Создание условий для развития театрализованной деятельности

ирина коноплина
Создание условий для развития театрализованной деятельности

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остаётся задача приобщение детей к театрализованной деятельности с самого раннего возраста.

Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя в духовной сфере. Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление от окружающей жизни, ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, что его заинтересовало и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Театральная деятельность – источник развития чувств ребёнка, его переживаний, открытий, приобщает его к духовным ценностям. Театральная деятельность развивает воображение, память и мышление.

Театральная деятельность формирует эстетический вкус детей, воспитывает нравственно на художественной литературе, являющейся базой для театральной деятельности, раскрывает творческий потенциал ребёнка. Но для развития творческой активности педагоги должны создать условия/

• Педагоги поощряют исполнительское творчество детей (исполнение разных ролей в спектаклях, постановках, выразительное чтение на занятиях).

Развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность свободно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками, давать роли застенчивым и с дефектами речи.

• Побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации.

• Уметь различать настроение, переживания, эмоциональные состояния персонажей, передаваемые различными средствами драматизации.

• Педагоги представляют детям возможность выбора средств для импровизации и самовыражения.

• Знакомят с устройством театра, сценой, занавесом, зрительным залом, гримёрной и т. д.

• Рассказывают о театральных жанрах (драматическом, кукольном, театре зверей, клоунаде и. д.)

• Знакомят с разными видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.)

Для того чтобы ребёнок мог воплотить свои мечты, сыграть роль, необходимо по возможности иметь

- сцену;

- костюмы и декорации;

- магнитофон, проигрыватель, кассеты;

- детские музыкальные инструменты;

- различные инструменты;

- наличие кукол для театра;

- ширмы.

При проектировании среды, следует учитывать:

- индивидуально-психологические особенности детей;

- особенности эмоционально-личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес, творческие способности;

- возрастные и полоролевые особенности.

Для каждого возраста есть свои средства для постижения смысла произведения:

- дети 3-4 лет – имитирование характерных движений сказочных героев;

- дети 4-5 лет – интонация, мимика;

- дети 5-6 лет – образноисполнительские движения;

- дети 6-7 лет – творческая самостоятельность в передаче образа.

Для каждого возраста используют различные виды театров.

Младшие группы.

1) Настольный театр (резиновых игрушек, дымковской игрушки, конусной игрушки, крупной и мелкой игрушки, кукол, вязаной игрушки).

2) Драматизация в шапочках.

3) Драматизация в костюмах

Средняя группа.

1) Настольный театр.

2) Драматизация в костюмах.

3) Драматизация в шапочках.

4) Театр кукол.

5) Верховые куклы

6) Театр ложек.

Старшая группа

1) Настольный театр.

2) Драматизация в костюмах.

3) Драматизация в шапочках.

4) Верховые куклы на гапите.

5) Театр ложек.

6) Театр марионеток.

7) Куклы с живой рукой.

8) Тростевые куклы.

Подготовительная группа

1) Настольный театр.

2) Драматизация в костюмах

3) Драматизация в шапочках.

4) Верховые куклы на гапите

5) Театр ложек

6) Театр марионеток

7) Куклы с живой рукой.

8) Тростевые куклы

9) Перчаточные куклы.

Дети должны знать театральные термины: декорации, реквизит, партер, кулисы, жест, занавес, реплика и др. Должны различать кукол, например, марионетка – приводится в движение с помощью ваги – деревянная крестовина, к которой на нитках подвешивается кукла.

Люди – куклы относятся к. Ребёнок надевает огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки из поролона. Рот куклы делают на уровне глаз. Тростевые куклы – относятся к верховым куклам и управляются специальным механизмом с помощью тростей. Основу куклы составляет гомит – деревянный стержень, который служит позвоночником. На гомите устанавливается плечевой каркас. Корпус и голова куклы приводятся в движение второй рукой ребёнка при помощи проволочных тростей, трости крепятся к кистям куклы. Кукла с живой рукой – состоит из деревянного стержня, головы из папье-маше. На бороздке, прорезанной вокруг шеи, держится свободно свисающий костюм. Вместо рук куклы, руки кукловода в перчатках.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

• игры – драматизации;

• упражнения для социально-эмоционального развития детей;

• коррекционно-развивающие игры;

• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

• задания для развития речевой, интонационной выразительности;

• игры-превращения (учись владеть своим телом);

• упражнения на развитие детской пластики;

• ритмические минутки (логоритмика);

• пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения;

• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

театральные этюды;

• отдельные упражнения по этике во время драматизации;

• подготовка (репетиция) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

• знакомство не только с текстом, но и средствами драматизации (жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой, размещение и положение актёров);

Очень важно не гасить в маленьком человеке, стремление к творчеству, не навязывать ему своё видение, не давать готовой схемы для подражания, а лишь побуждать его к игре искренней заинтересованностью, внимательным, чутким отношением к проявлениям его индивидуальности. Огромное значение в театральных постановках имеет музыкальное сопровождение: пластикой своего тела, движениями куклы, дети пытаются передать эмоциональный строй мелодии. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Практическая часть.

Пантомима.

1. Показать как падает снег;

2. Как ходит тишина;

3. Наездник на лошади;

4. Поросёнок в луже.

Мимика.

1. Я ем лимон;

2. Лампочка потухла, лампочка зажглась;

3. Встретили хорошего знакомого;

4. Показать как кошка выпрашивает колбасу.

Театральные этюды.

1. Берём снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

2. Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычание).

3. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.

4. Корова, тщательно пережёвывающая первую весеннюю травку. Спокойно и с наслаждением.

Игра «Пантомима»

(одна команда показывает, другая – отгадывает)

1 команда – арбуз, телевизор, жук;

2 команда – книга, ворона, плеер.

Интерактивная игра «Кукольный театр»

Кукловод и кукла (люди). Кукловод делает движения руками куклы – человека, кукла должна угадать, что делает кукловод, и рассказать о своих впечатлениях.

Литература.

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.

2. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л. Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников» Выпуск 12, второе полугодие 2000 г.

3. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет/ Под ред. О. Ф. Горбуновой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 128с.: цв. Вкл.

Публикации по теме:

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Семинар «Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников» Слайд №1 «Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников» Подготовила: воспитатель МАДОУ «Синеглазка» г. Ноябрьск.

Создание благоприятных условий для развития речи детей Интересная, богатая впечатлениями жизнь всегда отражается на речи человека, она её обогащает и активизирует. В результате, человеку есть,.

Консультация для воспитателей «Создание условий для физического развития детей раннего возраста» Физкультурная деятельность детей будет иметь чётко выраженную направленность, если: -2/3 всех движений, входящих в содержание занятия, циклического.

Создание условий для полноценного психического развития детей старшего дошкольного возраста Обеспечение своевременного и полноценного психического развития наряду с сохранением и укреплением здоровья – одна из центральных задач.

Консультация «Создание условий для развития детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО» Создание условий для развития детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО: центр экспериментирования. Слайд №.

Создание условий для развития свободной игровой деятельности Наша группа, она маленькая и необычная, но очень любимая. Все развивающее и игровое пособие расположено для детей очень удобно и доступно.

Создание условий для развития театральной деятельности Введение: Во Временных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в.

Создание условий для развития творческих способностей, через проектную деятельность в группе На основе диагностики и изучения методической литературы, познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений,.

Создание условий в группе для всестороннего развития детей в соответствии с ФГОС.Создание условий в группе для всестороннего развития детей в соответствии с ФГОС. .

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Создание условий для развития театрализованной деятельности
Опубликовано: 27 октября 2015 в 19:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Фотоотчет об открытии нового сквера ко Дню города Ставрополя
В этом году мой родной город Ставрополь отпраздновал свое 242- летие. В день рождения горожане получили подарок - новый сквер в храмовом комплексе...
Фотоотчет о творческих работах детей подготовительной группы «В осеннем лесу»
В процессе углубления знаний детей об осенних явлениях в лесу были созданы работы по рисованию, аппликации, лепке индивидуальные и коллективные....
День Знаний в «Светлячке»
Отчёт о проведении праздничного концерта ко Дню Знания в детском саду. Музыкальный руководитель: Баранова Надежда Григорьевна По традиции 1 сентября ученики...