Папки-передвижки

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования

Татьяна Заднепровская
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 97»

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности

(личного вклада в развитие образования)

педагогического работника ДОУ

На тему :

" Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования"

Подготовила:

Воспитатель 1 категории

Заднепровская Татьяна Александровна

г. Дзержинск

Публикация «Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования» размещена в разделах

Представляю вашему вниманию практические достижения своей профессиональной деятельности по теме: «Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования».

Условия формирования

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая мной понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. а как известно после трех лет ребенок переходит в период - период любопытства .

Где-то в середине периода любопытства (на четвертом году жизни) исходная форма деятельности - манипулирование предметами - разделяется на три направления. Первое направление разовьется в игру, второе - в экспериментирование, третье - в труд.

Соответственно этот период и является наиболее продуктивным для формирования данных видов деятельности.

Я остановилась на экспериментирование, так как это направление для меня как педагога было менее изучено.

В деятельности экспериментирования дети выступают как своеобразные исследователи, и моя задача – поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Но какую бы не ставил перед собой проблему саморазвития педагог, ему предстоит изучить теорию и методику данного вопроса и воплотить на практике полученные знания.

Условиями формирования моего личного вклада по теме самообразования стали:

- научно-исследовательские условия

- методические условия

- организационно-педагогические условия

Педагогические условия включают в себя посещение методических объединений, курсы повышения квалификации, общение в интернет-сообществах. Все это помогло мне определить актуальность и направление работы.

Актуальность

В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания.

Психологи утверждают, что если в свое время ребенка целенаправленно не готовили к экспериментаторской деятельности, он задерживается на предыдущих стадиях развития и не поднимается на более высокий уровень.

Важность и значимость детского экспериментирования замечательно подчеркнул Николай Николаевич Подьяков, когда сказал

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»

Теоретический аспект

В работах многих отечественных педагогов говориться о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые свойства предметов, их сходства и различия, о представлении или возможности приобретать знания самостоятельно /Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др. /

Знакомясь с материалами авторов я столкнулась связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, недостаточностью методической литературы по организации экспериментирования.

В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-эксперименты с разными материалами. Мало материала по проектированию занятий познавательного характера с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом.

Таким образом целью моей деятельности стало- развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Перед собой я поставила задачи как образовательные, так и профессиональные

Задачи образовательного цикла:

• повышение уровня развития любознательности;

развитие исследовательских умений и навыков детей ;

• формирование умения анализировать объект или явление, выделять существенные признаки;

• повышение уровня развития познавательных процессов;

• обогащение словарного запаса детей различными терминами

• воспитание личностных характеристик (инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, т. д.);

• расширение знаний детей о неживой природе;

Задачи профессионально компетенции:

• повышение профессиональной компетентности в вопросах организации детского экспериментирования;

•  -приведение в систему научно-методической базы/дидактических материалов, методических пособий/;

•  -достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования;

•  -создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

• **Задачи решаются в соответствии с ФГОС, возрастными возможностями детей, а также особенностями их познавательно- исследовательской деятельности

Ведущая педагогическая идея

Ведущую педагогическую идею, я обозначила следующим образом:

Создание максимальных условий для развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

Свою работу я строила поэтапно:

(рассказ по 1 этапу)

Начала с построения предметно-развивающей среды, изучила и подобрала литературу по данной проблеме. В моей группе создан «Уголок экспериментирования», который пополняется и обновляется в зависимости от возраста и потребностей детей.

 Материалы, находящиеся в «Уголке экспериментирования», распределяются по разделам: “Песок и вода”, “Звук”, ”Вкус”, ”Запах” и т. д.

 Познавательные занятия с элементами экспериментирования с детьми я строю на основе партнерства, сотворчества. При беседах с детьми и наблюдениями за их игровой деятельностью я увидела, что «Центр экспериментирования» пользуется наибольшей популярностью у детей, чем все остальные игровые зоны групповой комнаты.

В зависимости от решаемых мной задач экспериментирования.

— пополняется содержание ценра экспериментирования объектами для исследования в реальном действии

— вносятся различные материалы для сенсорного развития (относятся к объектам для исследования в реальном времени, природные объекты;

— размещаются наглядные пособия, отображающие детям мир вещей и событий (образно-символическое оборудование);

— происходит обновление уголка природы;

создаются мини-макеты по познавательному развитию.

Для меня было важно понять какое место занимает экспериментирование в деятельности моих коллег и как они строят свою работу в данном направлении. Для изучения использовала метод анкетирвания.

 Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьей. С этой целью для родителей проводилось анкетирование которое выявило недостаточную компетентность родителей по этому вопросу. Провожу консультации, посвященные детскому экспериментированию.

Родители принимают активное участие в оборудовании и пополнении необходимыми материалами «Уголка экспериментирования», Это способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментирования в домашних условиях.

Так же важным для меня было изучить интерес и потребность детей группы в экспериментальной деятельности. Изучение подтвердило важность и значимость моей работы.

На третьем этапе, внедренческом, апробировала и внедряла деятельность согласно разработанной программе.

Моя программа  обеспечивает конкретное  обоснование выбора цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм и организаций воспитательно-образовательного процесса в детском саду.    Задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения программы, подходы и  принципы построения образовательного процесса, отражают целевые и ориентиры ФГОС ДО.

При проведении мониторинга я использовала методику Верещагиной по направлению "Познавательное развитие".

Мониторинг показал положительную динамику показателей познавательного развития достижений детей.

Таким образом мной были достигнуты результаты как образовательной, так и моей профессиональной деятельности. А именно:

У Воспитанников:

• повысился уровень любознательности;

• формируются исследовательские умения и навыки

развивается умение анализировать объект или явление, выделять существенные признаки;

• повысился уровень развития познавательных процессов;

• обогатился словарный запас

• воспитываются личностных характеристик (инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, т. д.);

• расширились знаний детей о неживой природе.

Мной Профессионально:

• изучена научно-педагогической литература;

• разработаны перспективные планы, конспекты образовательной деятельности по теме;

создание современная предметно-развивающей среды в группе;

• проведена диагностика развития и условий экспериментальной деятельности

•  проведены мероприятия по обмену опытом с коллегами

•  принято участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, во всероссийских Интернет-конкурсах;

• обобщен опыт работы по самообразованию.  

Уникальностью своего личностного вклада считаю, руководство следующими принципами образовательной деятельности:

1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха.

2. Погружение каждого ребёнка в творческий процесс : реализация творческих задач достигается путём использования в работе активных методов и форм обучения.

3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребёнка создание эмоциональной вовлечённости его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

4. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребёнка, ребёнка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; " открытие новых знаний".

5. Вариативностьсоздание условий для самостоятельного выбора ребёнком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

6. Личностно ориентированное взаимодействиесоздание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребёнка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребёнка и группы в целом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Образовательная деятельность по речевому развитию для старших дошкольников на тему «Осень» Цель. Создание условий для речевой активности детей. Задачи. Обучающие: упражнять в умении подбирать слова на заданный звук, делить слова.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования» В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому,.

Педсовет-деловая игра с педагогами ДОУ «Создание условий в группе и на участке для развития двигательной активности» Тема: «Создание условий в группе и на участке для развития двигательной активности Приглашаем поиграть И проблемы порешать. Что-то вспомнить,.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. Ребенок – природный исследователь.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации экспериментирования с природным Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается принятием ФГОС ДО, который в качестве.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательной активности детей раннего возраста Семинар У педагога есть прекрасная возможность: научить детей «В одно мгновенье – видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка. В единой.

Создание условий для развития познавательной самостоятельности детей средней группы в процессе изучения темы «Одежда» СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ОДЕЖДА». Насибова.

Консультация «Создание условий для социально-эмоционального развития детей» Создание условий для социально-эмоционального развития детей. Здоровье ребенка – вот о чем думают родители, отдавая его в дошкольное учреждение.

Создание условий для стимулирования речевой активности детей Создание условий для стимулирования речевой активности детей. «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только.

Опыт работы «Создание условий для двигательной активности детей в детском саду» Презентация «Создание условий для двигательной активности детей в детском саду» №2 • Жизнь — это система движений. • Потребность в движении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования
Опубликовано: 8 мая 2019 в 21:35
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД