Папки-передвижки

Специфика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Морозова Евгения Александровна
Специфика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Патриотизм – это «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов». Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности.

Публикация «Специфика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Под патриотическим воспитанием старшего дошкольника понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

К основным задачам патриотического воспитания старших дошкольников относятся :

– формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу;

– к природе родного края;

– к культурному наследию своего народа;

воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям.

Патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте должно идти по двум взаимосвязанным направлениям: воспитание у ребенка соответствующих качеств и создание условий для проявления старшими дошкольниками этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.

Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в старшем дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут начало в дошкольном возрасте.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищённости. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспитываются эти чувства на разном материале: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т. е. воспитываем качество личности – бережливость, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы.

Таким образом, базой для формирования у старших дошкольников любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников.

На следующем этапе можно уже сообщать ребенку определенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о дошкольном учреждении, о его собственном доме, об улице, на которой он живет, о районе и городе, наконец, о стране. Знания постепенно обогащают представления детей о родной стране. Такой «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики патриотического воспитания приемлем и эффективен лишь в том случае, если он реализуется неформально и в сочетании с практикой поведения детей.

Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Воспитатель старается быть образцом для подражания, доказывая детям свою любовь к Отечеству. Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных старшему дошкольному возрасту.

В последние годы изменились наши взаимоотношения с другими странами. Они стали более открытыми, а сами страны – более доступными для ознакомления. Эти социально-политические изменения повлекли за собой и изменения в подходах к интернациональному воспитанию, к со-отношению национального, интернационального и расового. Появившиеся в педагогике и психологии термины «планетарное мышление» и «толерантное отношение к людям Земли» говорят о том, что с малых лет нужно закреплять в детях представление о равенстве всех народов, живущих на Земле.

Большинство педагогов-практиков отмечают, что сегодня в дошкольных учреждениях, как никогда, много делается для приобщения детей к культуре своего народа и развитию их национального самосознания. Однако, вместе с тем подчеркивается, что очень мало времени отводится на знакомство дошкольников с традициями и культурой других народов.

В частности, Соломенникова О. пишет: «В былые годы дошкольники многое знали о республиках СССР, но не могли назвать собственной, не знали своих истоков. Ребенок, прежде всего, должен пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом уже осваивать чужое. Но в последнее время замечаю другую крайность. Практики увлеклись воспитанием национального самосознания и чересчур рьяно взялись укоренять детей в русской культуре, по сути, замкнулись в ней, не считая нужным расширять культурные представления дошкольников, знакомить их с иными культурами и народами».

Приобщение к культуре другого народа – это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но и лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Человек не может считаться культурным, интеллигентным, если не знаком с другими культурами и народами, не проявляет к ним интереса.

Кроме того, знакомство старших дошкольников с культурой разных народов – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в современных условиях.

Этнонациональная культура помогает сформировать у старших дошкольников эмоционально-положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий. Вот почему воспитатель должен стремиться подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов, встречаются плохие люди. О человеке судят не по цвету его кожи и волос, а по делам и поступкам. Не так важно, кто человек по национальности, главное – каков он. Попытки объявить отдельные народы плохими чреваты обострением межнациональных конфликтов и очередными вооруженными столкновениями.

Поэтому параллельно с работой по приобщению дошкольников к своим национальным истокам должна вестись серьезная работа по ознакомлению с культурой разных народов, их духовными традициями.

Планируя работу по патриотическому воспитанию старших дошкольников очень важно грамотно отобрать материал, способный вызвать у дошкольников интерес, живой эмоциональный отклик и эмоционально-положительное отношение к действительности. Такие знания должны быть понятны детям, личностно значимы строительство новых жилых домов, переезд детей в эти дома, благоустройство и озеленение жилых кварталов, строительство детских площадок. Дети должны познакомиться с государственной символикой России, ее красавицей-столицей Москвой и другими крупными городами страны, понять, что на планете Земля, кроме Российской Федерации, существует множество других стран и народов. Люди отличаются друг от друга, но в то же время имеют много общего, любят жизнь и хотят быть счастливыми.

Следует также помнить о психологических особенностях дошкольников и чувстве меры, избегать множества негативных примеров, чтобы излишне не травмировать детей, не мешать им расти оптимистами. Нельзя перегружать малышей информацией и переоценивать их возможности.

Детям нужно рассказывать о позитивных событиях в истории нашей страны, о её культурных, научных, спортивных и трудовых достижениях, обо всем, что может заинтересовать ребенка.

Работа по патриотическому воспитанию должна носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим.

Эта работа должна вестись совместно с семьей. Если малыш в детском саду будет слышать и видеть одно, а дома другое он неминуемо попадет в кольцо противоречий, вырваться из которого будет уже не в состоянии. Работа с семьей в области патриотического воспитания старших дошкольников требует серьезного осмысления, применения педагогом - практиком разнообразных подходов и форм.

Таким образом, под патриотическим воспитанием старшего дошкольника понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

К основным задачам патриотического воспитания старших дошкольников относятся : формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу; к природе родного края; к культурному наследию своего народа; воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям.

Публикации по теме:

Лепбук «Моя Россия» для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.Лепбук «Моя Россия» для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Здравствуйте,уважаемые коллеги!Мой лепбук называется "Моя Россия".Его я использую для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного.

Традиции проведения православных праздников в ДОУ как способ духовно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста Доклад на районных Рождественских чтениях «Традиции проведения православных праздников в ДОУ как способ духовно-патриотического воспитания.

Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Детство - период расцвета в жизни человека. Дети.

Фольклор, как средство патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т. е. определенного.

Консультация для родителей «Формирование патриотического воспитания у детей дошкольного возраста» Отношение к родной стране предается от родителей к детям, поэтому воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него родного.

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Развивающая среда для патриотического воспитания детей дошкольного возрастаРазвивающая среда для патриотического воспитания детей дошкольного возраста Я очень люблю свою родину, Она мне дороже всех стран, В ней лучшую слышу мелодию, В ней вижу божественный храм. А. Савченко Родина. Это.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» Родительское собрание. Выступление логопеда. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении.

Сказка как средство воспитания любви к природе у детей старшего дошкольного возраста Сказка как средство воспитание любви к природе у детей старшего дошкольного возраста Знакомство ребенка с природой начинается с самого.

Специфика фольклорных традиций в музыкальной деятельности детей дошкольного возрастаСпецифика фольклорных традиций в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста В настоящее время всё актуальней становиться проблема приобщения детей дошкольного возраста к фольклорным традициям, в особенности к традициям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 июня 2018 в 15:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД