Приложение МААМ

Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения в ДОУ

Ольга Черникова
Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Логопедическая работа занимает существенное место во всей системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения. В разработку методики коррекционного воздействия, направленного на нормализацию хода речевого развития детей, имеющих нарушения зрения, внесли свой вклад такие ученые и логопеды-практики как Л. С. Волкова, Н. В. Жолудева, В. К. Иванова, И. А. Космачева, О. И. Криницкая, Л. В. Лукашова, В. Л. Нападовская, И. В. Новичкова, А. В. Соболева, Н. Б. Цепина и другие.

Публикация «Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения в ДОУ» размещена в разделах

Работа логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, требует определенных знаний в офтальмологии, тифлопедагогике, владения соответствующими приемами обучения.

Нарушение зрения – это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 угловых градуса.

Нарушения зрения классифицируются по степени выраженности сенсорного дефекта по Н. Г. Морозовой:

• Незрячие

• Слабовидящие

Нарушения зрения классифицируются на следующие виды:

Функциональные - амблиопия, косоглазие, катаракта, дальнозоркость, близорукость., помутнение роговицы, астигматизм

Органические - нарушения, касающиеся структуры глаз, приводящие к плохому, остаточному зрению и полной слепоте.

Классификация по остроте зрения :

o Слепые – дети с остротой зрения от 0 (0%)

до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

o Слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

o Дети с пониженным зрением – дети

с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%)

на лучше видящем глазу с коррекцией.

o Нормально видящие – дети с остротой зрения от 0,9 (90%) до 1,0 (100%).

Важнейшим механизмом в развитии ребенка с нарушениями зрения является компенсация. Компенсация предполагает использование слуха, осязания, обоняния, других органов чувств, а также речи для замены недостающего зрения.

Возможность компенсации недостаточности зрения объясняется тем, что ребенок овладеет несколькими различными способами выполнения одного и того же действия, разными способами решения стоящих перед ним задач. От того, насколько успешно будет произведена такая замена, зависит результат развития ребенка с нарушениями зрения.

Однако в развитии ребенка с нарушениями зрения остаются некоторые специфические особенности, в частности, особенности развития движений, развития речи, которые не удается полностью компенсировать в процессе его обучения и воспитания.

Для незрячих детей характерно снижение активности как двигательной, так и психической. Незрячие дети имеют дело с ограниченным предметным пространством, у них снижены познавательные потребности, ограничены социальные контакты. В результате дети часто испытывают фрустрацию, у них наблюдается сниженное настроение, они склонны уходить в себя, у них преобладает подавленное, депрессивное состояние.

Внимание: неустойчивость, меньшая концентрация и интенсивность, а также более высокая утомляемость

Ощущение и восприятие: страдает восприятие тех объектов, которые воспринимаются без непосредственного контакта с ними (например, воспринять, что такое «высоко в небе плывут облака»).

У слабовидящих сохраняются возможности зрительного восприятия, но оно характеризуется меньшей полнотой, меньшей скоростью и точностью отображения, сужением и деформацией зрительного поля, нарушением бинокулярного зрения (затруднения восприятия перспективы, ухудшение восприятия глубины).

В развитии речи словарный запас и грамматический строй речи может и не страдать. Но возникает неизбежный разрыв между чувственным восприятием предметов и явлений и их обозначением с помощью слов, то есть между словом и образом. В результате типичным для детей является «вербализм», то есть использование слов и словесных выражений, не наполненных чувственной тканью. Как ребенок может понять, что такое высоко? При этом слово «высоко» он может употреблять, повторяя его вслед за взрослыми.

Зрительное восприятие особенно страдает в условиях ухудшения условий восприятия, уменьшения времени наблюдения объекта.

При сохранении способности воспринимать обращенную речь на слух ребенок осваивает словарный запас без ограничений, однако возникает неизбежный разрыв между словом и образом предмета, что объясняется недостаточным чувственным опытом ребенка. Возникает разрыв также между словесным и практическим планами действия ребенка, когда выполняемое действие и его отражение ребенком в речи не соответствуют друг другу. Речь начинает выполнять дополнительную, компенсаторную функцию, когда дети получают представления о предметах и явлениях на основе словесных объяснений, поддерживают контакт друг с другом, ориентируются в окружающем.

