Получи документы

Создание эмоционального комфорта у детей в целях повышения эффективности логопедических занятий (2 фото)

Елена Севостьянова
Создание эмоционального комфорта у детей в целях повышения эффективности логопедических занятий

Логопедические занятия – это особый, специфический учебный процесс, требующий от ребёнка усердия, напряжения и преодоления трудностей. Как правило, они включают в себя многократные повторения артикуляционных, грамматических и речевых упражнений, что делает их монотонными, надоедливыми и не очень привлекательными для детей. К тому же, речевые расстройства, особенно тяжёлые, часто сопровождаются другими нарушениями развития: несформированностью произвольного внимания, отклонениями в эмоционально-волевой сфере, неорганизованностью поведения, негативизмом, неуверенностью в себе, низкой работоспособностью, что создаёт дополнительные сложности. И перед логопедом стоит очень непростая задача – не смотря ни на что, сделать каждое занятие продуктивным.

Публикация «Создание эмоционального комфорта у детей в целях повышения эффективности логопедических занятий» размещена в разделах

Продуктивность логопедических занятий зависит от многих факторов: возраста ученика и тяжести его речевого дефекта, опыта и профессионализма логопеда, подбора соответствующего методического материала и пособий и т. д. Одним из не менее важных факторов является создание эмоционального комфорта у ребёнка. Именно в этом состоянии дети больше готовы к сотрудничеству, общению и восприятию учебного материала.

Особую роль в создании комфортной обстановки играют личные качества учителя-логопеда, а также атмосфера логопедического кабинета, где ребёнка всегда рады видеть, где его ждут интересные открытия, игры и сюрпризы. К личности учителя-логопеда предъявляется ряд необходимых требований. Он должен иметь приятное, доброжелательное выражение лица, встречать ребёнка улыбкой, как на первом занятии, так и на десятом и на всех последующих. Улыбка является универсальным средством общения и установления контакта. Она понятна всем и сообщает: тебе рады, не волнуйся, всё в порядке. Говорить с ребёнком надо спокойным, дружелюбным тоном, избегая скандированной, раздражённой, заигрывающей и, конечно, сюсюкающей речи.

Настроит на позитивное общение и сотрудничество позиция логопеда на уровне глаз ребёнка. Она исключит некомфортное положение педагога над учеником.

Создать положительный настрой и повысить у детей мотивацию по отношению к логопедическим занятиям авторитарные педагогические методы не помогут, так как они основываются на подавлении интересов ребёнка. А любое давление вызывает сопротивление. Убедиться в этом поможет следующий эксперимент. Надавите правой ладонью на левую, держа руки перед грудью. Что стала делать левая ладонь? Она не отклонилась под натиском правой, а стала оказывать ей противодействие. Таким образом, давление со стороны педагога автоматически вызывает внутренний протест, сопротивление, лишая ребёнка эмоционального комфорта и, соответственно, не способствует повышению эффективности логопедических занятий.

Целесообразнее использовать такие методы, которые созвучны внутренним потребностям ребёнка.

Независимо от обстоятельств, места и времени ребёнок постоянно находится во власти своих внутренних стремлений. Являясь частью природы, как и всё живое, он стремится к свободе. И мы можем дать ему ощущение свободы, предоставляя право выбора. Выбери картинку, по которой ты будешь составлять рассказ. Какими фишками сегодня будем пользоваться: круглыми или квадратными? С каким звуком хочешь выбирать картинки: [c] или [ш]? И т. д. В подобных случаях психологи используют термин «мнимый выбор», т. е. выбор с ограничениями. В данной ситуации ребёнок, не испытывая давления со стороны взрослого, с удовольствием выполняет все задания, запланированные логопедом.

Известно, что в каждом ребёнке живёт естественная потребность скорее стать взрослым. Стремление к взрослению проявляется во многих формах детской деятельности и поведения. Особенно это заметно в игре. Ни один ребёнок не станет брать роль самого себя или младше, чем он сам, но с огромным удовольствием будет проигрывать роль взрослого. Учитывая это, на логопедическом занятии полезно использовать игры с обменом ролями: ребёнок выступает в роли логопеда, учителя, профессора, а логопед в роли ученика, Почемучки и т. п. Для этого подходят игры «Исправь мои ошибки», «Правильно – неправильно» (логопед в соответствии с поставленной задачей выполняет задание то правильно, то с ошибками, а ребёнок определяет правильность ответов, «Почемучкины вопросы» и т. д. Для перевоплощения, можно использовать соответствующие аксессуары: очки, указку, шляпу для профессора, панамку для Почемучки, микрофон для журналиста и т. п.

Важно помнить, что ребёнок – существо активное, и одной из его самых актуальных потребностей является потребность в движении. Необходимо позволять ребёнку больше двигаться, давать ему различные задания с движениями (топни на заданное слово, прыгни или присядь столько раз, сколько в слове слогов, и т. д., активно использовать динамические паузы, игры с пальчиками, элементы логоритмики. Большой эмоциональный отклик у детей вызывают приёмы биоэнергопластики. Вот некоторые из упражнений:

- «Крокодил» - рот широко открывать и закрывать, одновременно имитируя руками движения пасти крокодила, можно усложнить закрыванием и открыванием глаз;

- «Лошадка» - цокать, руки поднять вверх, кулаки сжимать и разжимать;

- «Качели» - кончиком языка ритмично задевать то верхние, то нижние зубы, вытянутые руки держать перед собой, выполняя кистями движения вверх-вниз, можно добавить закрывание и открывание глаз.

Введение в логопедические занятия упражнений на развитие межполушарных связей «Ладонь, кулак, ребро», «Лезгинка», «Лягушки», «Змейки», «Ухо – нос» и др. повышает эффективность коррекционной работы и всегда вызывает у детей положительные эмоции.

Создать у ребёнка ощущение эмоционального комфорта помогает использование методики успешности. Когда малыш выполняет поставленную задачу, у него возникает чувство удовлетворения, радости, гордости за самого себя. Чтобы ребёнок испытал ощущение успешности, необходимо давать ему такие задания, с которыми он сможет справиться, и вовремя помогать при затруднениях.

Необходимо постоянно помнить о важности и пользе поощрений. Хвалить ребёнка надо искренне и, как можно, чаще. Хвалить даже в том случае, когда ничего не получилось, за то, что старался, внимательно слушал задание, аккуратно обращался с пособиями, не плакал, не качался на стуле и т. д. Своевременная, искренняя похвала со стороны логопеда всегда вызывает приятные чувства у ребёнка, снимает напряжение и делает логопедические занятия более желанными.

Рекомендуется использовать разные виды поощрения: вербальные и невербальные. Вербальные поощрения ребёнка за его успехи и приложенные усилия кроме прямого назначения способствуют обогащению словаря (молодец, умница, замечательно, великолепно, прекрасно, отлично и т. д.).

К невербальным видам поощрения относятся тактильные и материальные. Допустимы прикосновения, желательно справа, тёплыми руками по плечу или кисти. Можно пожать руку и приобнять ребёнка.

Материальные поощрения могут быть самыми разными: дать в конце занятия интересную игру, приклеить в тетрадь наклейку, подарить какой-нибудь сюрприз, вырезать из бумаги фигурку, угостить конфетой и т. п.

Пожалуй, самым замечательным средством активизации ученика и создания радостной положительно окрашенной атмосферы на занятии является

эффект новизны

. Этот приём предполагает как использование знакомых пособий в необычной ситуации, так и их регулярное обновление, внесение нового в привычное. Необходимо иметь в наличии разнообразный, многофункциональный, эстетично оформленный, привлекательный методический материал (фонетические тренажёры, пособия для развития воздушной струи и т. д.).

Но совсем не обязательно вносить глобальные перемены в каждое занятие и постоянно приобретать или мастерить новые пособия. Даже незначительные новинки, например, пёрышко для дыхательных упражнений другого цвета, фишки новой формы, яркая коробочка для мелких игрушек, небольшие изменения в знакомых упражнениях и т. п. непременно вызовут у ребёнка интерес и положительные эмоции.

Создавать и сохранять чувство эмоционального комфорта на занятиях помогают [задания с возможностью самопроверки. Мы ощущаем дискомфорт каждый раз, когда нас или наши действия оценивают отрицательно. И совсем по-другому реагируем, если сами замечаем свою ошибку. Чтобы не травмировать ребёнка отрицательной оценкой, удобно использовать перфокарты, с помощью которых он сам определяет правильность выполнения задания.

Не желательно вообще давать детям отрицательные оценки. Если ребёнок неправильно выполнил задание, стараемся, как бы разделить его неудачу, говоря: «Что-то мы с тобой тут напутали», или поддержать его словами: «В другой раз ты будешь внимательнее, и у тебя получится ещё лучше».

Признанность в коллективе даёт уверенность в себе, удовлетворение и душевный комфорт. Её отсутствие может глубоко ранить душу ребёнка и привести к нарушению его социальной адаптации, а также к формированию у него специфических черт характера: замкнутости, угодничеству, заискиванию, негативизму и пр. Чтобы каждый ребёнок мог ощущать себя признанным, полезно на групповых занятиях создавать условия для равноправного участия каждого в чём-либо. Это могут быть различные игры и упражнения в рамках занятия, где дети по очереди предлагают свои варианты задания, а вся группа их выполняет, наподобие игры «Что нам Танечка покажет, то и будем выполнять».

Создание доброжелательной, радостной атмосферы на групповых занятиях, эмоциональный подъём гарантирует

хоровое чтение стишков и пение песенок с движениями.

Ритмически организованные звуки речи создают особые условия для восприятия и рождают чувство безопасности и комфорта. Связано это с тем, что у людей сохранились наследственные положительные реакции на синхронные с ними ритмы. Доказано, что внутренние частоты биотоков мозга человека близки к частотам народной поэзии и музыки, а детские стихи и песенки, как правило, имеют ритмические рисунки, схожие с народными. Чувство радости у детей усиливает совместное действие.

Всегда способен разрядить обстановку, снять напряжение, сблизить, укрепить доверие к взрослому

добрый, понятный ребёнку юмор.

Заботясь об эмоциональном комфорте воспитанников, логопед не только добивается повышения эффективности своих занятий, но и оберегает и укрепляет физическое и психическое здоровье детей с нарушениями речи, а также делает ученье радостным.

Создание эмоционального комфорта у детей в целях повышения эффективности логопедических занятий

Игры и упражнения с массажными шариками.

Фото №1 Логопедические занятия Логопедические занятия это особый специфический учебный процесс требующий от ребёнка усердия напряжения и преодоления трудностей

Песенки с пальчиковыми упражнениями.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М. ,1996.

2. Лысюк О. Л. Формирование навыков самоконтроля у детей с нарушениями развития. Дошкольная педагогика. 2007. №2.

3. Сдельникова Г. Элементы психотерапии в работе логопеда. Дошкольное воспитание. 1998. №5.

4. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.

5. Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология. М., 2005

Публикации по теме:

Создание условий для эмоционального развития и эмоционального комфорта в группе (старший дошкольный возраст) Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким,.

Создание психо — эмоционального комфорта в группе «Создание психо – эмоционального комфорта в группе» Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это тёплый и уютный дом,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание эмоционального комфорта у детей в целях повышения эффективности логопедических занятий
Опубликовано: 9 июня 2015 в 23:56
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД