Мария Борисова
Создание условий для эффективного внедрения Аоп до для обучающихся с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для эффективного внедрения
адаптированной образовательной программы дошкольного образования
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Актуальной проблемой современного дошкольного образования является разработка и обсуждение Проекта Концепции дошкольного образования к 2030г., целеполагание которого - в создании условий для доступного качественного дошкольного образования, направленного на разностороннее развитие и эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста с учетом их образовательных потребностей и интересов в контексте единого образовательного пространства Российской Федерации.
Публикация «Создание условий для эффективного внедрения Аоп до для обучающихся с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
В отчетах комитета образования Санкт-Петербурга за последние три года о выполнении мероприятий государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» отмечается рост численность воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях (далее – ДОУ) в группах с ОВЗ. Востребованность услуг групп компенсирующей и комбинированной направленности постоянно увеличивается.
Сейчас претерпевает изменение нормативная база. Нормативное влияние документов способствовало появлению Федеральной образовательной программы (ФОП) и Федеральной адаптированной образовательной программы (ФАОП) дошкольного образования. Программа представляет собой учебно-методическую документацию, определяет базовые объем, содержание, планируемые результаты дошкольного образования. Дошкольные образовательные организации сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ : https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036.
Важность создания единого образовательного пространства закреплена на государственном уровне. Это видно из ряда изменений, которые были внесены в закон об Образовании РФ от 24.09.22 N 371 – ФЗ. Эти изменения предшествовали приказу Министерства Просвещения РФ от 24.11.2022 N 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования - важный документ, который поможет выстроить работу с детьми с ОВЗ по чётко определённой системе, единой для всех образовательных организаций.
Анализируя материалы регионального мониторинга качества дошкольного образования по административным районам Санкт-Петербурга и результаты мониторинга соблюдения требований ФГОС ДО к структуре, объему и содержанию основной образовательной программы дошкольного образования (анализ материалов мониторинга проведен на основе критериев Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования, утвержденных распоряжением Комитета по образованию от 17.08.2021 № 2314-р, с использованием инструментария, разработанного специалистами ГБУ ДПО Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, мониторинг проведен в марте 2023 года) выявил, что в 7% учреждений, участвующих в мониторинге, не учтен п. 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2021 г. № 373, который определяет, что в группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, а не образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Тезисы:
1). Разработка АОП ДО в соответствии с ФАОП, как главного звена в обеспечении единого образовательного пространства и предоставления равных стартовых возможностей для всех обучающихся. Эта задача актуальна не только для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и воспитателей групп компенсирующей направленности, но и для всего педагогического состава, так как в любой группе детского сада может появиться ребёнок с ОВЗ, и для него должна быть написана АОП. А группы компенсирующей направленности уже с 1 сентября 2023 г. начали работу по АОП ДО. Организация рабочих групп в ДОУ по разработке АОП ДО.
2). Чёткое соблюдение структуры и содержания программы. ФАОП в соответствии со стандартом состоит из 3 разделов: целевого, содержательного и организационного, из инвариантной и вариативной части, соотношение которых составляет 60 и 40 % соответственно. В целевом разделе прописаны цель и задачи, принципы реализации программы, а для каждой нозологической группы указаны специфические принципы, такие как индивидуализация образовательных программ, развивающее вариативное образование, полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
3). Налаживание сетевого взаимодействия с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнёрами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся с нарушениями. Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей.
4). Слаженная и систематическая работа психолого-педагогического консилиума (ППк) в ДОУ, и тогда будет понимание тесного сотрудничества с ТПМПК и ЦТПМПК.
5). Вариативность средств реализации и достижения целей Программы: стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учётом которых Организация должна разработать свою адаптированную образовательную программу. При этом за Организацией остаётся право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп обучающихся, их психофизические особенности, запросы родителей (законных представителей).
6). Особое внимание взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников: повышению их педагогической компетенции, оказанию эмоциональной поддержки каждому члену семьи и формированию положительного взаимодействия с ребёнком. Применение современных форм работы с семьями: семейные досуги, родительские клубы, мастер-классы, деловые игры.
7). Повышение уровня компетенций педагогов в работе с локальными актами ДОУ (положение о логопедической помощи, положение о ППк, документально-нормативной базой. Изучение документов, обмен мнениями, участие в работе районного ИМЦ.
8). Важности проведения согласованной коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей и комбинированной направленности всех специалистов, участвующих в образовательной деятельности: учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели, инструктора физического воспитания, музыкальные руководители.
9). Программа коррекционно-развивающей работы должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, удовлетворение которых открывает возможность общего образования, что особо подчёркивает значение коррекционной помощи на первой ступени образования. Особое внимание уделяется применению здоровьесберегающих и игровых технологий.
10). В написании организационного раздела могут помочь примерные адаптированные программы, в которых данные разделы освещены очень хорошо. Кроме того, ФАОП закрепил за образовательной организацией право выбора тех форм и методов, применяемых в работе, которые являются наиболее эффективными. В АОП должны быть включены календарный федеральный план работы и программа воспитания.
Таким образом, АОП тесно переплетается с ФГОС ДО и ФАОП и является частью единого образовательного пространства. Внедрение АОП даёт больше возможностей для выстраивания коррекционной работы, что в свою очередь положительно отразится на качестве образования.