Лидия Ивановна Гулягина
Специальное коррекционно-образовательное пространство в ДОУ для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Основными целями современного дошкольного образования являются обеспечение его общедоступности, расширение вариативности и повышение качества образовательных услуг, предоставляемых дошкольным образовательным учреждением. В настоящее время обозначен приоритет личностно-ориентированных, индивидуализированных технологий обучения, направленных на реализацию потребностей и возможностей детей и обеспечения им полноценного образования вне зависимости от возраста и тяжести нарушения развития.
Публикация «Специальное коррекционно-образовательное пространство в ДОУ для детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Для детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в физическом или психическом развитии важно не только получить помощь квалифицированных специалистов, но и приобрести неоценимый опыт общения со сверстниками, свой первый опыт социальной интеграции.
Дошкольное образовательное учреждение может организовать интегрированное воспитание и обучение определенной категории воспитанников. В каждом ДОУ целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными нарушениями развития.
Специальное коррекционно-образовательное пространство, включающее содержание предметно-развивающей среды, характер взаимодействия взрослых с детьми в образовательном пространстве, формы, содержание, методы и приёмы коррекционного воспитания и обучения.
Комплексный подход к организации всего образовательно-воспитательного процесса может обеспечить максимальное устранение отклонений в развитии у дошкольников.
Реализация принципа комплексного подхода в воспитании и развитии детей, построение системы развивающих задач требуют определённой опоры на структурные компоненты педагогического процесса.
Процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении.
Комплектование групп коррекционной направленности осуществляется после тщательного медико-психолого-педагогического обследования детей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, которая устанавливает (уточняет) диагноз и дает рекомендации по выбору направлений коррекционно-педагогической работы с ребенком.
В структуру коррекционно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении включаются следующие блоки:
1. Блок специально организованного обучения в форме занятий, совместной деятельности воспитателя с детьми.
2. Блок самостоятельной деятельности детей.
3. Блок взаимодействия родителей с детьми.
Такая структуризация педагогического процесса позволяет объединить в рамках каждого блока деятельность специалистов (музыкальных руководителей, педагогов-психологов, инструктора по физкультуре, воспитателей и подчинить их деятельность общей цели и задачам.
Задачи образовательно-воспитательной системы
1. Комплексное планирование педагогами образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности детей с ОНР в ДОУ.
2. Методическое обеспечение реализации образовательно-воспитательной программы в виде учебно-тематических планов;
3. Психолого-педагогический мониторинг успешности продвижения всей образовательно-воспитательной системы в ДОУ и каждого ребёнка, в общем, и речевом развитии.
1. Блок специально организованного обучения в форме занятий
Специфичные цели обозначаются логопедом и сводятся к развитию основных компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи. В свою очередь, каждый педагог на основе содержания специально организуемой деятельности детей выстраивает свою систему целей, задач и направлений работы.
Музыкальная деятельность. Основные задачи совместной руководителя и логопеда:
- развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия;
- развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической стороны (методика, ритм, темп, тембр речи, логическое ударение)
- формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса.
- обогащение словаря дошкольников с ОНР по разработанным логопедом лексическим темам.
Музыкальные занятия подчинены целям коррекции общего недоразвития речи и личности ребёнка.
Физическое развитие.
Инструктор по физической культуре на специальных занятиях решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развитие двигательных умений и навыков. Составляется диаграмма уровня физической подготовки детей с ОНР.
Задачи формирования общих двигательных умений и навыков дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с ОНР
Специфика работы с детьми, имеющими ОНР, заключается не только в особом подборе основных средств воспитания, но и индивидуальном подходе к каждому ребёнку.
Такой подход к организации занятий по физической культуре с детьми, имеющими ОНР, расширяет и корректирует двигательный опыт, который оказывает существенное влияние на полноценное речевое развитие.
Конструктивная деятельность. Конструктивная деятельность является базой для формирования словесной регуляции. Воспитатель ставит задачи формирования единого механизма деятельности, овладения способами восприятия, как отдельных свойств объектов, так и их целостного образа. Воспитатель формирует умение детей анализировать свою работу, ориентируя их на словесную формулировку результата. По мере расширения словарного запаса дошкольников с ОНР их высказывания становятся более развёрнутыми.
Развитие элементарных математических представлений
Примерный учебно-тематический план по развитию элементарных математических представлений ставит своей целью активизацию речи детей.
2. Блок самостоятельной деятельности детей
Цели и задачи этого блока решаются через самостоятельную деятельность детей. Наряду с развитием творческой активности детей в свободной самостоятельной деятельности закрепляются навыки речевого общения и взаимодействия со сверстниками. Роль воспитателя состоит в том, чтобы создавать разнообразную предметную среду, обеспечивая каждому ребёнку максимум условий для контактов со сверстниками.
3. Блок взаимодействия родителей с детьми
Цели и задачи деятельности представляются более специфичными, основная линия взаимодействия родителей с детьми определяется логопедом и регулируется воспитателями. Логопед задаёт последовательность отработки речевых навыков в условиях общения с родителей с детьми. Заведённый на каждого ребёнка дневник по типу карты индивидуального развития служит технологической опорой в выполнении заданий и рекомендаций логопеда.
Воспитатель осуществляет коррекционную направленность воспитания и обучения на занятиях и во вне учебное время. Наряду с общеобразовательными задачами воспитатель осуществляет задачи коррекционной направленности. Воспитатель реализует задачу коррекционной направленности – осуществляет активное закрепление навыков произношения. Задача воспитателя – выявление степени отставания детей в усвоении программного материала по всем видам учебной и игровой деятельности. Это необходимо для устранения пробелов в развитии детей и создания условий для успешного обучения в среде нормально развивающихся сверстников. С этой целью в первые две недели воспитатель определяет возможности детей в речевой, изобразительной, конструктивной деятельности, в овладении счётными операциями. На педагогическом совете логопед и воспитатель сообщают результаты обследования, и коллегиально обсуждается выбор типовой программы и варианты её реализации с учётом возможностей детей. Предъявляемый речевой материал должен быть соотнесён с уровнем фонетического, фонематического и общего речевого развития детей. Чрезмерные речевые нагрузки могут негативно повлиять на процесс коррекции.
Необходимо отметить, что логопед и воспитатель, работая над развитием речи детей, не подменяют, а дополняют друг друга. Воспитатель осуществляет обучение родному языку на занятиях и руководство развитием речи детей вне занятий в повседневной жизни (в играх, в быту, на прогулках, учитывая особенности речевого развития детей. Процесс обучения родному языку имеет некоторое разнообразие. В начале обучения воспитатель использует методы и приёмы развития речи, не требующие развёрнутого высказывания детей. Использование словесных методов обучения сводится преимущественно к чтению детям художественных произведений, рассказам воспитателя, беседам. Большое внимание воспитатель уделяет развитию диалогической речи. Сюда относятся формы вопросов и ответов : краткий ответ, развёрнутый ответ, понимание различных вариантов вопроса, умение поддерживать разговор с собеседником. В то же время во втором полугодии большое внимание уделяется развитию основных типов монологических речи.
Воспитатель принимает также активное участие в подготовке детей к предстоящему логопедическому занятию. Подготовка детей к логопедическому занятию состоит в том, что на всех занятиях и вне их воспитатель отводит много времени словарной работе, так как это работа является одновременно основой для речевых упражнений на занятиях с логопедом и помогает закрепить усвоенные речевые навыки. Режим дня и сетка занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач. Логопед проводит в течение недели фронтальные логопедические занятия в утренние часы: с первой подгруппой. В это время воспитатель проводит занятия с параллельной подгруппой по следующим видам учебной деятельности: математике, аппликации, лепке или конструированию. Остальные учебные занятия, предусмотренные учебным планом, проводятся воспитателем с целой группой в соответствии с сеткой занятий. Воспитатель во второй половине дня (15.15 — 15.45) осуществляет индивидуальную работу с отдельными детьми по заданию логопеда. Сюда входят дыхательные упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию внимания и памяти, фонематического звука, слуха и восприятия. После прогулки перед ужином в течение 20 минут воспитатель проводит фронтальные занятия со всей группой. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе логопеда и воспитателя.