Существенно страдает звукопроизношение и мимическое сопровождение речевого высказывания, так как дети при произнесении звуков ориентируются только на их слуховой образ и не ориентируются на зрительный и кинестетический образы произносимых звуков. Дети не видят лицо другого человека, движения его губ и языка, поэтому среди незрячих детей дошкольного и младшего школьного возраста распространены нарушения звукопроизношения.

Мышление отличается замедлением темпа развития процессов обобщения и абстрагирования. Страдает выделение существенных признаков предметов и явлений, что затрудняет процесс обобщения и формирования понятий. Отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, непосредственно связанное с дефицитом зрительного восприятия, а также пассивность и бедность предметно-практического опыта затрудняют формирование представлений об объектах окружающего мира. Это неизбежно приводит к отставаниям в развитии и логического мышления, которое развивается на основе наглядных видов мышления и непосредственно влияет на развитие связной речи.

В системе занятий осуществляется комплексный подход к коррекции нарушения развития детей силами логопеда, тифлопедагога, ортоптиста, психолога, воспитателя и ряда других специалистов, а также родителей.

Логопед корректирует произносительную сторону речи, развивает речь, познавательную деятельность и активизирует двигательную сферу ребенка.

В дошкольном учреждении МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята» контингент детей с нарушениями речи разнообразен, но составляют одну общую группу – группу детей с тяжелыми нарушениями речи. Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения и речи, строится по такому же принципу, как и с детьми с нормальным зрением.

Дети с нарушением зрения и общим недоразвитием речи не в состоянии полноценно овладевать учебным материалом на занятиях со всей группой. Поэтому логопеду целесообразно объединить детей в подгруппы с учетом уровня речевого развития и дефекта зрения.

При организации логопедической работы решаются также специальные задачи дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения :

- обогащение зрительных представлений (рисунки предметов);

- развитие зрительно-двигательной координации;

- развитие слухового внимания;

- стимуляция зрительно-познавательной активности;

- включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (дифференцирование гласных и согласных, звукобуквенный анализ слова);

- развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи).

Коррекционную направленность логопедических занятий определяют:

1. Создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении занятий с детьми, размещение наглядного материала на фоне других объектов. Следует рассаживать детей как можно ближе к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность для детей с низкой остротой зрения. Размещать на доске предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 шт., а объекты размером 20-25 см - не более 5 шт. одновременно. Размещать объекты следует так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности.

2. Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см); адаптированные дидактические игры и пособия (рисунки с четким контуром, обязательно в рамке); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета; наличие подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении.

3. Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта: выбор адекватного фона; выбор оптимального цвета; постоянное использование указки для уточнения; ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза; педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям; объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур; непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин.

4. Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся физкультминутки.

5. Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендаций тифлопедагога, уровня развития и возможностей ребенка. В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребенка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания.

В работе со слабовидящими детьми логопед должен учитывать такие индивидуально-психологические особенности, как медлительность при выполнении задании, частую отвлекаемость, связанные с быстрой утомляемостью, особенно там, где имеет место непрерывная зрительная работа (например, перед зеркалом).

Нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков. Дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы. У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематических процессов, артикуляционных укладов, часто возникают проблемы лексико-грамматического строя речи. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность.

В процессе коррекционной работы следует обеспечить развитие и активное включение в процесс познания сохранных анализаторов, поскольку они являются средствами компенсации как речевой, так и зрительной недостаточности.

Важнейшим звеном всей системы коррекционной работы являются игры и упражнения, способствующие развитию слухового внимания.

Чем ниже острота зрения у ребенка, тем более активно должны включаться сохранные анализаторы (слух, обоняние, осязание).

Например, можно предложить ребенку сосчитать, сколько звуков прозвучало на музыкальном инструменте или было произнесено; сосчитать, сколько звуков в слове.

В научных исследованиях отмечается, что дети с нарушениями зрения значительно менее внимательны при прослушивании заданий. Им требуется многократное повторение инструкции (от 2 до 6 раз). Необходимость этого объясняется рассеянностью, низким уровнем произвольности, повышенной возбудимостью, замедленностью зрительного анализа и синтеза, недостаточностью зрительного контроля, общей заторможенностью осуществления различных предметно-практических и умственных действий, снижением объема памяти.

Поскольку речь детей с нарушениями зрения не наполнена предметным содержанием, детей необходимо учить соотносить слово с конкретным образом, признаком, свойством. Для этого детей просят оречевлять все свои действия -- проговаривать, комментировать.

Из-за сниженной остроты зрения, нарушенной функции цветоразличения, бинокулярности, стереоскопичности и глазодвигательной функции у детей снижается скорость, точность, полнота зрительного анализа и синтеза. В результате этого дети с нарушениями зрения не всегда правильно понимают взаимосвязи и взаимозависимости в предметном мире (Чашка упала, потому что разбилась). Они затрудняются в классификации и дифференцировке предметов по их общим отличительным или специфическим свойствам (Что бывает зеленого цвета? Расскажи про апельсин, какой он). Дети с нарушениями зрения очень часто испытывают трудности при описании предмета, составлении последовательного рассказа по серии сюжетных картинок, при пересказе, и тем более затрудняются в собственном речевом творчестве. Все перечисленные трудности обусловлены недостаточностью конкретной информации об окружающем их реальном мире предметов, явлений.

Логопед в своей работе должен осуществлять специальную коррекционную работу по обогащению зрительных впечатлений о предметном мире, демонстрируя пособия, отражающие соотнесение формы фигур с реальными предметами, конкретизируя тем самым предметные представления детей. Все задания при этом должны предусматривать словесное обозначение объектов окружающего мира и их основных характеристик: "Что это? На какую геометрическую фигуру похоже? Какого оно цвета?".

Поэтапный способ объяснения и показа облегчает процесс овладения детьми практическими навыками и умениями, а также формирует умения осмысливать процесс работы и передавать его словом. Логопед показывает, что нужно делать, дети одновременно с ним выполняют действие, затем анализируют выполненное задание. Например, при звуковом анализе логопед сначала проговаривает слово, потом вместе с детьми называет звук и ставит фишку, дети выкладывают фишки у себя на столе.

Обучение грамоте детей с нарушениями зрения проводится также звуковым аналитико-синтетическим методом и определяет работу с основными элементами языка (предложение -- слово -- слог -- звук). Однако эта работа имеет ярко выраженную коррекционную направленность. Дети не только учатся чтению и письму, но и в процессе бесед, наблюдений получают "живые" впечатления об окружающей действительности, обогащающие их словарь и речь в целом.

Формирование навыков звукового анализа начинается с умения различать неречевые звуки (шум машины, шуршание листьев, шум ветра). В дальнейшем переходят к анализу речи.

Неправильное звукопроизношение, смешение звуков в значительной мере задерживают возникновение артикуляционных образов в коре головного мозга. Во многих пособиях по автоматизации звуков картинки расположены рядами, логопед помогает ребенку найти и назвать нужную картинку, показывает ее указкой.

Деление слов на слоги сопровождается отбиванием такта рукой; как варианты -- слово "прошагивают", "пропрыгивают".

Выделение первого и последнего звука, различение гласных и согласных звуков, воспитание фонематического слуха тесно связано с развитием артикуляционного аппарата, так как четкость кинестетических раздражений, их сила создают благоприятные условия для улучшения звукового анализа.

Используются традиционные цветные символы для обозначения звуков: красный -- гласный звук, синий -- твердый согласный, зеленый -- мягкий согласный. Логопед может использовать кружки или фишки, различающиеся не только по цвету, но и по структуре поверхности (тактильно, так как близкое расположение цветов, близких по спектру, может давать слияние этих цветов и их изменение (синий-зеленый).

Ежедневное проведение артикуляционной гимнастики, упражнения для исправления произношения, заучивание стихотворений также создают основу для преодоления нарушения речи.

Работа с детьми по развитию зрительно-пространственных восприятий направлена на формирование зрительной памяти, умения выделять части предмета, сравнивать два предмета, располагать предметы в определенном порядке, последовательно переводить взгляд при назывании предметов слева направо.

Для развития зрительной ориентировки и глазодвигательных функций детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, переходя на нижний ряд возвращать взгляд на первую картинку слева. Логопед должен использовать в коррекционной работе задания, требующие прослеживания элементов в ряду: "Какой предмет по счету?", "Назвать все красные предметы", "Перечислить только фрукты" и т. д.

Широкие возможности для развития зрительно-пространственной ориентировки представлены в логопедической работе в разделе изучения предложно-падежных конструкций. В процессе усвоения предлогов (на, над, под, из, из-за, из-под, с (со, к) и таких понятий, как "выше -- ниже", "дальше -- ближе", "слева -- справа", "близко -- далеко", ребенок учится относительно адекватно отражать окружающее пространство.

Нарушение процесса развития зрительного восприятия осложняет формирование чувственно-практического опыта ребенка. В тех видах деятельности, где необходимо участие зрения, у детей наблюдается быстрая утомляемость, отвлекаемость. У детей проявляется неуверенность в своих силах, снижается стремление доводить начатое дело до конца. Для профилактики утомления, активизации внимания, повышения работоспособности логопеду необходимо использовать разгрузочные упражнения с элементами релаксации и глазной гимнастики, а также предусмотреть смену видов деятельности на занятии.

У детей с нарушениями зрения отмечаются сниженные возможности в зрительно-пространственной ориентировке из-за некоординированности, нарушения скорости и ритма движений. Это также проявляется и в недостаточном развитии предметно-практических действий из-за недостаточности организации моторных движений глаза и руки.

Учеными давно доказано, что становление речи тесно связано с развитием тонких движений пальцев рук. Поэтому одним из направлений логопедической работы с детьми с нарушениями зрения является развитие и совершенствование мелкой моторики, координированности движений руки, ориентировочных действий в двухмерном пространстве листа, зрительного восприятия и внимания. Данное направление является особенно актуальным в плане подготовки руки ребенка к письму.

При выполнении упражнений пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр активизируется тонкая моторика, расширяются возможности эмоционального развития детей, их воображения и собственного речевого творчества. Совершенствованию мелкой моторики способствуют также различные задания в тетрадях ( например: дорисовывание недостающих деталей у предметов, выполнение обводки по трафаретам, заштриховывание, раскрашивание контурных изображений, рисование по клеточкам различных предметов и др., упражнения для пальцев и кистей рук с различными предметами (застегивание пуговиц, шнуровки, мозаика, конструктор, выкладывание фигурок из счетных палочек, шерстяных ниток, игровые задания по моделированию букв и т. п.).

Тренировке важнейших зрительных функций: выделения, прослеживания, фиксации и локализации способствуют обводки по трафаретам, зрительные диктанты и т. д. Ведь именно развитие кинестетического контроля за движением руки при выполнении практического является важнейшим средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности в развитии двигательных навыков и умений. Задания на развитие зрительно-моторной координации способствуют и активизации зрительных анализирующих действий по фиксации формы объектов, ориентировке в микропространстве (на плоскости листа, фланелеграфа, стола).

Кроме того, в ходе таких упражнений дети легче усваивают категории множественного числа именительного, родительного, творительного и предложного падежей, согласование числительных с существительными и прилагательными, не затрудняются в образовании прилагательных от существительных, употреблении различных предлогов.

Поскольку у детей с нарушениями зрения отмечается снижение уровня эмоционального фона восприятия, недостаточность развития мимической и пантомимической выразительности, то развитие перечисленных характеристик является важной составляющей коррекционного обучения. Поэтому в работе по коррекции и развитию речи дошкольников с нарушениями зрения логопедом должны использоваться элементы психогимнастики и мимических разминок у зеркала.

Таким образом, комплексная система логопедической работы с детьми с нарушением зрения способствует эффективным и качественным изменениям в речевом развитии детей.

Список литературы:

1. Волкова Л. С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. // Л., 1982.

. 2. Волкова Л. С. Значение логопедической работы для развития речи дошкольников с тяжелыми дефектами зрения. // В книге: Всесоюзная научная сессия по дефектологии и пятые всесоюзные педагогические чтения. М., 1979.

3. Жохов В. П., Кормакова И. А., Плаксина Л. И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией

Методическое пособие. // М., ВОС, 1989.

Публикации по теме:

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зренияИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

НОД учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения интеллекта легкой степени «Фруктовая тарелка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группыПерспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группы Учебно-тематический план работы учителя-логопеда Голубевой Т. В. в адаптационной группе "Цыплята" МБДОУ «Детский сад № 38 «Золотой петушок».

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения в ДОУ
Опубликовано: 26 декабря 2021 в 19:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Черникова (УИ 13568) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД