Елена Голтелова
Создание условий для приобретения социального опыта детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения, в соответствии с ФГОС ДО, является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Публикация «Создание условий для приобретения социального опыта детьми раннего возраста» размещена в разделах
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольные учреждения особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. В группах раннего возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада.
Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие: семья, детский сад, общество. Ребенок внимательно следит за тем, как поступают и общаются окружающие его люди. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”. Суть таких отношений определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.
Родители должны соблюдать те же правила общения с ребенком, что и педагоги, обеспечивая стабильность окружающей обстановки и поддержку проводимой в детском саду работы. Поэтому в индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости выработки общих требований к поведению и речи ребенка.
Известно, что социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, а так же в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности. Поэтому ещё одним важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса.
Сегодня мы обращаемся к личности ребёнка дошкольного возраста и анализу процессов, влияющих на её формирование, через организацию и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности ДОУ, как условия реализации социального заказа общества и семьи. Для решения поставленной задачи в нашем дошкольном учреждении ведё тся работа в следующих направлениях: обогащение предметно – пространственной среды; реализация общеобразовательной программы для полноценного психического, физического, эмоционального, интеллектуального развития и обучения детей; использование здоровьесберегающих технологий для усвоения основ культуры.
В нашей группе создана развивающая среда, которая обеспечивает безопасность жизни детей, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми Её основные черты таковы: взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-игровая среда в группе отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля. Важно также отметить развивающую, профилактическую и корректирующую функции игр.
Согласно ФГОС основными моделями организации образовательного процесса являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность. Основным средством совместной деятельности выступает общение. На 3 году жизни действия по отношению к сверстнику как к неодушевленному предмету идут на убыль. Появляется стремление заинтересовать его собой. Все чаще малыши испытывают удовольствия от совместных игр. Поэтому я веду целенаправленная работа по развитию навыков общения.
Считаю, что наиболее эффективные методы социализации заключаются в последовательном моделировании приемлемых форм поведения и установления с малышом теплых, дружеских взаимоотношений. Обеспечение психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья является важной составляющей качественного образования в целом. Так как именно «благополучный» ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми. Своё общение с детьми осуществляю с помощью разнообразных коммуникативных средств: речевых, мимических и пантомимических. В работе с детьми используем демократический стиль общения, т. к. именно он позволяет установить между ребенком и воспитателем доверительные, раскрепощенные отношения, создаёт условия для развития детского общения.
Для этого использую следующие приемы: упражнения на подражание, инсценировки, музыкальные игры, песенки, подвижные игры, развлечения, праздники, театр, чтение и обсуждение сказок, иллюстраций.
Овладение речью является важнейшим событием в этом возрасте. Речь приобретает функцию основного психического инструмента. Она становится средством мышления, воображения, овладения собственным поведением. Проведение работы по речевому общению проходит в непосредственно образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволяет каждому ребёнку с учётом возрастных, индивидуальных особенностей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила речевого общения. Особенность работы заключается в том, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер.
Для развития средств общения я использую следующие приемы: вопросы, словесные поручения, создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и коммуникативные игры, чтение стихотворений и сказок, опыты, знакомство с мирилками, драматизации, наблюдения.
Контакты между детьми дают им дополнительные впечатления, положительные переживания, открывают возможность продемонстрировать свои умения. Способствуют раскрытию творческого начала и самобытности. В ходе общения друг с другом у малышей налаживаются и совершенствуются совместные практические и игровые действия, формируются представления о другом человеке. Для развития потребности в общения я использую следующие приемы: обучение позитивным способам общения, разрешения конфликтов, сопоставление поведения с этическими категориями «хорошо-плохо», «добро-зло» при обсуждении сказок, просьба оказания помощи, пересказ любимого мультика друзьям и взрослым, телесно-ориентированные упражнения, коллективные развивающие игры, совместная творческая деятельность.
Использую в своей работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют организовать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы ребёнок мог усваивать культуру человечества без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.
Вывод: проводимая работа позволяет каждому ребёнку с учётом возрастных, индивидуальных особенностей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила поведения и речевого общения.