МААМ-картинки

Специфика работы психолога в инклюзивном образовании

Наталья Сидорова Бондарева
Специфика работы психолога в инклюзивном образовании

1 Специфика работы психолога в инклюзивном образовании

Практическая работа педагога-психолога строится на основании разработанной модели деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательной работы (УВР) в образовательном учреждении.

Публикация «Специфика работы психолога в инклюзивном образовании» размещена в разделах

Основной задачей педагога-психолога в инклюзивном образовании является построение системы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития каждого воспитанника, обеспечивающее социально-психологическое благополучие всех участников инклюзивного образовательного пространства, а именно: создание комфортных условий для формирования успешной адаптации, реабилитации детей с ОВЗ в социуме; социально-психологическое содействие семьям, воспитывающим «особенных» детей.

Одним из главных документов системы образования являются Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС). Согласно новым требованиям в дошкольном образовании, психолого-педагогическое сопровождение становится особо востребованным и актуальным. В таком сопровождении нуждаются все участники инклюзивного образовательного процесса (дети и их родители, педагоги, воспитатели и администрация ДОУ). Ещё Б. С. Гершунский писал: «Образование и общество неотделимы» {7,13}.

Вся работа по развитию, воспитанию и обучению детей в инклюзивном образовании проводится в соответствии с нормативной базой (Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании» и др.) с учётом реализации ФГОС.

Деятельность психолога в инклюзивном образовательном пространстве определяется как психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на создание таких условий, в которых ребёнок с проблемами в развитии оказывается в благоприятных социально-психологических условиях для полноценного проживания ребёнком каждого возрастного периода {11}.

Психолого-педагогическое сопровождение – это комплекс мероприятий, организованный коллективом специалистов : педагог-психолог, воспитатель, педагог-дефектолог, логопед, тьютор и др., в зависимости от действующего штата образовательного учреждения {16,400}. Данное сопровождение не может проводиться без квалифицированной работы психолога.

Педагогу-психологу совместно с воспитателями, логопедом, мед. работником и другими работниками образовательного учреждения необходимо разработать модель коррекционного обучения, способную организовать единую систему индивидуального развития и обучения воспитанников, максимально удовлетворяющую потребностям каждого ребёнка, не ущемляя права и интересы ни одного участника инклюзивного образования {16,107}.

В процессе сопровождения педагог-психолог должен построить свою работу таим образом, чтобы не быть некой «ширмой» подопечного, решая за него все задачи. Необходимо научить ребёнка действовать самостоятельно и отвечать за свои действия. Следует создавать ситуации различного характера, чтобы ребёнок сам находил, открывал решения {17,8}.

Существуют два направления психологической помощи :

- Актуальное направление подразумевает решение различных проблем, требующих быстрого разрешения;

- Перспективное направление предполагает разрешение различных задач для развития индивидуальности каждого ребёнка (цель на будущее).

Решая перспективные задачи, психолог оказывает повседневную (актуальную) помощь всем нуждающимся в ней участникам инклюзивного образовательного процесса {12,27}.

Ведущим направлением деятельности педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве является перспективное планирование. Вся работа осуществляется в соответствии с годовым планом, программами обследования, промежуточными мониторингами, коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.

В деятельности педагога-психолога инклюзивного образования выделено четыре основных направления работы :

- работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

- работа с воспитателями;

- работа с администрацией образовательного учреждения;

- работа с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ.

Но помимо этих направлений есть ещё одно, не менее важное направление: работа с родителями обычных детей. Важно донести до них информацию о том, что включение «особенных» детей в образовательную среду наравне с обычными (условно здоровыми) детьми является не менее полезным для них, чем для «особенных» детей, и главным положительным фактором совместного обучения является развитие толерантности. А если говорить о дошкольном учреждении, то дети довольно легко приспосабливаются друг к другу, быстро привыкают. Комплексное формирование толерантности (со стороны педагогов и родителей) создаёт более успешное взаимоотношение между детьми.

Ключевые направления работы с детьми, имеющими проблемы в развитии:

- психодиагностика;

- развивающая и психокоррекционная работа;

- профилактическая деятельность.

Принципы (основные правила) работы с детьми с ОВЗ :

- Соблюдение интересов ребёнка. Решение проблемы с максимальной пользой в интересах ребёнка;

- Системный подход. Согласованность действий различных специалистов, обеспечивающий единство диагностики, коррекции и развития;

- Непрерывность. Гарантия непрерывной помощи всем участникам инклюзивного образования;

- Гуманность. Субъективно-позитивный подход.

- Вариативность. Создание определённых условий вариации для получения детьми образования;

- Интегрированность. Включение детей с ОВЗ в общую образовательную среду, в совместные проекты, мероприятия и т. п. ;

- Создание ситуации успеха. Создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей;

- Адекватность. Учёт реальных способностей и возможностей ребёнка, право на выбор;

- Индивидуальный подход.

Суть работы психолога с детьми ОВЗ :

- снятие нервно-психического напряжения;

- коррекция самооценки;

- развитие психических функций (внимание, память, мышление и т. д.);

- преодоление пассивности;

- преодоление агрессивности;

- формирование ответственности, самостоятельности;

- формирование позитивных эмоций;

- формирование активной жизненной позиции;

- преодоление отчуждённости;

- формирование коммуникативных навыков, и др.

Методы и формы работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ :

- Сказкотерапия. Развитие личности посредством многогранного воздействия {19};

- Игротерапия. Способствование формированию произвольности психических процессов {20}

- Релаксация. Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- Психогимнастика. Снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы;

- Арт-терапия. Развитие самовыражения и самопознания;

- Песочная терапия. Развитие мелкой моторики, развитие полушарий головного мозга.

Не менее важна работа по психолого-педагогическому сопровождению родителей ребёнка с ОВЗ, ведь именно они определяют психологию своего ребёнка {18}.

Основные направления деятельности педагога-психолога инклюзивного образования с родителями, имеющими детей с ОВЗ:

- психологическое консультирование;

- психологическое просвещение;

- социально-диспетчерская помощь.

Данные мероприятия проводятся в форме беседы, лектория, анкетирования, и направлены на повышение педагогической компетентности родителей.

Совместно с воспитателем и другими специалистами образовательного учреждения, психолог проводит для родителей семинары-практикумы, на которых знакомят родителей с дидактической литературой, играми и учат применять полученные данные на практике. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, поэтому играть он может всё своё основное время. Но игры бывают разными. Семинары на то и рассчитаны, чтобы показать каждому родителю возможность играть с ребёнком с максимальной для него пользой.

Работа с педагогическим составом ведётся в форме психологического просвещение при помощи бесед, лекториев и мастер-классов, направленных на повышение психологической компетентности воспитателей, педагогов {16,401}.

Таким образом всю работу по сопровождению детей с ОВЗ можно распределить по направлениям:

- диагностическое;

- аналитическое;

- коррекционное;

- консультативно-просветительское;

- организационно-методическое {22,108}.

Обработав всю информацию по деятельности педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве, определяем его необходимые трудовые действия:

- организация совместной и индивидуальной деятельности детей с различными образовательными потребностями;

- сбор и обработка информации об истории развития и заболевания детей с ОВЗ;

- проведение диагностических и коррекционно-развивающей деятельности;

- контроль своих эмоций при работе с детьми с ОВЗ и их родителями;

- проведение психологического просвещения педагогов и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ;

- проведение массовых мероприятий, направленных на социализацию детей с ОВЗ к обычному обществу и толерантного отношения общества к детям с ОВЗ {27,299};

- эффективное взаимодействие со всеми педагогами инклюзивного образования;

- проектирование адаптированной образовательной среды для обучающихся (воспитывающихся) с ОВЗ;

- разработка и подбор методических средств для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных программ (ИОМ, учебных планов, проектов;

- определение оптимальной траектории развития (индивидуальный маршрут развития ребёнка);

- подготовка документов для проведения психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК).

Содержание и структура психологической поддержки в большинстве зависит от диагноза, дефекта, компенсаторных возможностей ребёнка, «зоны его ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода. Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий, в повседневной жизни – во время прогулки, в свободной деятельности. Специальные условия конкретизируются принципиально к каждой категории воспитанников.

Для того, чтобы выбрать наиболее оптимальный путь сопровождения ребёнка с ОВЗ, необходимо подробно изучить возможности ребёнка на данном временном отрезке.

Психолог, работая в системе образования, должен быть терпимым к окружающим людям, доброжелательным, приветливым, уметь сочувствовать, быть находчивым, уметь прислушиваться к мнению коллег, но в тоже время должен обладать базовыми знаниями, различными методиками и диагностиками.

Как и у любого специалиста, у педагога-психолога существует свой список документации профессиональной деятельности. В него входят:

- карта психологического обследования воспитанников;

- план работы педагога-психолога на учебный год;

- заключение по результатам проведённого психодиагностического обследования.

- журнал консультаций педагога-психолога;

- программа коррекционно-развивающих занятий;

- аналитический отчёт о работе за учебный год;

- тетрадь взаимодействия со специалистами сопровождения;

- расписание коррекционных занятий, утверждённое методистом-координатором по инклюзии;

- список детей, рекомендованных к индивидуальным занятиям;

- перспективный план работы с группой (по ведущему нарушению);

- перспективный план индивидуальной работы с ребёнком;

- журнал посещаемости занятий;

- журнал консультаций;

- годовой отчёт педагога-психолога;

- протокол ПМПК.

Как видно из всего вышеописанного, деятельность психолога в инклюзивном образовательном пространстве очень ответственная, поэтому психолог должен обладать повышенной стрессоустойчивостью, высоким профессионализмом и толерантным отношением к окружающим. Но так как всё чаще встречается много «трудных» детей с различными психофизическими расстройствами, психолог должен обладать огромным терпением. Необходимо уметь слушать и слышать, смотреть и видеть, уметь мотивировать.

Умение смотреть и видеть необходимо для наблюдения и для способности дать правильную оценку своим наблюдениям.

Умение слушать и слышать необходимо как в работе с детьми, так и с их родителями. Нужно внимательно выслушать родителей, дать им возможность высказать всё, что их тревожит и беспокоит. После чего необходимо постараться ответить на все их вопросы, разъяснить все особенности проблемы ребёнка, дать необходимые рекомендации, рассказать о возможных последствиях несоблюдения рекомендаций и отказа от психологической помощи, объяснить причины возможных трудностей, разъяснить всё об ожидаемых результатах, постараться установить доверительные отношения.

Так же, как и с родителями, необходимо установить доверительные отношения с ребёнком; выстроить их таким образом, чтобы они стали прочными, только в этом случае работа с детьми будет приносить положительные результаты.

Анализируя собранную информацию о деятельности психолога в инклюзивном образовании, можно выделить основные личностные качества педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве :

-Эмоциональная стабильность (уравновешенность, спокойствие);

- дивергентность мышления (метод творческого мышления, способность мыслить в разных направлениях);

- мобильность поведения (быстрая смена стратегии);

- социальная активность (способность и готовность к социально-значимым преобразованиям с целью достижения поставленных задач);

- эмпатия (способность к сопереживанию, готовность всегда прийти на помощь);

- экстравертность (общительность, открытость миру);

- контактность;

- доброжелательность;

- терпение;

- доверительность;

- заботливость;

- тактичность (умение выстраивать свои диагностические и психолого-педагогические мероприятия таким образом, чтобы не поставить кого-либо в неудобное (неловкое) положение, не унизить).

Главными условиями внедрения и реализации инклюзии в образовательное пространство являются системность и непрерывность. Ребёнок с ООП должен развиваться при помощи инклюзии весь период своего обучения, начиная с детского сада и вплоть до получения среднего или высшего профессионального образования {27,50}.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Специфика работы социального педагога в доме ребёнка В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях используются два понятия: сирота и социальный сирота. Дети-сироты - это.

Основные задачи и специфика работы музыкального руководителя в речевой группе Основные задачи музыкального руководителя в речевых группах: Оздоровительные Образовательно -воспитательные Коррекционные Укреплять костно-мышечный.

Сообщение к родительскому собранию «Специфика работы учителя-логопеда на логопедическом пункте» Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня я хочу вам рассказать о специфике работы логопеда на логопедическом пункте. Логопункт – кабинет.

Эссе «Специфика и методы моей работы с детьми, имеющими речевые нарушения»Эссе «Специфика и методы моей работы с детьми, имеющими речевые нарушения» В последние годы, когда возросло количество детей с речевыми нарушениями, я в своей практике начала искать и активно применять различные.

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата Работа логопеда с детьми, имеющими как нарушения речи, так и проблемы здоровья, связанные с опорно-двигательным аппаратом (нарушение осанки,.

Специфика логопедической работы со школьниками с тяжелым нарушением речи В младших классах у детей с тяжёлым нарушением речи, как правило, устраняются нарушения звукопроизношения, но не всегда (в зависимости.

Специфика работы педагога-эколога с детьми с нарушением зрения в детском садуСпецифика работы педагога-эколога с детьми с нарушением зрения в детском саду Специфика работы педагога - эколога с детьми с нарушением зрения в детском саду. Кожухова Наталия Геннадиевна. Муниципальное бюджетное дошкольное.

Практико-значимый проект «Специфика работы с разными типами сказок» Нам, педагогам, необходимо использовать как инновационные подходы к воспитанию, так и проверенные временем воспитательные традиции, например.

Актуальные аспекты осуществления психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании «Помогая преодолеть барьеры тем, кому сложно сделать это в одиночку, мы делаем мир доступным для всех». Актуальность внедрения инклюзивного.

Выступление на родительском собрании «Специфика работы педагога-психолога ДОУ» Родительское собрание «Специфика работы педагога-психолога в детском саду» Здравствуйте, Уважаемые родители! Вашему вниманию представляю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика работы психолога в инклюзивном образовании
Опубликовано: 12 января 2019 в 08:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД