Альбина Котова
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ с позиций учета нейропсихологических особенностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
А. А. Котова
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №46 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
«Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ с позиций учета нейропсихологических особенностей детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Оформление детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Дошкольный возраст один из самых важных и ответственных периодов в жизни каждого человека. За несколько лет ребенок проживает особый, цельный и единый отрезок времени : от «закладки фундамента»- тех универсальных свойств, которые делают человека человеком, до возведения первых этажей человеческой личности. От возникновения простейших форм содействия и сочувствия ближнему до первоначального формирования способности оценивать свои отношения с ним нравственными мерками. От создания элементарных образов действительности силой детского воображения до построения развернутой картины мира. В течение этого периода ребенок накапливает свой жизненный опыт, происходит становление личности и от того в каких условиях это будет протекать, во многом зависит будущее человека.
В современных условиях инновационных изменений в сфере образования, необходимо создание такой системы работы, которая бы обеспечивала переход работы на качественно более высокий уровень. Цель внедрения здоровьесберегающего подхода к развитию ребенка с позиции нейропсихологических и психофизиологических особенностей в практику работы нашего дошкольного учреждения - это и переход на новую ступень качества образования, и объединение всего наработанного материала в систему по сохранению и укреплению здоровья ребенка.
Задачи формирования здоровьесберегающей среды в ДОУ
• создание экологической и психологической комфортности образовательной среды;
• создание игровой развивающей среды;
• обеспечение безопасности жизни детей;
• обеспечение условий для укрепления здоровья;
Организация единого оптимального здоровьесберегающего пространства направлено на профилактику различного рода негативных тенденций среди детей, создание благоприятных условий формирования успешности каждого ребенка и группы в целом, развитие познавательной активности и успешное обучение в школе.
Создание модели предполагает максимальную реализацию природных возможностей ребенка дошкольного возраста, соответствие между психофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением.
Структура нашей модели создания здоровьесберегающей среды базируется на учете таких возрастных и индивидуальных особенностях детей дошкольников, как внутриполушарная организация, межполушарное взаимодействие, ведущая зона сенсорного опыта. Учет данных особенностей позволяет не только понять ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности.
Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются :
динамизм - возможность изменения, преобразования
открытость - связь с другими социальными институтами, с социумом в целом
гибкость - учет возможностей, как субъектов образования, так и социально-культурного пространства
активность
гуманизация - приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка
С целью сохранения и укрепления физического и психического состояния здоровья детей дошкольного возраста необходимо учитывать нейропсихологические, гендерные, поведенческие особенности детей, но также важно эти особенности учитывать при создании здоровьесберегающей среды.
Здоровьесберегающая среда в общепринятом понятии – это, прежде всего, санитарно-гигиенические нормы, чистота, порядок в окружающей ребенка среде, выполнение требований к подбору игрушек, мебели, соблюдение режима проветривания и многое другое. Однако современное понятие «здоровьесберегающая среда» включает учет нейропсихологических особенностей участников воспитательно-образовательного процесса.
В обычном спокойном состоянии левое и правое полушария головного мозга дополняют друг друга при обработке информации, выработке новых знаний, принятии решений. Во время стресса эта способность может быть утрачена, и в этот момент активно только одно полушарие – ведущее, поэтому важно исключать стрессогенные факторы при организации здоровьесберегающей среды воспитательно-образовательного процесса для создания благоприятных условий формирования успешности каждого ребенка.
Индивидуальные и возрастные особенности внутриполушарной организации и межполушарного взаимодействия формируются под воздействием наследственных факторов и среды.
Создание здоровьесберегающей среды с позиций нейропсихологических особенностей детей возможно при соблюдении следующих условий:
1. Первое и основополагающее условие – это высокопрофессиональный педагог с активной жизненной позицией, уверенный в себе, креативный, с устойчивой мотивацией на здоровье. Для воспитанников важен личный пример педагога к собственному здоровью и способам его укрепления. Только ежедневно показывая детям свое отношение к питанию, двигательной активности и деятельности в целом можно сформировать у них положительное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья. Личности педагога должны быть присущи психоэмоциональная устойчивость, хорошее настроение, развитые толерантность и эмпатия.
2. Вторым целесообразным условием является выстраивание коммуникативного пространства с учетом нейропсихологических особенностей каждого ребенка и группы в целом, а также нейропсихологических особенностей самого педагога. Взрослый формирует конструктивные взаимоотношения между педагогом и ребенком, между ребенком и ребенком, между ребенком и группой детей. Изучение нейропсихологических особенностей каждого ребенка группы и умелое использование их в выстраивании эффективных взаимоотношений, исключающих стрессогенные факторы, провоцирующие нервозность, тревожность и другие негативные проявления, позволит создать комфортную среду общения. Зная ведущую зону сенсорного опыта, ведущее полушарие, стрессоустойчивость каждого ребенка, педагогу легче предположить психологическую совместимость детей при организации игровой, учебной или коммуникативной деятельности. Дети, обладающие схожими нейропсихологическими особенностями быстрее налаживают коммуникативные контакты.
3. Третье условие реализации здоровьесберегающих приемов в воспитательно-образовательном процессе – это организация предметной среды. Конструирование среды происходит с учетом нейропсихологических особенностей каждого ребенка и группы в целом. Зная, сколько в группе визуалов, кинестетиков, аудиалов, важно определить необходимое количество м качество игрового материала, его расположения, частоту использования детьми. Например: если в группе преобладают кинестетики, то двигательная зона, насыщенная игрушками с разнообразными тактильными ощущениями должна быть более обширна.
4. Четвертый критерий создания здоровьесберегающей среды – выстраивание образовательного пространства. Для успешного усвоения учебного материала правополушарным детям комфортно располагаться полукругом перед воспитателем, для этих детей важно ощущать плечо сверстника и реакцию всех участников познавательного процесса. Для левополушарных детей важно находиться в последовательности друг за другом и желательно иметь личное индивидуальное пространство за столом на одного человека.
5. Способы трансляции содержательного компонента образовательного процесса являются пятым условием создания здоровьесберегающей среды. Левополушарные дети эффективно усваивают знания, изложенные последовательно, логично, парциально на основе знаков, схем, наглядных предметов – заменителей образов. Правополушарные воспитанники успешны в когнитивной деятельности при условии, что знания вызывают у них определенные чувства, переживания на фоне приятной негромкой музыки с использованием всех приемов в объяснении, вызывающих целостный образ.
6. Шестым условием создания здоровьесберегающей среды является психоэмоциональная комфортность позиций во время взаимодействия ребенка со взрослым. Педагогу целесообразно продумывать свое местоположение при трансляции учебного материала как при фронтальной организации детей на занятии, так и при индивидуальной работе. Левополушарные дети предрасположены к восприятию социальных иерархических взаимоотношений. Вследствие этого позиция педагога, наклонившегося над воспитанником, не вызывает у ребенка дискомфорта, это не будет являться стрессогенным фактором. Правополушарные дети эффективны при демократических взаимоотношениях, они предрасположены к заниженной самооценке, к повышенной тревожности. С целью снижения стрессовости восприятия нового учебного материала, ситуации контроля, создание психоэмоциональной комфортности для них важно любое общение со взрослым в позиции рядом на уровне глаз.
7. Подбор дидактического материала в зависимости от ведущей сферы сенсорного опыта – седьмое условие здоровьесберегающей среды. При изучении нового материала необходимо учитывать ведущие сферы сенсорного опыта каждого ребенка. Педагогу необходимо тщательно продумывать наглядный материал для занятий с целью включения всех репрезентативных каналов восприятия информации для успешного усвоения новых знаний.
При организации фронтальных занятий также важно размещение детей в образовательном пространстве с учетом ведущей сферы сенсорного опыта. Дети – кинестетики воспринимают информацию с помощью всего тела, они очень подвижны и легко отвлекаются. Наглядность для таких дошкольников должна вызывать сильные чувства, позитивные переживания. Детям с ведущей кинестетической сферой сенсорного опыта в образовательном пространстве важно находиться на задних позициях расположения группы. В таком случае восприятие транслируемых педагогом знаний будет происходить для воспитанников успешно на фоне всех присутствующих, ребенку не придется поворачиваться в разные стороны, чтобы отрефлексировать «помехи», создаваемые другими детьми.
Дети-аудиалы воспринимают информацию в большей степени на слух, поэтому для них важно находиться в середине образовательного процесса. Для таких детей значимы звуковые стимулы: интонация, темп речи, сила голоса, тембр, импрессия речи. Для них важно самим проговаривать запоминаемые знания.
Дети-визуалы воспринимают информацию лучше всего с помощью зрения, для таких детей очень важны наглядные стимулы, и поэтому для них комфортным расположением является расположение ближе к транслируемой наглядности. Для визуалов важны особенности изображения, размеры, яркость, неординарность изображения, все эти факторы способствуют быстрому эффективному усвоению знаний.
Трансляция новых знаний педагогом с опорой на ведущую сферу сенсорного опыта – одно из условий эффективности познания. При активизации знаний важно задействовать и учить дошкольников использовать все сферы сенсорного опыта в когнитивной, исследовательской деятельности. Если ребенок при запоминании чувствует, видит, слышит и ощущает информацию одновременно, то он сможет более успешно восстановить эту информацию в памяти.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ с позиций учета нейропсихологических особенностей детей способствует повышению уровня психического и физического здоровья каждого ребенка. У детей развивается познавательный интерес, улучшается внимание, мышление, увеличивается объем слуховой, зрительной памяти, повышается работоспособность, стрессоустойчивость, а вслед за этим и дальнейшее успешное обучение в школе.
«Литература»
1. Николаева Е. И., Федорук Е. Ю., Захарина Е. Ю. «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада» Методическое пособие - Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС 2014
2. Овчинникова Т. С. «Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях» СПб. ЖКАРО 2006
3. «Сенсорная комната- волшебный мир здоровья» Учебно-методическое пособие под общей редакцией Жевнерова В. Л. -СПб. : ХОКА 2007
4. Сиротюк А. Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников» -М. :Сфера 2002