Получи документы

Создание условий для развития креативности детей дошкольного возраста

Татьяна Некраха
Создание условий для развития креативности детей дошкольного возраста

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Лев Николаевич Толстой в трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» впервые в русской литературе художественно изобразил процесс становления личности. Это произведение отличается не только жизненной достоверностью, но и глубоким пониманием детской психологии. Писателю удалось показать существенный признак, который отличает жизнь ребё нка от жизни взрослого человека: непосредственность нравственного восприятия людей и событий, во многом свободного от условных социальных установок. У детей нет ещё жизненного опыта поведения в тех или иных ситуациях, нет опыта выбора стандартного решения возникающих перед ними проблем. Во многом ребёнок сам познаёт мир, не имея готовых рецептов, и поэтому его мышление в большей степени носит дивергентный, нежели конвергентный характер. А это и есть непременное условие и основа развития творческих способностей, или креативности. Судите сами: вот определение креативности (от англ. create - создавать, творить) — творческие способности личности, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Креативность – способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта.

Публикация «Создание условий для развития креативности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Это творческая направленность врождённо свойственна всем, но, к сожалению, она теряется большинством под воздействием устаревшей системы воспитания, образования и социальной практики. Каким образом это происходит, мастерски показал Л. Н. Толстой в своей трилогии.

Однако реалии сегодняшнего дня требуют от людей, вступающих во взрослую жизнь, самостоятельности, независимости и незашоренности суждений, умения эффективно действовать и взаимодействовать не столько в стандартных ситуациях, сколько в условиях неопределённости и вероятности. Думается, что откладывать развитие творческого потенциала ребёнка на школьный возраст неоправданно в силу того, что именно дошкольники психологически готовы не только к принятию, но и созданию принципиально нового.

Более того, одним из основных принципов организации образования и воспитания в нашей стране является соблюдение преемственности на разных этапах становления и развития личности ребёнка. Именно поэтому очень важно создать условия для того, чтобы ДОУ стало не только и не столько местом дневного пребывания детей, а своеобразной стартовой площадкой, с которой и благодаря которой начинается и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который вступил в силу с 1 января 2014 года. Кроме того, был принят проект примерной образовательной программы дошкольного образования на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В этих документах большое внимание уделяется необходимости создания условий для развития творческого потенциала воспитанников ДОУ, и это разумно, поскольку в школьных ФГОСах креативность заявляется как одна из ключевых метапредметных компетенций. Именно поэтому в работе с детьми я уделяю большое внимание развитию их творческих способностей. Эту работу можно условно разделить на несколько этапов.

Сначала была проведена диагностика творческого потенциала воспитанников. В качестве одного из инструментов был использован один из тестов Торренса – «Заверши рисунок».

Эти фигуры были скопированы на лист формата А4, и каждый ребё нок получил следующее задание: «Сейчас вы немного порисуете. Рисовать — приятное занятие, и постарайтесь делать это так, чтобы ваш рисунок был интересным, необычным, особенным. Попробуйте придумать название к каждому рисунку».

Оценка результатов проводилась по нескольким критериям:

• Беглость — способность продуцировать большое количество идей;

• Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

• Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;

• Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.

• Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам

и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной

поступающей информации при решении проблем.

• Абстрактность названия — это понимание сути проблемы, того, что

действительно существенно. Процесс называния отражает способность к

трансформации образной информации в словесную форму.

Нужно сказать, что завершённые рисунки ребят никак не напоминали стереотипные решения. Действительно, особенности детского восприятия кардинально отличаются от зашоренного взгляда взрослых, и их рисунки были не только оригинальны, но и в большинстве случаев уникальны.

Таким образом, я убедилась, что креативный потенциал детей достаточно высок и необходимо проводить работу по развитию их творческих способностей.

На следующем этапе мы с ребятами пытались определить, что такое творчество, и это само по себе уже было креативным процессом. Дети отвечали так:

«Творчество похоже на закат или цветы».

«Это что-то необычное…»

«Это когда тебе нравится то, что ты делаешь. И от этого тебе радостно».

«Это разноцветный дельфин. Он плавает в море, где живут акулы, поэтому он должен уметь рисковать».

«Это радуга, которую очень хочется увидеть».

«Оно похоже на солнышко, потому что всем светит, жёлтое и встаёт с утра».

«Это дом с разноцветными окнами, где много этажей».

