Лучший педагог года

Создание условий детям с ограниченными возможностями здоровья для формирования успешного жизненного пути

Альбина Васильева
Создание условий детям с ограниченными возможностями здоровья для формирования успешного жизненного пути

20 лет работы с незрячими детьми научили меня видеть их глазами, слышать и чувствовать их боль, понимать их психологию, особенности развития.

Мое педагогическое кредо – это найти такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценности отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Воспитать личность, способную на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Публикация «Создание условий детям с ограниченными возможностями здоровья для формирования успешного жизненного пути» размещена в разделах

В своей работе я использую личностно-ориентированный подход в технологии работы со слабовидящими детьми.

Моя основная цель – научить детей приемам познания окружающего мира с помощью всей анализаторной системы (использование остаточного зрения, слуха и т. д., создать все условия для социальной реабилитации слабовидящих и слепых детей, раскрытия их личных качеств и самоутверждению в обществе.

Основные задачи, которые я ставлю перед собой:

• Индивидуально-психологическая диагностика каждого ребенка. С этой целью, на каждого ребенка, начиная с 1-го класса, заводится социально-педагогический паспорт, в котором фиксируется наблюдения за личностью ребенка, мотивы поведения, интересы, уровень воспитанности.

• Поиски путей реализации личностно-ориентированной педагогики в условиях специализированной школы.

• Разработка технологии личностно-ориентированного подхода в работе со слабовидящими и слепыми детьми.

В работе я придерживаюсь следующих принципов:

• Принцип персонификации, т. е. индивидуальный, личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, учет особенностей его психического и физического развития.

• Принцип природосообразности, т. е. учитывать различия в развитии мальчиков и девочек, более замедленный темп развития детей с ограниченным зрением.

• Принцип гуманизма. Вера в доброе начало каждого ребенка, вера в его возможности.

• Принцип системности. Практика показывает, что только системная работа дает положительные результаты воспитания.

Системообразующим видом моей работы является эстетическое воспитание. Несколько лет я руководила кружком «Кукольный театр». Почему именно кукольный? За годы работы я пришла к выводу, что для детей с ограниченным зрением особенно важно тактильное общение, развитие сенсорики. Использование их психолого-педагогического состояния через работу школьного кружка, способствуется развитие индивидуальности детей, раскрытие своего «Я».

Ребята с большим удовольствием посещают кружок, т. к. здесь они могут раскрыть свои творческие способности. В нашей школе очень много талантливых детей. Темы будущих постановок дети выбирают сами. Во время подготовки к спектаклю через художественное слово, музыку, пение развивается эстетический вкус детей. Кроме спектаклей применяю ролевые игры, в которых вместе с детьми обыгрываем жизненные ситуации.

Участие в кружке помогает ребятам в повседневной жизни : на примере кукольных героев я учу своих воспитанников добру, справедливости. Результатом работы является то, что дети посетившие мой кружок более контактны, раскрыты, они могут самостоятельно решать свои проблемы и более адаптированы к социальным условиям.

Методологической основой моей концепции являются концепции личностно-ориентированной педагогики И. С. Якиманской, В. В. Серикова, гуманная педагогика Ш. Амонашвили, концепция веры в доброе начало каждого ребенка Карла Роджерса.

В работе с незрячими и слабовидящими детьми руководствуюсь методическими рекомендациями корифеев коррекционной педагогики обучения детей с нарушением зрения Н. Н. Малофеева, Б. К. Тупоногова, Л. И. Плаксиной, В. З. Денискиной, Т. Г. Богдановой, основами народной педагогики Г. Н. Волкова, а также известного в нашей республике этнопедагога К. С. Чиряева.

Примером трудолюбия, жизненной стойкости, добросовестного отношения к работе являются для меня незрячие педагоги и выпускники нашей школы И. М. Ишниязов, Ю. В. Писарев, И. Н. Егоров и др.

Для наших детей любая болезнь очень опасна, т. к. ослабляет склеру, ухудшая тем самым и без того слабое зрение детей. Поэтому за основу воспитательной работы я выбрала профилактику здоровья учащихся. «Уроки здоровья» - это тренинги, беседы, оздоровительные минутки для глаз, деловые игры, игры на свежем воздухе, комплексы физических упражнений для каждой группы болезней, выпуск бюллетеней, конкурс плакатов, рефераты, беседы с врачами, психологом, людьми, ведущими здоровый образ жизни и т. д.

Кроме физического здоровья ведется работа над развитием духовного, нравственного здоровья, так как только нравственно богатый человек может считать себя здоровым.

Моими союзниками в воспитательной работе являются родители. В своих педагогических творческих поисках по воспитанию детей я советуюсь в первую очередь с родителями. Занимаюсь образованием родителей, учу их общаться с детьми по программе, разработанной педагогами нашей школы совместно с психологом, социальным педагогом. В основе этой программы лежит мысль о том, что детям с ограниченным зрением предстоит жить в обществе зрячих, о необходимости мероприятий, направленных на успешную интеграцию незрячих детей в обществе.

Работая по выбранной системе, я убедилась, что направление, выбранное мною, правильно. Оно дает положительные результаты. Мои воспитанники умеют сочувствовать, сопереживать, ценить прекрасное в жизни.

Раскрывая потенциальные возможности и способности ребенка, какими бы особенностями (недостатками) он ни обладал, можно раскрыть внутренние цели и желания ребенка, сделать его готовым к успешному освоению социального опыта, научить жить в мире реальности.

Публикации по теме:

«Личностно-ориентированный подход в воспитании детей».«Личностно-ориентированный подход в воспитании детей». В концепции дошкольного образования говориться о необходимости осуществлять индивидуальный подход в воспитании и образовании каждого дошкольника.

Развитие социальных компетенций младших школьников в условиях модернизацииРазвитие социальных компетенций младших школьников в условиях модернизации Развитие социальных компетенций младших школьников в условиях модернизации. Р. А. Балтабаева В настоящее время уделяется большое внимание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий детям с ограниченными возможностями здоровья для формирования успешного жизненного пути
Опубликовано: 20 февраля 2015 в 14:51
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД