Создание среды по оздоровлению детей

Оксана Рябцева
Создание среды по оздоровлению детей

Все научные исследования, представления, наблюдения детской педагогики и психологии склоняются к общему мнению об уникальности первых лет жизни ребенка и прямой зависимости качества их проживания от социальных условий, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды.

Развитие ребенка возможно только в процессе общения со взрослым, который вводит его в окружающий мир, мир предметов, явлений, чувств. Таким взрослым для ребенка, посещающего детский сад, становится воспитатель. И воспитатель ответственен за создание предметно-игровой среды.

Таким образом, целью своей работы я считаю укрепление здоровья детей, как физического, так и психического. Ориентируясь на цель и, исходя из того, что психофизическое развитие ребенка зависит от окружающей его среды, на практике я стремлюсь создать в группе такую предметно-игровую среду, которая служит пространством развития и оздоровления детей.

Организовывая в группе предметно-игровую среду обязательно учитываю показатели физического развития и особенности психического развития детей, для того чтобы в процессе воспитания совершенствовать умения и навыки соответственно данному возрасту, иначе в ближайшем будущем неизбежно произойдет их задержка.

Разрабатывая в группе предметно-игровую среду, и разбивая ее на предметно-игровые зоны, руководствовалась следующими принципами:

1. Принцип активного движения, позволяющий детям совершенствовать и обогащать двигательный опыт.

2. Принцип разнообразия предметов и предметной деятельности, позволяющий ребенку развивать сенсомоторную чувствительность.

3. Принцип общения «глаза в глаза», позволяющий установлению близкого доверительного контакта.

4. Принцип безопасности и стабильности предметного пространства, снимающий с ребенка эмоциональную напряженность.

5. Принцип поощрения самостоятельности и накопления опыта предметно-игровой деятельности.

Исходя из принципов организации предметно-игровой среды в группе, как пространства оздоровления детей я большое внимание уделяю наличию в группе:

1. Физкультурного оборудования и пособий, предназначенных для физического развития детей. В зоне двигательной активности находятся разноцветные флажки, различные мячи (резиновые, теннисные, разных размеров; мешочки с песком, для упражнения в равновесии; кегли; ребристые дорожки, пуговичная дорожка для профилактики плоскостопия и массажа ног; массажные рукавички, резиновые кольца для массажа рук; обручи, шнуры. Обязательно проверяю безопасность использования физкультурного оборудования, его прочность.

В режимные моменты физического развития детей входят утренняя зарядка, и гимнастика после сна. Дети очень любят делать зарядку под бодрую музыку, или под ритмичную речь, которая является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Движения у детей становятся более выразительными, плавными. При помощи речи с движениями у детей вырабатывается правильный ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Гимнастика после сна включает в себя несколько общеразвивающих упражнений и массаж рук, ног, живота, спинки. Детям очень нравится самим надевать массажные рукавички, растирать себя и друг друга.

Провожу с детьми закаливающие мероприятия: обливание ручек попеременно теплой и прохладной водой, пробежку босиком по «пуговичному» коврику после сна.

Прививаю детям санитарно-гигиенические навыки: умывание после принятия пищи, причесывание после сна и в течение дня по необходимости, организовываю с детьми игры – беседы по сказкам, стихам (например: «Мойдодыр», «Федорино горе»).

Нельзя ни сказать о роли родителей, ведь здоровье их детей зависит в большей степени от них. Отношение к здоровью детей в каждой семье свое, поэтому работая с родителями, для себя выделила три типа семей:

- родители, которые уделяют много внимания здоровью и развитию ребенка в младенчестве, а с приходом ребенка в детский сад вопросы воспитания и оздоровления отодвигают на систему общественного воспитания и систему здравоохранения.

- родители, которые большее внимание уделяют физическому здоровью ребенка, а вопросами психического развития интересуются недостаточно.

- родители, заботящиеся о психофизическом развитии ребенка и его оздоровлении.

Опорой в моей работе служит последний тип семьи. Такая семья активно принимает участие в жизни группы, детского сада. Со вторым и первым типом семей веду беседы для того, чтобы родители осознали, что не только о физическом здоровье надо заботиться, но заботиться о комплексном оздоровлении детей, предлагаю литературу на данную тему. Как лучше организовать режим дня в домашних условиях, как привить санитарно-гигиенические привычки, как направить детей к здоровому образу жизни, каких принципов придерживаться при воспитании детей, как организовать досуг детей дома, и многие другие вопросы ставлю перед родителями на собраниях. Проводя родительские собрания, стараюсь организовать их в форме бесед, «круглых столов» - для того, чтобы родители чувствовали себя участниками диалога, чтобы в процессе обсуждения вырабатывалась общая точка зрения и общая система действий, направленных на оздоровление детей.

Работа с родителями трудоемкая, но важная, так как основы здорового образа жизни должны закладываться в семье. Ведь семейный уклад служит примером для ребенка.

В современных условиях детский сад должен выступать проводником здорового образа жизни и гарантом укрепления психофизического здоровья детей. Охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика отрицательных эмоций и нервных срывов, полноценное физическое развитие должны осуществляться за счет организации предметно - игровой среды, ориентированной специально на ребенка и позволяющей ребенку проявить себя во всех видах деятельности

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда в ДОУ. Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста в различных видах деятельности. Цель: гармоничное развитие ребенка Задачи: Создать оптимальные условия для развития ребенка. Содействовать развитию сенсорной культуры.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Деревья и листья
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Создание среды по оздоровлению детей
Опубликовано: 11 марта 2015 в 13:53
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Дидактическое пособие «Созрели яблоки в саду» по ФЭМП
К Яблочному Спасу Назначение: дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей дошкольного возраста. Цель: -...
Сценарий летнего праздника в младшей группе «Лето — море солнца, море света»
Летний праздник «Лето – море солнца, море света» Дети входят в зал. Вед. : Сегодня ребята мы празднуем приход лета. Ходит лето по планете Пышет...
Танцевальная композиция с бубнами для детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю танцевальную композицию с бубнами для детей старшего дошкольного возраста. " Я играю от души, Ритм очень труден. Что звучит скорей скажи?...