Создание условий для развития игры — театрализации по сказке В. Сутеева «Кто сказал: «Мяу?»

Светлана Самойлова
Создание условий для развития игры — театрализации по сказке В. Сутеева «Кто сказал: «Мяу?»

Цель: продолжать создавать условия для самостоятельного выбора детьми роли и игровых партнёров, проявления инициативы, использования знаковых систем (предметы – заместители, формирования навыков коммуникативности (умение распределять роли и договариваться со сверстниками; использование готовых речевых форм для преодоления затруднений в связном высказывании, развитие выразительности речи).

Материалы: многофункциональный интерьер избы с мебелью, переносные ширмы «домик» и «поляна», маски персонажей, в «чудесный» сундук положить голубую ткань в качестве предмета – заместителя (вода).

Предварительная деятельность: чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу рассматривание иллюстраций к произведению, наблюдения за поведением животных, игры – имитации с подражанием повадкам и голосам животных, п/и с «Разные котята» с предложением детям придумать и показать настроение и соответствующее поведение своего персонажа (весёлый котёнок, злой, игривый, ленивый и т. д., аналогичные игры с имитациями поведения весёлого или грустного щенка. Для помощи детям в раскрытии выбранного вида проявления настроения персонажа рекомендуется подобрать соответствующие музыкальные зарисовки.

Варианты начала игры.

1. Игра возникает по детской инициативе.

2. Если инициативы нет, то для стимула к её возникновению можно в игровом центре разместить интересные иллюстрации по нужной теме, книги, новые маски персонажей нужной игры, элементы костюмов, музыкальные фрагменты, необычные неформатные материалы, пригодные в качестве предметов – заместителей.

3. Обычное предложение поиграть в сказку по выбору детей: «Какие сказки Сутеева мы знаем, «В какую сказку вы хотели бы поиграть?», «Как нам выбрать сказку (голосование, считалочка, договор – «сначала в эту, а потом в твою»; аналогично происходит и распределение ролей) и т. д.

Вариантов много, каждый воспитатель будет действовать в зависимости от ситуации и поможет детям осуществить их выбор.

Описание и фоторепортаж игры.

Предложение поиграть поступило от воспитателя. Выбор темы игры осуществлялся по иллюстрациям к разным известным детям сказкам Сутеева. Много вариантов лучше не предлагать – слишком большой выбор приводит к растерянности детей и невозможности договориться. Пока оптимальное количество тем для нашей группы – это 3 – 5.

Артистов на роли мы часто выбираем считалочкой, потому что дети могут уступить желанную роль одному другу, но не всем сразу, иначе – ссоры и обиды.

За автора никто из детей выступить не захотел, поэтому по общему выбору эту роль отдали воспитателю.

Когда игра возникает спонтанно, никаких декораций детям не требуется, но и играют они в этом случае пока недолго: 3 – 5 минут, потом тема меняется или возникают варианты. Зафиксировать такие игры очень сложно, потому что, едва увидев фотоаппарат, дети или прекращают играть, или же «работают на камеру».

В данном варианте у нас были предусмотрены зрители, поэтому фотокамера артистов не смутила, она была воспринята как часть игры.

Декорации в таком случае дети готовят сами, используя имеющийся опыт. Воспитатель при необходимости помогает наводящими вопросами: «Где будет жить щенок? Как понять, что это у вас не лес, не горы, а полянка? Ничего не забыли? А где щенок спасался от пчелы?»

Подобные вопросы помогают детям научиться видоизменять игровое пространство и спланировать будущую игру.

Итак, воспитатель начинает читать текст, игра пошла.

Щенок спал на коврике.

Создание условий для развития игры — театрализации по сказке В. Сутеева «Кто сказал: «Мяу?»

Вдруг кто – то совсем рядом громко сказал: «Мяу!»

Щенок вскочил и осмотрелся: «Кто это?»

Никого не нашёл, снова лёг спать… и так далее по тексту.

Может, это кто – то на улице? А во дворе гулял петух…

- Это ты сказал «Мяу»?

- Нет, я говорю только «Ку – ка – ре – ку – у – у!

Вдруг у самого крыльца кто – то опять сказал: «Мяу!»

Мышонок и сам испугался, когда узнал, что кто – то совсем близко сказал «Мяу».

Встреча с большой собакой. Теперь уже и щенок испугался, когда увидел, как рассердился большой пёс от такого некорректного вопроса.

Но кто же тогда сказал «Мяу»? Может, это пчела? Но ей тоже не понравился вопрос и пришлось спасаться бегством.

Прыгнул щенок в речку, стал лечить свой укушенный пчелой носик.

Рыбка и лягушка тоже, как выяснилось, не умеют говорить «мяу».

А лягушка ещё и посмеялась, назвала его глупым.

Мокрый, обиженный щенок грустно поплёлся домой… и снова лёг немного поспать.

И тут…Над самым его ухом кто - то опять очень громко сказал: "Мяу!"

Щенок вскочил и увидел большую полосатую кошку!

Уж теперь - то он знает, кто сказал "мяу".

Анализ игры совместно с детьми.

При совместном с детьми анализе игры я преследовала несколько целей:

1. Продолжать создавать условия для развития коммуникативных навыков детей в ходе конструктивной беседы о своей деятельности.

2. Развивать анализаторские способности детей.

3. Помочь детям в понимании характеров и свойств личности.

4. Продолжать развивать творческие способности детей при создании выразительного образа.

Вопросы детям задаются традиционные, помогающие проанализировать, получился ли тот или иной персонаж в театрализации, как можно ещё показать его характер, что сделать для усиления выразительности, предложить детям показать, как это сделать, включить соответствующую музыку, записи голосов животных, можно и посмотреть мультфильм.

После этого разбора можно предложить детям поиграть ещё раз, (а после просмотра мультфильма - на следующий день, роль автора доверить ребёнку с хорошо развитой речью и сравнить для себя результат по параметру выразительности образов, созданных детьми.

Анализ игры воспитателем.

Схема для анализа игры составлена в соответствии с рекомендациями М. М. Миркес, к. ф. наук, доцента Сибирского федерального университета, эксперта АНО «Института проблем образовательной политики «Эврика», изложенными в лекции «Оценка качества дошкольного образования».

В них имеется в виду создание условий для возникновения ситуаций, в которых дети действуют инициативно и творчески. К сожалению, в условиях детского сада дети зачастую находятся в адаптивных ситуациях (режимные моменты, организация общих мероприятий). Нам же следует стремиться к созданию ситуаций, в которых детская активность сможет проявляться по типу Х (икс) … – И *:

«А - Адаптивные ситуации (освоение и принятие норм и правил). Это включение ребенка в общие события, игры, мероприятия в качестве участника. Выполнение правил группы. Выполнение правил, связанных с безопасностью (правила выхода за границу группы, выхода на прогулку, перемещения по группе и т. д.).

X – Промежуточные ситуации: А --- Х1 --- Х2 --- Х3 --- И

Х 1– частичная самостоятельность ребенка внутри заданных рамок. Примеры:

- Ребенок активно включается с игру, организованную воспитателем, однако внутри игры может проявить большое разнообразие действий. Для этого игра должна носить не жесткий, не полностью определенный характер.

- Общее событие, праздник, задающий вариативность детских поведений и действий (не сценарный характер события).

Х2– ребенок выбирает среди заданных, определенных извне вариантов. Примеры:

- Выбор занятия среди нескольких возможных в группе (рисование, лепка, создание новогодних игрушек и т. д.).

- Во время тематической совместной деятельности ребенок выбирает материал для создания собственной работы, сюжет, способ работы, время работы и т. д.

- Ребенок выбирает между дополнительными занятиями (рисование, английский, карате и т. д.).

Х3 – ребенок действует по собственной инициативе, однако согласовывает свои действия с партнерами по игре, по деятельности. Примеры:

- Ребенок придумывает игру и приглашает играть в нее товарищей, воспитателя.

- Ребенок принимает решение что-либо сделать (детский проект) и обращается за помощью к старшему товарищу, воспитателю или родителю, обсуждает возможные варианты, советуется.

И - Ситуации инициативы, личной активности

Разворачивается в режиме длительной свободной деятельности. Поддерживается посредством обеспечения различных вариантов предъявления продуктов детской деятельности. Ситуация детской инициативы всегда характеризуется большой вариативностью созданных детьми продуктов, темпа и времени работы, места работы, тематики и т. д.»

К сожалению, в формате статьи на данном сайте не предусмотрена передача таблиц, а карта анализа игры создаётся именно таблицей. По горизонтали представлены ситуации от А до И, по вертикали - следующие критерии:

Инициатор игры А Х1-Х2-Х3 И

Продолжительность 10 мин

Количество участников игры 8

взаимодействие участников

режиссёрская игра Х1

сотрудничество

лидерство

Смена лидера

Использование сюжетных игрушек

атрибутов Х1

Предметов - заместителей Х1

Изготовление атрибутов:

Совместно со взрослым Х1

самостоятельно

Следование сюжету произведения +

Добавление сюжетных линий

Участие взрослого: роль главная

второстепенная

наблюдатель Х1

режиссёр +

Опосредованное влияние Х1

Без участия взрослого

Игровая среда создана взрослым

Создана детьми с помощью взрослого Х1

Создана детьми без участия взрослого

Видоизменяемость игровой среды Х1

Взрослым опосредованно

По инициативе детей с помощью взрослого

По инициативе детей самостоятельно

Комментарии и выводы.

Игра началась по инициативе воспитателя, что соответствует адаптивной ситуации поведения детей. Время и количество участников игры были обусловлены сюжетом сказки, то есть – это тоже ситуация А.

Взаимодействие участников игры шло по типу ситуации Х – 1, так как у детей была возможность проявить себя, но строго в рамках обстоятельств.

Влияние взрослого было почти доминирующим и осуществлялось через чтение текста, в соответствии с которым действовали дети, через постоянное присутствие и наблюдение. Это сковывало детскую инициативу, но позволяло научить детей в дальнейшем самостоятельно организовывать подобные игры, что допустимо на первых этапах развития игр – драматизаций и театрализаций. Подробный анализ характеров персонажей поможет детям выразительно изображать их в дальнейших играх.

Следующий этап развития игры – без доминирования взрослого. Чтение за автора нужно предоставить ребёнку, причём по выбору детей, самой ограничиться ролью наблюдателя. Авторский текст можно и не воспроизводить, когда дети освоятся с текстом, это даст больше свободы в вариациях развития сюжета.

Для публикации информации о детях получено письменное согласие родителей.

Список использованной литературы:

* http://www.eurekanet.ru/ewww/info/18747.html

Лекция на тему «Оценка качества дошкольного образования».

Лектор: Миркес Мария Моисеевна, эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».

Публикации по теме:

Конспект игры-драматизации по произведению В. Сутеева «Кто сказал «Мяу?» для детей второй младшей группы Цели: 1) Привлекать детей к участию в совместной с воспитателем драматизации сказки 2) Развивать способность слушать литературное произведение;.

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу?» Коррекционно-образовательные цели. Закрепить представления детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках. Уточнить, расширить и активизировать.

Конспект занятия II младшей группы «Знакомимся с иллюстрациями к сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу?»» Конспект НОД младшей группы по образовательной области «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Знакомимся с.

Музыкально-театральная постановка по сказке В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»? (для детей младшего дошкольного возраста)Музыкально-театральная постановка по сказке В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»? (для детей младшего дошкольного возраста) Роли исполняли: Щенок-Кошка – Петух – Мышь – Пёс– Пчела – 4 Рыбки – Лягушка – 6 детей с картинками "Сон щенка" Жил-был щенок. Он был.

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Рисование по сказке «Кто сказал мяу» В. Г. Сутеева Воспитатель: Шолухо Наталья Алексеевна Программное содержание: Учить детей договариваться относительно событий, которые происходят с персонажами.

Семинар «Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников» Слайд №1 «Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников» Подготовила: воспитатель МАДОУ «Синеглазка» г. Ноябрьск.

Создание благоприятных условий для развития речи детей Интересная, богатая впечатлениями жизнь всегда отражается на речи человека, она её обогащает и активизирует. В результате, человеку есть,.

Создание условий для развития свободной игровой деятельности Наша группа, она маленькая и необычная, но очень любимая. Все развивающее и игровое пособие расположено для детей очень удобно и доступно.

Создание условий для развития театральной деятельности Введение: Во Временных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в.

Библиотека изображений:
  • Домашние питомцы
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
Автор публикации:
Создание условий для развития игры — театрализации по сказке В. Сутеева «Кто сказал: «Мяу?»
Опубликовано: 28 октября 2015 в 10:32
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о участие в конкурсе «Воспитатель 2019 года»
В России конкурс «Воспитатель года» стал пользоваться большой популярностью в педагогической дошкольной среде. Участие в нём требует определённой...
Фотоотчет «22 марта — Сорок сороков, или Жаворонки»
Мероприятие , проведенное совместно с сотрудниками Музея им. Худякова А. А города Балахны. Мастер - класс "Жаворонок" из соленого теста. Игры и музыкальные...
Журнал центра поликультурного образования «Мы разные, но мы вместе»
Поликультурное образование – это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной...
Аппликация во второй младшей группе «Яблоневое дерево»
Какой ребёнок не любит творить? Одним из видов творчества является аппликация. Аппликация помогает маленькому человеку познать цвет и форму, познакомит с...
Дидактические игры для детей первой младшей группы
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию дидактические игры , которые я сделала для своих малышей. Игры получились красочные, яркие....