Получи документы

Создание условий для эффективной реализации образовательной области «Художественное творчество» в средней группе (2 фото)

Галина Костарева
Создание условий для эффективной реализации образовательной области «Художественное творчество» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

«Нельзя вырастить полноценного человека

без воспитания в нем чувства Прекрасного…»

Рабиндранат Тагор

В условиях демократического государства именно культура и образование берут на себя задачу сохранения и развития духовных, нравственных ориентиров личности. Особенное значение приобретает художественно-эстетическое образование, где человек приобретает и реализует свою индивидуальность, свободу выбора, творческий потенциал.

Публикация «Создание условий для эффективной реализации образовательной области „Художественное творчество“ в средней группе» размещена в разделах

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Непосредственно-образовательная деятельность по ИЗО имеет большое значение для всестороннего развития личности ребёнка. Они способствуют умственному развитию детей благодаря тому, что в основе создаваемого ими изображения лежат впечатления, полученные детьми из окружающей жизни непосредственным путём через восприятие предметов и явлений, выделение их свойств и качеств (формы, величины, строения, цвета, фактуры и др.)

На непосредственно-образовательной деятельности по ИЗО решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребёнка; задачи по речевому развитию и развитию мелкой моторики ребёнка.

В исследованиях известных психологов и педагогов подчёркивается необходимость решения проблемы художественно-творческого развития личности средствами искусства, начиная с дошкольного возраста.

Для ребёнка этого возраста в первую очередь важно не столько то, каким объёмом предметных знаний определённой образовательной области он владеет, сколько то, каким способом эти знания были ребёнком освоены.

Доцент кафедры олигофренопедагогики МГПУ г. Москвы А. В. Сизова сказала: “Рисуя, ребёнок развивает себя как физически, так и умственно, ибо функционирование мелкой моторики руки напрямую влияет на работу мозга. Рисующий ребёнок рассуждает логичнее и примечает больше, и слушает внимательнее по сравнению со сверстником не рисующим. Если его деятельность ввести в организованное русло, то развитие становится просто поразительным”.

В формировании художественно-творческих способностей дошкольников важную роль способен играть процесс интеграции разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельностей. Это информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоническое развитие на основе полихудожественного восприятия мира (когда освоение одного искусства ведется через привлечение разных видов искусства, разных видов художественного мышления) и выражения себя в разных видах деятельности. Интегрировать – значит приводить к гармоничному или координированному целому, перестраивая, организуя и иногда добавляя или удаляя элементы или части.

Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке детей к процессу восприятия, понимания и осмысления информации (позиций науки, истории развития культуры, особенностей разных искусств, окружающей природы, формирование у ребят понятий и представлений о взаимодействии всего и вся в мире, как едином целом. (Т. С. Комарова)

Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности с другими образовательными областями в дошкольном детстве носит естественный характер. Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видамидеятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией).

Единение и взаимодействие – главное в образовательном процессе. Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки.

На непосредственно-образовательной деятельности по ИЗО в детском саду решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

В процессе работы над рисунком, лепкой, аппликацией у детей формируются такие важные для умственного развития мыслительные процессы, как анализ и синтез, сравнение, конкретизация.

Процесс рисования, лепки, аппликации и конструирования вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение результатом труда. При этом формируются навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Непосредственно-образовательная деятельность рисование, лепка, аппликация и конструирование в значительной мере способствуют подготовке к дальнейшей учебной деятельности, в частности к овладению письмом, математикой, трудовыми навыками, формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время; умение планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е. И. Тихеева

Пространство, в котором растет и развивается ребенок – предметно-развивающая среда является одним из главных факторов в развитии детей дошкольного возраста.

Именно предметно-развивающая среда художественно-эстетического центра в группе помогает детям проявить творчество, дает возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами, дает возможность увидеть определенный предмет с разных точек зрения.

В художественно-эстетическом центре группы представлена традиционная среда: разнообразные краски, бумага, ножницы, клей, мелки, цветные карандаши, фломастеры, цветная и белая бумага, кисточки разного размера и назначения, салфетки, восковые мелки и многое другое. Традиционная среда помогает сформировать у детей основные навыки и умения, предусмотренные программой: умение держать карандаш, пользоваться кистью, ножницами; набирать краску и т. д. и способствует реализации задач, предусмотренных образовательной областью «Художественное творчество».

В центре представлена и нетрадиционная среда: фантики, нитки,

всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности (рисование песком, мыльными пузырями, мятой бумагой, на мятой бумаге, рисование без кисточки и карандаша, кляксография с трубочкой, монотипия предметная и пейзажная печать по трафарету, пластилинография, которые постоянно дополняются.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Использование нетрадиционной среды центра на непосредственно-образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей:

• Способствует снятию детских страхов;

• Способствует развитию внимания и усидчивости;

• Способствует развитию изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

• Способствует развитию пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• Учит детей свободно выражать свой замысел;

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• Учит детей работать с разнообразным материалом;

• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

• Развивает уверенность в своих силах;

• Развивает мелкую моторику рук;

• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

• Позволяет накапливать и обогащать жизненный опыт детей.

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".

В каждом из нас живет художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты

должны мы, взрослые!

Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Материал для интеграции ОО «Художественное творчество»

с другими образовательными областями.

«Физическая культура»

1. Распечатка физминуток.

2. Схемы выполнения упражнений.

«Здоровье»

1. Влажные салфетки.

2. Плакат "Правильная осанка"

«Коммуникация»

1. Художественная литература по теме недели.

«Познание»

1. Раскраски «Нарисуй и сотри»:

- «Дорисуй и раскрась»;

- «Форма и размер»;

- «Сходства и различия».

2. Книги из серии «Обведи и раскрась»:

- «Весёлый счет»,

- «Противоположности».

3. Раскраски:

- Листья,

- Про лисят,

- Животные Африки,

- Птицы,

- Деревья,

- Цветы,

- Обитатели моря и другие.

4. «Рисуем и раскрашиваем»

- Кустарники,

- Ягоды.

5. Трафареты с геометрическими фигурами.

6. Различные виды конструктора.

«Социализация»

1. Раскраски из серии «Хочу быть…»:

- парикмахером,

- музыкантом,

- поваром.

2. Сказка-раскраска «Рыцари и принцессы».

3. Раскраски для девочек.

4 .Раскраски для мальчиков.

5. Книги о Каменске-Уральском.

6. Кубики по предметам для девочек и мальчиков.

«Музыка»

1. Альбом П. И. Чайковского «Времена года»

2. Альбом П. И. Чайковского «Детский альбом»

3. Инструментальная музыка для непосредственно-образовательной деятельности по ИЗО.

«Труд»

1. Губки хозяйственные.

2. Раскраска «Помогаем маме».

3. Крышки от бутылок.

4. Инвентарь для уборки.

«Чтение художественной литературы»

1. Сказки, иллюстрированные писателями:

- Сказки В. Г. Сутеева

- Потешки с иллюстрациями Ю. А. Васнецова,

- Рассказы с иллюстрациями Е. И. Чарушина.

2. Кубики по сказкам.

«Безопасность»

1. Дидактические игры из серии «Валеология или здоровый малыш»:

- «Зубы, зрение, слух»,

- «Кожа, питание, сон».

2. Раскраски

Создание условий для эффективной реализации образовательной области «Художественное творчество» в средней группе
Фото «Художественное творчество»
Публикации по теме:

Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях ДОУ .

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Презентация В своей презентации "Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности" я старалась.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Создание условий для эффективной реализации образовательной области «Художественное творчество» в средней группе
Опубликовано: 6 ноября 2012 в 12:13
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для эффективной реализации образовательной области «Художественное творчество» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Галина Костарева (УИ 25683) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД