Создание условий для развития детской инициативы в ДОУ посредством творчества

Ольга Карбаинова
Создание условий для развития детской инициативы в ДОУ посредством творчества

Согласно ФГОС ДО, необходимыми условиями для создания социальной ситуации развития детей, поддержки индивидуальности и инициативы детей является:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной, продуктивной и т. д.). (1, п. 3.2.5)

Каким же образом педагог дошкольного учреждения может создать эти условия для детей? Прежде всего, рассмотрим само понятие «детская инициатива». В педагогическом словаре сказано, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг», к началу какого-нибудь действия. В разном возрасте инициатива у детей проявляется по разному: в 2-3 года приоритетной сферой проявления детской инициативы является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; в 3-4 года - игровая и продуктивная деятельность; в возрасте 4-5 лет - познавательная деятельность, расширение информационного кругозора игровая деятельность со сверстниками; в старшем дошкольном возрасте - личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно-познавательная инициатива. Инициатива и самостоятельность у детей дошкольного возраста формируется постепенно, одна за другой. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. (2)

В последнее время, очень много внимания уделяется проблеме поддержки и развития детской инициативы. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики и возможности детей: проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, проявлять способность к принятию собственных решений. [1] Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам.

Но для того, чтобы ребенок мог проявить инициативу, необходимо заложить основу для его свободного выбора. Это можно сделать в ходе совместных (обучающих) игр и занятий педагога с детьми, направленных на передачу им игрового опыта и знаний.

В нашем детском саду периодически проводятся образовательные события, организация которых требует достаточно трудоемкой подготовки, как педагогов, так и детей, ведь для того, чтобы оно получилось ярким и запоминающим его нужно тщательно продумать и подготовить. Одним из этапов подготовки является подготовка предметно-пространственной среды, чем реалистичнее и интереснее она будет, тем глубже будет погружение детей в образовательное событие. Также обязательным условием для реализации таких мероприятий является непосредственное и инициативное участие детей в такой подготовке. Перед детьми ставиться проблемная ситуация и предлагается найти пути ее решения и дети начинают предлагать свои варианты ее решения. Именно благодаря этому проявляется детская инициатива. Также детскую инициативу можно и нужно развивать уже непосредственно во время подготовки атрибутики и костюмов к мероприятию.

Каким образом это можно сделать? Важно и нужно предложить детям возможность выбора материала, оборудования, техники работы при выполнении творческих заданий. К примеру: я предложила детям оформить указатель центра активности «Мелки». Такой указатель мы использовали во время проведения «Фестиваля красок» в детском саду, он должен был выглядеть так, чтобы детям было понятно, что в данном центре они смогут порисовать на асфальте. Указатель представлял собой несколько картонных коробок, различных по размеру и скрепленных между собой, поверхность каждой коробки я подготовила по разному: несколько сторон коробки были превращены в грифельную доску, при помощи специально изготовленного состава, остальные обклеены белой бумагой. Далее я предложила детям ее оформить. Для оформления были предложены цветные мелки для рисования на грифельной поверхности, воздушные краски и краски для рисования на асфальте. Все эти материалы было предложено изготовить самостоятельно. Когда краски были подготовлены, я предложила детям выбрать способ нанесения красок на указатель – они могли рисовать пальчиками, малярными, обычными и поролоновыми кистями, салфетками и ватными палочками. Таким образом, при подготовке одного атрибута было решено множество образовательных, воспитательных и развивающих задач, одна из которых – поддержка и развитие детской инициативы.

Этот же прием можно использовать и в других творческих занятиях – лепке, аппликации, конструировании, всегда предлагая выбор материала, оборудования, способов действия, сюжета. Но не следует забывать о том, что для того, чтобы дети могли выбрать способ действия, педагог должен научить детей множеству разных техник работы (в том числе и нетрадиционных) в творческой деятельности. Именно владея знаниями о материалах для творчества и множествах различных способах их применения, ребенок сможет сделать самостоятельный и осознанный выбор, а значить проявить свою самостоятельность и инициативность.

Таким образом, подводя итог изложенному выше сказанному, можно сделать вывод о том, что творческая деятельность является прекрасным средством для поддержки и развития детской инициативы, а педагог должен и может создать для этого условия.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г. № 1155.

2. http://www.maam.ru/detskijsad/vidy-detskoi-iniciativy-i-vidy-e-poderzhki. Светлана Мальцева. Виды детской инициативы и виды ее поддержки

Создание условий для развития детской инициативы в ДОУ посредством творчества
Публикации по теме:

Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности в младшей разновозрастной группе Развитие самостоятельности и активности необходимо решать уже в работе с детьми дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих.

Фотоотчет об участии в методическом дне «Создание условий поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников»Фотоотчет об участии в методическом дне «Создание условий поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников» Уважаемые коллеги! В рамках проекта межмуниципального сетевого взаимодействия «ФГОС ДО» 11 апреля 2018 года прошел методический день «Создание.

Из опыта работы «Создание условий для поддержки детской инициативы» Презентация опыта работы на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы». Основным принципом дошкольного образования согласно.

Консультация для педагогов «Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ» Старший воспитатель Финько Наталья Ивановна МДБОУ «Детский.

Режиссёрская игра как средство нравственного воспитания, поддержки детской инициативы и творчества Аннотация Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество.

Организация Рппс как условие поддержки детской инициативы и творчестваОрганизация Рппс как условие поддержки детской инициативы и творчества Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Деревья и листья
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Создание условий для развития детской инициативы в ДОУ посредством творчества
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 05:33
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер класс из ватных дисков «Лужок»
]Аппликация из ватных дисков. • Мастер-класс: аппликация из ватных дисков «Лужок» • Лушникова Елена Станиславовна Мастер-класс: аппликация из ватных...
Фотоотчет Подснежники
Первым вылез из земли на проталинке! Он мороза не боится, хоть и маленький. Стоит в беленькой шапчонке и зеленой распашонке. Дорогие наши друзья, я...
Фото-отчет НОД Лепка «Мостик» (2 я младшая группа)
Тема : "Мостик" Задачи : - вызвать интерес к моделированию мостика из 3-4 "бревнышек"; - учить выравнивать пластилиновые детали ( "брёвнышки" -...
Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и...
У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной реликвией...
Детский мастер-класс «Роспись матрешек на камушках»
Кто не знает, что такое матрешка? Эта знаменитая деревянная фигурка, расписанная яркими красками, которая узнаваема во всем мире. В некоторых источниках...