Лучший педагог года

Создание условий для развития детской инициативы в ДОУ посредством творчества (2 фото)

Ольга Карбаинова
Создание условий для развития детской инициативы в ДОУ посредством творчества

Согласно ФГОС ДО, необходимыми условиями для создания социальной ситуации развития детей, поддержки индивидуальности и инициативы детей является :

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

Публикация «Создание условий для развития детской инициативы в ДОУ посредством творчества» размещена в разделах

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной, продуктивной и т. д.). (1, п. 3.2.5)

Каким же образом педагог дошкольного учреждения может создать эти условия для детей? Прежде всего, рассмотрим само понятие «детская инициатива». В педагогическом словаре сказано, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг», к началу какого-нибудь действия. В разном возрасте инициатива у детей проявляется по разному: в 2-3 года приоритетной сферой проявления детской инициативы является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; в 3-4 года - игровая и продуктивная деятельность; в возрасте 4-5 лет - познавательная деятельность, расширение информационного кругозора игровая деятельность со сверстниками; в старшем дошкольном возрасте - личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно-познавательная инициатива. Инициатива и самостоятельность у детей дошкольного возраста формируется постепенно, одна за другой. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. (2)

В последнее время, очень много внимания уделяется проблеме поддержки и развития детской инициативы. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики и возможности детей: проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, проявлять способность к принятию собственных решений. [1] Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам.

Но для того, чтобы ребенок мог проявить инициативу, необходимо заложить основу для его свободного выбора. Это можно сделать в ходе совместных (обучающих) игр и занятий педагога с детьми, направленных на передачу им игрового опыта и знаний.

В нашем детском саду периодически проводятся образовательные события, организация которых требует достаточно трудоемкой подготовки, как педагогов, так и детей, ведь для того, чтобы оно получилось ярким и запоминающим его нужно тщательно продумать и подготовить. Одним из этапов подготовки является подготовка предметно-пространственной среды, чем реалистичнее и интереснее она будет, тем глубже будет погружение детей в образовательное событие. Также обязательным условием для реализации таких мероприятий является непосредственное и инициативное участие детей в такой подготовке. Перед детьми ставиться проблемная ситуация и предлагается найти пути ее решения и дети начинают предлагать свои варианты ее решения. Именно благодаря этому проявляется детская инициатива. Также детскую инициативу можно и нужно развивать уже непосредственно во время подготовки атрибутики и костюмов к мероприятию.

Каким образом это можно сделать? Важно и нужно предложить детям возможность выбора материала, оборудования, техники работы при выполнении творческих заданий. К примеру: я предложила детям оформить указатель центра активности «Мелки». Такой указатель мы использовали во время проведения «Фестиваля красок» в детском саду, он должен был выглядеть так, чтобы детям было понятно, что в данном центре они смогут порисовать на асфальте. Указатель представлял собой несколько картонных коробок, различных по размеру и скрепленных между собой, поверхность каждой коробки я подготовила по разному: несколько сторон коробки были превращены в грифельную доску, при помощи специально изготовленного состава, остальные обклеены белой бумагой. Далее я предложила детям ее оформить. Для оформления были предложены цветные мелки для рисования на грифельной поверхности, воздушные краски и краски для рисования на асфальте. Все эти материалы было предложено изготовить самостоятельно. Когда краски были подготовлены, я предложила детям выбрать способ нанесения красок на указатель – они могли рисовать пальчиками, малярными, обычными и поролоновыми кистями, салфетками и ватными палочками. Таким образом, при подготовке одного атрибута было решено множество образовательных, воспитательных и развивающих задач, одна из которых – поддержка и развитие детской инициативы.

Этот же прием можно использовать и в других творческих занятиях – лепке, аппликации, конструировании, всегда предлагая выбор материала, оборудования, способов действия, сюжета. Но не следует забывать о том, что для того, чтобы дети могли выбрать способ действия, педагог должен научить детей множеству разных техник работы (в том числе и нетрадиционных) в творческой деятельности. Именно владея знаниями о материалах для творчества и множествах различных способах их применения, ребенок сможет сделать самостоятельный и осознанный выбор, а значить проявить свою самостоятельность и инициативность.

Таким образом, подводя итог изложенному выше сказанному, можно сделать вывод о том, что творческая деятельность является прекрасным средством для поддержки и развития детской инициативы, а педагог должен и может создать для этого условия.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г. № 1155.

2. https://www.maam.ru/detskijsad/vidy-detskoi-iniciativy-i-vidy-e-poderzhki. Светлана Мальцева. Виды детской инициативы и виды ее поддержки

Создание условий для развития детской инициативы в ДОУ посредством творчества
Фото №1 Согласно ФГОС ДО необходимыми условиями для создания социальной ситуации
Публикации по теме:

Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности в младшей разновозрастной группе Развитие самостоятельности и активности необходимо решать уже в работе с детьми дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих.

Фотоотчет об участии в методическом дне «Создание условий поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников»Фотоотчет об участии в методическом дне «Создание условий поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников» Уважаемые коллеги! В рамках проекта межмуниципального сетевого взаимодействия «ФГОС ДО» 11 апреля 2018 года прошел методический день «Создание.

Из опыта работы «Создание условий для поддержки детской инициативы» Презентация опыта работы на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы». Основным принципом дошкольного образования согласно.

Консультация для педагогов «Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ» Старший воспитатель Финько Наталья Ивановна МДБОУ «Детский.

Режиссёрская игра как средство нравственного воспитания, поддержки детской инициативы и творчества Аннотация Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество.

Организация Рппс как условие поддержки детской инициативы и творчестваОрганизация Рппс как условие поддержки детской инициативы и творчества Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей.

Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности дошкольнико в разных видах деятельности Дойкова Прасковья Афанасьевна Ерошенко Наталья Юрьевна воспитатель МБДОУ №11 г. КанскСоздание условий для поддержки инициативы и самостоятельности.

Создание условий для развития детской одаренности в условиях дошкольного образовательного учреждения В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. В основе ФГОС ДО лежит.

Создание условий для развития предынженерного мышления посредством конструирования и программирования из LEGOСоздание условий для развития предынженерного мышления посредством конструирования и программирования из LEGO Краткая аннотация проекта Данный проект является дополнением к существующей основной общеразвивающей программе, которая разрабатывалась.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для развития детской инициативы в ДОУ посредством творчества
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 05:33
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД