти в каждой национальной кухне можно встретить блюда из лука. «Лук от семи недуг» – говорили наши предки, которые не только ели...

19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

Осеннее оформление окон в группе
С приходом осени украсила окна группы, поменяв летнее оформление на осеннее. Все окна оформляю в одном стиле, покажу два окна. Для оформления использовала...
Картотека дидактических игр на развитие словаря
Картотека дидактических игр на развитие словаря Игра «Потому что» Цель: расширение словаря, активизация, уточнение значения обобщающих слов (...
Сценарий праздника «День дошкольного работника» в детском саду
Цель: создание праздничного настроения у детей и взрослых; Задачи: расширять представления детей о профессиях дошкольных работников; развивать речь, память,...