Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста

Надежда Вострецова
Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста

В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию и воображение ребёнка.

Что такое воображение? Это не просто детские мечты и небылицы. Это вид мыслительной деятельности направленный на обработку уже имеющейся информации и порождение новых знаний на основе уже имеющихся образов. Иными словами ребёнок должен опираться на память, логическое мышление, чтобы создать новую модель чего-либо.

По признакам возникновения и протекания процесса воображение бывает:

- Неуправляемое (лишённое причинно-следственных связей, яркое, нелогичное)

- Воссоздающее (проводящее операции с теми познаниями которые уже успели осесть в памяти)

- Творческое (образы возникают без опоры на опыт)

Именно творческое воображения опирается на самостоятельное, независимое мышление, именно его нужно развивать ребёнку. Чтобы малыш мыслил продуктивно и свободно необходимо копить впечатления об окружающем мире, опыт взаимодействия с людьми и предметами.

Фантазия — это импровизация на свободную тему. В психологии это элемент воображения.

Существует ли разница между двумя этими понятиями?

На самом деле отличий немного. Фантазия позволяет человеку представлять различные ситуации, далекие от действительности. Важно понимать, что в основе данного процесса лежат накопленные знания. Традиционным носителем фантазии выступает сказка.

Что же касается воображения, это - совокупность идей и образов, основанных на реальности. Фундаментом процесса является полученный ранее опыт. Если фантазия зачастую остается вымыслом, то нарисованная с помощью воображения картина вполне способна материализоваться. Нужно лишь приложить определенное количество усилий

Хорошо развитые фантазия и воображение выступают отличной базой для формирования нестандартного мышления, которое особо ценится в современном обществе. Кроме того, данные качества способствуют развитию творчества.

Ребёнок рождается с избыточным количеством нейронов, у него нейронов больше чем у взрослого человека. Клетки сохраняются если мы, взрослые смогли их активизировать, воздействовать на них. Если ребёнок воспитывается в ограниченной среде с точки зрения сенсорных факторов, то у него активизируется меньшее количество клеток и создаётся меньше нейронных связей.

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста

Как было сказано выше – традиционным носителем фантазии является сказка. Рассказывая сказки в младшем группе, мы всегда привлекаем детей к рассказыванию, так чтобы ребёнок был участником сказки.

Приведём несколько примеров:

- Рассказывая сказку «Колобок» вместо колобка мы взяли мяч для большого тенниса и раздали каждому ребёнку. Так каждый ребёнок стал колобком. Колобок катится по ручкам и ножкам ребёнка, по ковру. Герой (заяц, волк, медведь, лиса) подходит к любому ребёнку-колобку и ребёнок говорит: не ешь меня я тебе песенку спою, а песню дети поют вместе. Так мы показали детям, что с мячом можно играть по-другому.

Для рассказывания сказки «Лиса и заяц» мы взяли бусы. С их помощью мы показали, что солнце вышло, ледяная избушка растаяла и превратилась в лужу. Помогая рассказывать сказку дети имитировали плачь зайца, рёв медведя, лай собаки, крик петуха, а также походки героев сказки.

Мы показали нашим воспитанникам, что из бус можно выкладывать образы предметов. Для детей младшего возраста это новая, сложная но интересная задача. И дети с удовольствием пробуют.

Все мы знаем, что такое мозаика - это не просто детская игра…

Игра в мозаику тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе игры воспитываются такие качества как внимательность и наблюдательность, усидчивость, развивается абстрактное и пространственное мышление.

А самых маленьких еще знакомит с основными формами и цветами.

Мы сделали магнитную мозаику сами из листового магнита и самоклеющихся обоев.

В среднем возрасте дети уже могут самостоятельно вырезать полоски и использовать их в аппликации.

Так же в среднем возрасте детям вполне доступны поделки в технике папье-маше.

В старшем и подготовительном возрасте можно пробовать с детьми рисовать музыку. Все ассоциативные упражнения достаточно трудны для детей, но они очень хорошо развивают воображение, абстрактное мышление, внимание. Есть ещёодин важный момент: такие задания обучают детей слушать и воспринимать музыку, а также прислушиваться к своим чувствам и иллюстрировать их.

Театрализованные занятия всесторонне развивают ребенка. Они ненавязчиво дают знания детям по сенсорике, математике, знакомят их с окружающим миром, совершенствуют движения, являются источником развития чувств.

Участвуя в театральных постановках у детей развивается воображение и они уже сами начинают сочинять сказки и показывают их своим друзьям.

Публикации по теме:

«Поэтический сюрприз». Развитие у детей стихотворной речи, воображения, фантазии, юмора. Создание установки на стихотворчество Цель: создание установки на стихотворчество (сочинение стихов методом буриме); развитие стихотворной речи, воображения, фантазии, юмора.

Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии»Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии» Сегодня хочу поделиться с вами новой интересной публикацией. Может она кому и пригодится в работе. В нашем ОУ годовой задачей на этот год.

Игрушка «Невидимка». Игра для развития воображения и фантазии Хочу вашему вниманию предложить игру «Игрушка -невидимка». На идею меня натолкнул ребёнок, когда пришёл утром и сказал, что он принёс сегодня.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Деревья и листья
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 февраля 2021 в 15:55
+249Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 апреля. День кубиков на МААМ

Игрушкам, в которые играют дети на протяжении столетий, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы провести этот день с детьми за играми и занятиям с...

14 апреля. День петуха на МААМ

Предлагаем посвятить наш очередной тематический день большому начальнику. Таковым считает себя каждый петух в курятнике, и все основания для этого у него есть. Птица эта красивая и интересная, с...

Многофункциональное пособие «Волшебная коробочка по ПДД» для детей 3–4 лет
Меджик–бокс ( волшебная коробочка. Многофункциональное пособие, сделанное своими руками. Пособие предназначено для детей ( 3-4 лет) младшего дошкольного...
Мастер-класс открытки к Пасхе «Я родился» в технике «ниткография» с элементами...
Предание гласит, что камень, которым закрыли гробницу Иисуса Христа, напоминал очертаниями яйцо. Именно яйца всегда символизировали новую жизнь,...
Система методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с...
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 257», г. Н. Новгорода Елесина Наталья Ивановна ТЕМА: «Создание эффективной системы методической работы со всеми...