Светлана Кострова
Создание эколого-развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста
СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ для детей старшего дошкольного возраста
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир
природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский
3 слайд
Публикация «Создание эколого-развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования. Экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализуя систему экологического образования, считаем, что правильная организация эколого-развивающей среды обеспечивает развитие деятельности и личности ребенка.
4 слайд
Цель создания «экологического пространства» в условиях ДОУ: экологическое воспитание, формирование экологической грамотности, бережного отношения к окружающему. Задачи вы можете увидеть на слайде
При организации эколого-развивающей среды мы решаем следующие задачи:
• Формировать экологическую культуру у детей;
• Воспитывать экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для ребенка, так и для самой природы;
• Создать условия для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения (родного края,
Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, к которым относятся любознательность и самостоятельность, впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, мы стремимся создавать такую среду, которая обеспечивает активную самостоятельную детскую деятельность.
5-6 слайд
Эколого-развивающая среда, созданная нами включает в себя следующие компоненты: «Лаборатория юного эколога». Здесь организуется поисковая деятельность детей. Лаборатория дает возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время.! Мы знакомим воспитанников с изменениями природы по сезонам, а также организуем опыты и эксперименты с природным материалом: водой, воздухом, песком, глиной, льдом, листьями и пр. Опыты раскрывают причины наблюдаемого явления, подводят к суждениям, умозаключениям, имеют большое значение для осознания причинно-следственных связей. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность.
7 слайд
Детская лаборатория содержит:
1) Приборы для экспериментирования (микроскоп, лупы и увеличительные стекла, пластиковые колбы и пробирки, воронки, магниты, весы, компас, термометры, песочные часы, комплекты для игр с тестом, песком и водой);
2) фонд материалов (природных и бросовых);
3) место для проведения опытов.
8 слайд
С целью развития поисково-исследовательской деятельности в познавательном центре группы собраны коллекции: семян и плодов, листьев и соцветий различных растений, камней и минералов, коллекция «Насекомые и их знакомые». Совместно с детьми и родителями создаем тематические коллекции: «Динозавры», «Птицы».
9 слайд
Экологическому просвещению старших дошкольников способствует созданная в группе библиотека юного натуралиста. Ее содержание включает в себя: детские энциклопедии по различным областям, художественную и познавательную литературу о природе; подписки детских журналов о природе; литературу по уходу за животными и растениями; тематические наборы открыток; фотоальбомы, подборы репродукций и иллюстраций из жизни животных и растений по сезонным изменениям, а также аудиотеку и видеотеку.
10-11 слайд
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.
Центр природы в нашей группе приучает детей трудиться, заботиться о растениях, бережно относиться к природе.! В процессе трудовой деятельности мы формируем знания о живых организмах, учим устанавливать связь между условиями, образом их жизни в природе и способами ухода за ним в уголке природы.
12 слайд
Для центра природы своими руками были изготовлены дерево «Времена года»,
13 слайд
игра «Домашние и дикие животные»
14 слайд
Сенсорная коробка «Жизнь леса»
15 -16 слайд
Метод моделирования помогает обогатить способы познания мира природы. Изучить конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов помогают предметные модели: глобус, модели животного и человека и пр. Вместе с детьми создаем такие модели (макеты, как «обитатели аквариума», «глобус»! «животные севера», «жизнь в Арктике», и др., моделирующие отдельную экосистему в миниатюре. В центре природы собраны картотеки игр, опытов и экспериментов, тематические наборы моделей животных и растений.
17-18 слайд
Осуществить комплексный подход к формированию экологических знаний помогает проектная деятельность. Были реализованы следующие проекты: «Огород на окне» были посажены огурцы, помидоры, кабачки, цветы,! продолжением проекта был «Огород на участке», мы с ребятами все лето ухаживали за растениями и собрали урожай.
19 слайд
Проект «Веселые Чипполинки», мы решили творчески подойти к оформлению луковичек и изготовили для них наряды, нарисовали лица.
20 слайд
Вашему вниманию представлен видеоролик по проекту «Белый медведь житель Арктики»
21-22-23 слайд
Завершаем проекты экологическим праздником или досугом: «спортивное развлечение с Умкой»,! «Праздник осени»! «Масленица». Такая форма способствует созданию и поддержанию положительного эмоционального состояния детей.
Индивидуальные творческие проекты детей формируют у них навыки поисково-исследовательской деятельности, учат внимательному созерцанию природы.
24-25-26 слайд
Мы участвуем в экологических акциях : «Покормите птиц зимой»,! «Добрые крышечки»,! «Дай лапу». Призыв защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду, побуждает активную позицию старших дошкольников.
27-28 слайд
Совместно с родителями организуем фотовыставки «Мой любимый питомец»! и выставки из природного материала.
29 слайд
Регулярно проводим такие педагогические мероприятия, как маршруты в природу (экскурсии, целевые прогулки и походы на природу). Мы заранее обсуждаем с детьми и планируем, какие задачи нам предстоит решить, развивая, таким образом, самостоятельность выбора воспитанников, любознательность, умение договариваться. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.
30 слайд
Личные впечатления, наблюдения во время походов, экологических акций, экологических прогулок, воспитанники представляют в своих работах, которыми мы украшаем группу.
31 слайд
Также активно сотрудничаем с социальными партнерами: станция юннатов, ходим на экскурсии и приглашаем к нам на занятия с детьми.
32 слайд
Созданное в группе «экологическое пространство» используется для экологического образования не только детей, но и для их родителей, которые регулярно включаются в совместную эколого-педагогическую деятельность. В этом году внедрили новую форму взаимодействия с семьями воспитанников – экологический театр. Взрослые с удовольствием принимали участие совместно со своими детьми, изготовили героев сказок. Сказки можно представлять на праздниках или показывать воспитанникам детского сада.
33 слайд
В дальнейшем планируем создать «Панораму добрых дел», в виде стенгазеты или фоторепортажа, это наглядная демонстрация усвоенных навыков и умений общения и поведения детей и взрослых в природе, результативность их общих усилий.
34 слайд
С целью формирования у старших дошкольников целостной системы знаний о природе, мы активно используем информационные технологии в образовательном процессе. Это: виртуальные экскурсии, презентации, познавательные документальные фильмы, игры.
35 слайд
В своей группе мы создали условия для творческой реализации каждого ребенка. Мы научили детей обращать внимание на красоту природы, наблюдать за состоянием растений и поведением животных, развили в них способность чувствовать себя творцами и создавать свои маленькие шедевры различными изобразительными средствами.
Таким образом, мы видим, что эколого-развивающая среда – это важнейшее условие реализации системы экологического воспитания старших дошкольников и достижения целевых ориентиров, определяемых ФГОС ДО. Благодаря правильной организации развивающей среды, эколого-педагогическая деятельность в группе является успешной и эффективной.