Юлия Чазова
Создание условий для организации инклюзивного образования в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из приоритетных направлений работы государственной социальной политики России можно считать внедрение в образовательный процесс инклюзивного образования. Главной задачей этой программы является реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Наличие даже одного ребенка с ОВЗ в классе изменяет деятельность учителя, т. к. на уроке необходимо одновременно организовать несколько видов учебных ситуаций:
Публикация «Создание условий для организации инклюзивного образования в школе» размещена в разделах
индивидуальная работа учеников по освоению определенной части материала с помощью различных дидактических и технических средств (карточек, учебников, компьютера и т. д.);
учебная деятельность учащихся в подгруппах или парах;
непосредственная работа учащихся с ОВЗ.
Выполнение этих действий в одиночку достаточно затруднено, поэтому возникает вопрос о совместной деятельности учителя и специалистов сопровождения (психолога, логопеда, дефектолога, тьютора, социального педагога) и распределении между ними обязанностей и педагогических позиций на уроках. Этот вариант работы апробирован сторонниками коллективного способа обучения. Причем ведущая роль учителя сохраняется, особенно во фронтальном изложении нового материала, обобщении его, проверке знания, объяснении логики выполнения заданий для всего класса, но предусматривается возможность изложения этого же материала отдельно для ребенка с ОВЗ. Это вызвано тем, что знания и умения ученика с ОВЗ, его личностные особенности определяют объем и последовательность освоения нового материала (1, с 23). Кроме того, при индивидуальном взаимодействии можно выявить правильность понимания полученного материала и индивидуализировать способ подачи материала. Причем выбор того или иного способа определяется дидактической задачей, возрастными и психофизическими особенностями школьника, его темпераментом, типом мышления и уровнем подготовленности.
Какова технология организации этой работы? Учитель сообщает ребенку название темы, выясняет, что учащийся уже знает, обсуждает рамки темы и планируемый результат. Учебный материал излагается небольшими фрагментами. После каждого фрагмента учитель осуществляет проверку его понимания. Во время объяснения учитель фиксирует основные моменты, понятия, схемы и т. п. в тетради ребенка. Для лучшего понимания и закрепления темы обязательно используется наглядный материал. В процессе изложения материала необходимо предусмотреть активное включение ребенка в учебную деятельность, например, привести примеры, восстановить текст, сформулировать вопросы. Обязательно организовать закрепление изученной темы: установить причинно-следственные связи между отдельными понятиями, сделать обобщение, решить аналогичную задачу.
А что делают в это время остальные учащиеся? В то время, когда учитель занят отдельными учениками, другие работают в парах, группах и индивидуально. Очевидно, что самостоятельная работа учащихся требует педагогического сопровождения. При этом педагог нужен не столько для поддержания порядка, сколько для обеспечения качества учебной работы. Специалист сопровождения (ассистент) отслеживает и корректирует порядок взаимодействия ребят в парах и группах, оказывает помощь, организует рефлексию детьми своей деятельности, формирует у них умения вести диалог, задавать вопросы, осмысленно читать тексты, искать информацию в разных источниках, запрашивать помощь у товарища или взрослого, ставить задачу и определять последовательность действий по ее решению, находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их и т. п.
Обычно работа в парах используется на этапах повторения (припоминания) или закрепления (запоминания, применения) материала, когда ученики могут действовать самостоятельно, и чаще всего не выполняет своей коммуникативной, речевой функции. Чтобы управлять речевыми фазами работы, учитель должен заранее подготовить вопросы, которые дети могут задать друг другу, и предложить их ребятам. Лишь постепенно обогащаясь разнообразными речевыми клише, каждый ребенок сможет обсуждать с товарищем сложные вопросы (2, с. 21). Это, в свою очередь, означает, что для эффективного применения парной работы учащихся, педагогу следует добавить в содержание обучения на уроке коммуникативную составляющую (приемы, вопросы, речевые обороты и пр.).
Введение парной организационной формы на разных этапах (фазах) процесса усвоения, реализуемого в уроке, позволяет повысить степень завершенности в реализации каждого этапа урока и включить большее число учащихся в учебный процесс. Тем самым возрастает число учебных ситуаций, в которых благодаря переводу части действий в речевые фазы усвоения, ученики могут запоминать учебный материал более осознанно и успешно.
Список использованной литературы:
1. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / Под ред. Е. В. Самсоновой. – М. : Форум, 2012. – 208 с.
2. Cagran B., Schmidt M. Attitudes of Slovene teachers towards the inclusion of pupils with different types of special needs in primary school // Educational Studies. 2011. V. 37, № 2.