«Это когда в душе расцветают цветы, но для этого нужны карандаши…»

«Творческий человек похож на паука. Он, как паук, много работает, чтобы сплести СВОЮ паутину».

Согласитесь: само понимание сути творчества детьми и есть творчество – настолько эти определения необычны, оригинальны и по-своему уникальны.

По согласованию с администрацией ДОУ была разработана программа по созданию условий для целенаправленного и систематического развития творческих способностей детей. Эти занятия проводится два раза в неделю. Продолжительность зависит от качества внимания и поведения детей.

Каждое занятия включает в себя:

• разминку, в ходе которой дети учатся понимать, как лучше выполнить задание и на что при этом следует обратить внимание;

• основное задание, направленное на развитие творческих способностей (творческого мышления, воображения); все упражнения основного задания предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей: беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке сюжетов, идей, рисунков;

• дополнительное задание, направленное на развитие эмоционального мира ребенка.

В качестве основных заданий можно использовать следующие упражнения.

«Две картинки» .

Картинок может быть и три, и четыре, и даже десять. Дело за малым: найти между ними какую-то связь и суметь её объяснить. С малышами можно поиграть в такую игру: на карточки наклеить разнообразные картинки, все карточки (их должно быть достаточно много) раздаются игрокам, а одна кладётся на стол. Игроки по очереди кладут по одной картинке как в домино – одна к одной. Одно условие – соседние картинки должны ассоциативно быть связаны друг с другом. Ребёнок должен суметь объяснить свой выбор. Например: к яблоку я положу ведро, потому что яблоки можно туда положить. Или: к автобусному билетику я положу картинку с крепостью, ведь мы поехали на экскурсию в крепость на автобусе, и так далее.

«Кляксы и пятна».

Увлекательнейшая игра – поиск сюжетов и картин где угодно: в облаках, в лужах, трещинах на асфальте, кляксах и даже в контуре блинов! Кляксы и пятна можно создавать самостоятельно. А можно чуть усложнить задачу : а что бы увидел в этой кляксе художник? А пожарный?

«10 слов» .

Берём любой предмет и придумываем к нему 10 подходящих определений. А теперь наоборот – 10 самых неподходящих. А теперь 10 прилагательных, характеризующих его и начинающихся, например, на буквы «К», «А» и «М».

«Названия» .

Представляем себя главными редакторами крупной газеты и придумываем названия всему: предметам, ситуациям, действиям, событиям, как если бы это был материал для первой полосы нашего издания. Пусть эти названия будут разными по стилю и настроению.

«Что из этого можно придумать?».

Берём любой предмет, допустим, скрепку, и предлагаем варианты по нестандартным способам её использования. Крючок для ёлочной игрушки? Звено для цепочки? Закладка для книги? Неплохо для начала. Кстати, её можно разогнуть при необходимости и даже порезать на кусочки, если нужно! Чем больше получится разнообразных вариантов, тем лучше.

«Как выйти из ситуации?».

Представим себе ситуацию из жизни – вдруг во время прогулки порвался ботинок. Что делать? Обувной мастерской поблизости нет! Идти босиком? Вариант! Прибить подошву маленькими гвоздиками? Тоже можно. Приклеить на жвачку, обмотать носовым платком, оторвать подошву совсем – все варианты хороши и подходящи. А теперь можно придумать какую-то другую ситуацию.

«Сделай мне фотоаппарат».

Давайте оглянемся вокруг и подумаем, из чего, из какого подручного материала можно сделать такую игрушку? Из коробки из-под крема, а, может быть, из большой кружки? В эту игру можно поиграть и наоборот: на что похож, например, теннисный мячик? На ёлочную игрушки и пудреницу, на жёлтого цыплёнка?

И, в итоге, позволю себе обозначить несколько условий успешного развития творческих способностей.

Важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его к самой разнообразной творческой деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Следующее условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает эту планку все выше и выше.

Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению и пойдет ребенку на пользу.

Однако самое сложное заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

Поэтому для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить замечания и осуждения.

Таким образом, формирование и развитие метапредметной компетенции креативности может и должно быть реализовано и в условиях дошкольного образовательного учреждения, что обеспечит соблюдение преемственности на разных этапах становления и развития личности ребёнка.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулейСоздание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для развития креативности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 января 2020 в 19:24
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД