Папки-передвижки

Создание условий в современной дошкольной образовательной организации для решения задач экологического образования детей

Екатерина Евгеньевна Афанасьва
Создание условий в современной дошкольной образовательной организации для решения задач экологического образования детей

Создание условий в современной дошкольной образовательной организации для решения задач экологического образования дошкольников

В современных условиях развития общества становится очевидным тот факт, что проблемы взаимодействия человека и природы являются наиболее актуальными. Человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Современные проблемы взаимодействия человека с окружающей средой могут быть решены только при условии повышения экологической культуры и грамотности всех людей, начало становления которых приходится на первые семь лет [3].

Публикация «Создание условий в современной дошкольной образовательной организации для решения задач экологического образования детей» размещена в разделах

Дошкольный возраст – ответственный период жизни человека, период бурного физического и психического развития ребенка, интенсивного накопления представлений об окружающем мире, который выступает фундаментом для последующих этапов жизнедеятельности человека [1]. Поэтому экологическое образование подрастающего поколения обретает особое значение.

Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций, на ответственное отношение к природе [2].

Мы выделяем следующие направления работы в нашем ДОУ для решения задач экологического образования дошкольников :

- экологизация видов деятельности дошкольников в группах;

- выполнение отдельных экологических проектов;

- подбор растений, уход за ними (совместно с детьми);

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды экологического образования;

- работа с родителями.

Воспитатели ДОУ отводят большое внимание созданию условий для экологического образования в группах, которые заключаются в организации центра природы, центра экспериментирования, выставочного центра, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования, так педагоги подбирают растения и осуществляют уход за ними совместно с детьми, осуществляют экологизацию видов деятельности дошкольников в группах (применение экологического содержания на различных занятиях, в режимных моментах, на прогулке, в играх). Также организовываются прогулки в парк, целью которых является приобщение дошкольников к природе, актуализация знаний детей о бережном отношении к природному сообществу.

Важным направлением выступает выполнение отдельных экологических проектов. Мы в средней группе реализовали следующие проекты: «Календарь экологических дат», «Мы – друзья природы», «Хозяин Земли», «Чистый мир». Длительность каждого проекта составляла не менее 3 месяцев.

В течение года воспитатели организовывали участие в конкурсах, дети принимали активное участие в разнообразных конкурсах, направленных на экологическое образование детей, получив грамоты участников, призеров или победителей.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды осуществляется путем создания в группах лабораторий для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, формирования основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория природы является базой для самостоятельной деятельности. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебно-познавательное и занимательно-игровое. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость данной деятельности для ребенка, в результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Взаимодействие с родителями воспитанников включает следующие формы: родительское собрание, экологическая газета, развлечение, фотовыставка, экологическая игра. Также традицией детского сада является участие в акции «Цветы и дети так похожи», где родители с детьми участвовали в озеленении территории детского сада.

План работы воспитателя с родителями по экологическому образованию дошкольников :

Месяц-Сентябрь. Форма проведения-Родительское собрание. Задачи- показать значимость экологического воспитания в дошкольном возрасте, раскрыть цель и задачи. Предполагаемый результат- раскрыть возрастные особенности восприятия детьми объектов природы. Заинтересованность

родителей в работе детского сада.

Месяц-Ноябрь. Форма проведения-экологическая газета на тему :«Помогите птицам». Задачи-уточнить и расширить представление родителей и детей о птицах родного края. Предполагаемый результат-заинтересованность родителей и выполнение домашних заданий

детьми вместе с родителями.

Месяц-Январь. Форма проведения-экологическая газета на тему «Твой дом - твое здоровье». Задачи-познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью с ребёнком на прогулке. Предполагаемый результат-заинтересованность родителей в изготовлении поделок из бросового материала.

Месяц-Март. Форма проведения-развлечение «Солнце вешнее, Птичка певчая». Задачи-расширить представления о роли птиц в природе и в жизни человека. Предполагаемый результат- воспитывать желание помочь птицам и радоваться результатам совместной деятельности. Совместное

изготовление скворечников родителями и детьми. Активное участие в акции.

Месяц-Май. Форма проведения- фотовыставка «Экологические тропы». Задачи- приобщать родителей к совместным прогулкам с детьми на природе.

Предполагаемый результат-совместная деятельность детей и родителей.

Месяц-Август. Форма проведения-экологическая игра «Знатоки

природы». Задачи-закрепить знания детей о природе родного края. Предполагаемый результат-повысить коммуникативность родителей в процессе игр. Совместное участие родителей и детей.

Нужно воспитывать в детях заботу о родной природе и ее богатствах. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы, но и испытывать любовь к муравью, лягушке, цветам и деревьям – ко всему, что его окружает. Поэтому взрослым, и родителям, и педагогам, необходимо приложить большие усилия, чтобы сформировать у детей четкие представления о природе.

Библиографический список

1. Москвина А. С. Особенности реализации содержания экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации// Перспективы науки и образования. 2019. С. 271-288.

2. Третьяков А. Л. Экологическое образование детей дошкольного возраста : постановка проблемы // Язык и актуальные проблемы образования : науч. тр. IV Междунар. науч. -практ. конф. М., 2019. С. 317-321.

3. Шинкарева Л. В., Панасенко К. Е. Обоснование модели педагогического обеспечения экологического образования детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 12-15.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Детский мастер-класс по изготовлению дидактического материала для решения задачДетский мастер-класс по изготовлению дидактического материала для решения задач Данный мастер-класс представляет собой индивидуальную и подгрупповую деятельность детей старшей группы по аппликации с целью изготовления.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Конспект педагогического совета «Высоко в дошкольной образовательной организации» Конспект педагогического совета по ВСОКО в ДОО Проведите педагогический совет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации». по готовому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий в современной дошкольной образовательной организации для решения задач экологического образования детей
Опубликовано: 5 августа 2024 в 11:29
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий в современной дошкольной образовательной организации для решения задач экологического образования детей» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Евгеньевна Афанасьва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16-20 сентября. Неделя безопасности дорожного движения. Передвижка «Ребенок в...

С 16 по 20 сентября 2024 года в России пройдет неделя безопасности дорожного движения. Акция организована для профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием детей и снижения тяжести их...

15-17 сентября. Российские дни леса

С 15 по 17 сентября отмечается масштабный экологический праздник – Российские дни леса. А в третье воскресенье сентября празднуется День работников леса. Это профессиональный...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД