Папки-передвижки

Специфика проведения математических досугов в разных возрастных группах

Инна Пискарева
Специфика проведения математических досугов в разных возрастных группах

Досуг – свободное время. Так же как и взрослые дети любят проводить свое свободное время весело, увлеченно и с пользой. Одной из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводиться к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать», предметами, знаками и словами. Дети дошкольного возраста уже могут оперировать некоторыми символами и знаками. Кодирование, схематизация, наглядное моделирование, освоенные сегодня, помогут им завтра бесстрашно окунуться в сложный математический язык.

Публикация «Специфика проведения математических досугов в разных возрастных группах» размещена в разделах

Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того, загадки, пословицы, поговорки дают неожиданный эффект в обучении дошкольников различным способам доказательства. Владение объяснительной и доказательной речью пригодиться ребенку в жизни.

Средства – это потенциальные модели тех математических понятий и отношений, с которыми знакомится дошкольник. Играя, взаимодействуя с ними, он открывает мир количественных, пространственно- временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитее активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формируют детскую индивидуальность.

Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторика и др., формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. (М.) Ранее мы говорили о том, что математические досуги проводятся со старшей группы, но теперь Программы «Радуга», «Развитие», «Истоки» и другие личностно- ориентированные программы предлагают проводить математические досуги уже со средней группы детского сада. Дети 4- 5 лет закрепляют свои элементарные математические знания в игровой, занимательной форме по сюжету знакомых сказок «Колобок», «Гуси- лебеди», «Красная Шапочка» и другие; помогают сказочным героям в какой- то ситуации и в тоже время закрепляют знания полученные на занятиях по математике. (смотреть приложение). Дети не соревнуются, а просто помогают героям сказок и в непринужденной обстановке закрепляют математические знания. На таких развлечениях целесообразней использовать разные виды дидактических игр:

- Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей таинственностью, неизвестностью («Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?»).

- Игры – соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть («Кто первый?», «Кто быстрее?», «Кто больше?» и т. д.)

Рассмотрим эти игры более подробно.

Игры с загадыванием и отгадыванием развивают умение контролировать и оценивать действия, предоставляют возможность выбора из тех знаний, которыми дети уже овладели и которые нужны для данной ситуации. Например, в игре «Отгадай?» даются такие вопросы: Как в решете воды принести? Дети должны основываться на своем жизненном опыте, вспомнить опыты которые они проводили с воспитателем, и предложить свой вариант ответа. Примерные вопросы: Из какой пуды нельзя есть?; Сколько орехов в пустом стакане; Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 14 мокрых рукавиц. Сколько детей лепило снежную бабу? (объяснить на наглядном материале).

Поставить перед детьми серьезную задачу и предложить подумать, сопоставлять, сравнивать, припомнить – значит проявить уважение к их мыслительным способностям, значит активно воспитывать пытливость ума, формировать любознательность и познавательный интерес. В развитии познавательных интересов огромное значение имеет «ожидание результата», который вначале проектирует воспитатель и в соответствии с эти организует умственную и практическую деятельность. Игры с отгадыванием загадок позволяют детям узнавать, вспоминать признаки предметов и явлений, служат примером описания характерных признаков чего- либо, а это одно их главных свойств аналитической деятельности. Ребенок должен, опираясь на существенные признаки, догадаться, о чем идет речь, или при загадывании загадок, наоборот, выделить существенные и несущественные признаки, попытаться назвать их, не называя предмета или явления, о котором идет речь.

Игры- соревнования основаны на стремлении быстрее достичь результата, выиграть, определяют темп умственной активности. Например: «Кто быстрее построит мостик из цифр?», «Не помочи ноги», «Конструируем одежду из геометрических фигур».

Игры – задачи. Способность рассуждать развивается у ребенка при возможности выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, распределять события во времени. А. З. Зак выделяет три вида задач на развитие способности рассуждать: совмещение, отрицание, сопоставление. Пример: Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?; Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица если она встанет на обе ноги? Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку?

Все виды вышеперечисленных игр используются в досугах с детьми старшего дошкольного возраста. Но старшим детям, которые уже имеют способность анализировать, классифицировать, обобщать; давать самооценку и оценку деятельности товарищей, доступны и интересны досуги в форме соревнований, конкурсов, К. В. Н. Детям предлагают задания при выполнение которых, дети должны опираться на знания всего коллектива (команды). У детей вырабатывают чувство коллективизма, ответственности за общий результат, сопереживания. Учат быть объективными в принятии решения жюри. Такие вечера досугов детям старшего дошкольного возраста очень интересны и полезны, так как помогают закрепить знания детей элементарных математических понятий.

Для того чтобы процесс закрепления элементарных математических понятий у детей дошкольного возраста осуществлялся успешно, необходимо ознакомится с принципами организации математических досугов. К таковым относятся: Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в математических досугах старших дошкольников. Для реализации этого положения необходимо:

- определить возможность применения знаний о числе, счете и измерении;

-обеспечить преемственность между содержанием занятий по математике с содержанием досугов;

- включать в досуги специфические действия, направленные на формирование первоначальных математических представлений и понятий.

Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей каждого ребенка).Целенаправленное воздействие воспитателя па поведение ребенка является важным условием для достижения всеми детьми определенного уровня овладения математическими знаниями, обеспечивающими подготовку их к учебной деятельности в школе. С этой целью воспитателю необходимо:

- предлагать решение посильных для ребенка задач, приводящих к развитию уверенности в своих силах, к проявлению активности и самостоятельности

- создавать проблемные ситуации, последовательно усложняющиеся и вызывающие у детей радость поиска;

- удивляться догадкам детей, их сообразительности, поддерживая атмосферу доброжелательности, творчества, создавая специальные ситуации для застенчивых и неуверенных в себе детей.

Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами. Пути реализации этого принципа следующие:

- постепенное повышение уровня трудности задач, решение которых требует сравнения, рассуждения и обобщения знаний.

Итак, при проектировании и проведении математических досугов воспитатель должен руководствоваться указанными выше принципами, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Каждый вечер досуга должен быть экспромтом для детей, полным сюрпризов и неожиданностей. На нём создаются условия для проявления детской самостоятельности. До начала развлечения дети не знают ни сюжета, ни героев, ни заданий. Это, конечно же, предполагает серьёзную подготовку взрослых (педагогов и родителей) к досугу.

При подготовке к развлечению имеет значение продуманности всех шагов.

Примерный план подготовки к досугу может выглядеть следующим образом:

1. Организовать подготовку билетов (совместно с детьми).

2. Воспитателю вместе с родителями украсить зал и подготовить декорации.

3. Подготовить подарки и сувениры всем детям: поощрительные призы.

4. Привлечь родителей к подготовке развлечения, определит их функции.

При проведении развлечений с использованием математического материала необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Сочетать художественный и познавательный материал

2. Постепенно увеличивать трудность заданий, упражнений, вопросов включенных в содержание развлечения.

3. Предусмотреть смену разных видов деятельности, решение разнообразных по характеру задач. Простые наблюдения чередовать с включением детей в действие (помочь герою, найти выход из сложившихся ситуаций, решить задачу, дать ответ на вопрос).

4. Использовать в основном косвенные приёмы руководства познавательной деятельностью детей (дополнительные, наводящие, подсказывающие вопросы; систему постепенно усложняющихся заданий, вариативные упражнения).

5. Выполнение заданий желательно сопровождать музыкой. Это создаёт эмоциональную, приподнятую атмосферу.

Учитывая все выше перечисленные правила построения досугов, принципы; опираясь на возрастные особенности детей, на знания и умения воспитатель сможет правильно организовать и провести математический досуг с детьми своей группы.

Публикации по теме:

Содержание и методика проведения физкультурных досугов в дошкольном учреждении Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в.

Организация и проведение русских народных подвижных игр в разных возрастных группах детского сада Консультация «Организация и проведение русских народных подвижных игр в разных возрастных группах детского сада». Народные подвижные игры.

Консультация «Организация проведения занятий по развитию речи в разных возрастных группах» Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Детский сад готовит детей к школе. Речь занимает.

Методика проведения занятий по обучению рассказыванию по игрушкам и предметам в разных возрастных группах. Методика проведения занятий по обучению рассказыванию в разных возрастных группах и приемы обучения. Младший дошкольный возраст Занятия.

Организация предметно-пространственной среды для экспериментирования в дошкольном учреждении в разных возрастных группах Организация мини-лаборатории и центра науки в детском саду В мини-лаборатории (центре науки) может быть выделено: 1. Место для постоянной.

Игры, конкурсы, эстафеты для проведения осенних досугов, развлечений, праздниковИгры, конкурсы, эстафеты для проведения осенних досугов, развлечений, праздников .

Особенности организации физкультурных досугов с дошкольниками разных возрастов Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в.

Памятка «Содержание уголка книги в разных возрастных группах» ПАМЯТКА «СОДЕРЖАНИЕ УГОЛКА КНИГИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ» Младшие группы Средние группы Старшие, подготовительные группы Задачи: Воспитатель.

Панно для дидактических игр в разных возрастных группахПанно для дидактических игр в разных возрастных группах Цель: разнообразить подачу программного материала с учетом потребностей и возможностей детского контингента. Вы не увидите здесь неизвестных.

Оснащение уголков по ОБЖ в группах разных возрастных категорий (текст к самой презентации) Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется презентация на тему «Оснащение уголков по ОБЖ в группах разных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика проведения математических досугов в разных возрастных группах
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 15:24
+59Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД