Юлия Ахтырская
Специфика реализации проектного метода в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро меняющемся мире? Ответ прост – научить ребенка творческому видению, исследовательскому поведению. Именно эти качества личности позволят ему успешно адаптироваться к любым новым условиям жизни. Поэтому, обучение должно быть направлено на развитие любознательности, наблюдательности, творческой активности и самовыражений ребенка в исследовательской и проектной деятельности [2].
Публикация «Специфика реализации проектного метода в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Проектная деятельность, как подчеркивают Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец [1], является инновационной педагогической технологией в современном дошкольном образовании. В этой связи нами был разработан проект, направленный на изучение сказок А. С. Пушкина. Выбор творчества величайшего русского поэта в качестве основы проекта объясняется рядом памятных дат: в 2011 году Царскосельский лицей отметил своё 200-летие, а в 2012 году исполнится 175 лет со дня гибели А. С. Пушкина.
Цель проекта «Путешествие по произведениям А. С. Пушкина» - познакомить детей старшего дошкольного возраста со сказками Александра Сергеевича Пушкина.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с фактами биографии поэта.
2. Ввести детей в мир сказок А. С. Пушкина.
3. Привить детям интерес к личности сказочника.
4. Пробудить в детях интерес к книге и литературе.
5. Расширить литературный кругозор детей и познакомить с понятием «рифма».
6. Закрепить знания детей о сказке в стихах, как литературном жанре.
7. Прививать детям навыки слушать и пересказывать сказки.
8. Развивать внимание, мышление, речь, память детей и сформировать умение анализировать сказку.
Участники проекта : проект охватывал педагогов и воспитателей старших и подготовительных к школе групп, семьи дошкольников.
Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов.
Подготовительный этап (октябрь 2009 г. – сентябрь 2010 г.) :
• Оформление стен и лестниц в соответствии с темой проекта.
• Сбор, анализ и систематизация информации по данной теме.
• Определение целей и задач, исходя из интересов и потребностей детей.
• Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Рассмотрим в сокращенном виде планирование проекта образовательным областям в соответствии с ФГТ на примере подготовительной к школе группы.
1. Физическое развитие (образовательные области «Физическая культура, «Здоровье») : утренняя гимнастика «Герои сказок»; подвижные игры: «Ветер», Хороводная игра «Прялица»; народные игры «Дедушка», «Заря заряница»; свободное общение, беседы: «Контакты с незнакомыми людьми», «Предметы требующие осторожного обращения», «Безопасность на воде»; создание условий для самостоятельной деятельности.
2. Познавательно-речевое развитие ( образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы») : этические беседы с детьми (нравственные уроки) по сказкам А. С. Пушкина: «Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта», «Что такое хорошо и что такое плохо в сказках А. С. Пушкина», «Сказки Пушкина – торжество добра и справедливости»; беседа: «А. С. Пушкин – сказочник»; выполнение заданий в рабочей тетради «По сказкам А. С. Пушкина»; экскурсии; русские народные прибаутки в сказках А. С. Пушкина; опыты «Чудеса и превращения в сказках А. С. Пушкина»; дидактические игры: «Составь сказку», «Что было бы, если?», «Узнай героя по описанию», «Что кому?»; составление творческих рассказов «Если бы я попал в сказку»; составление текстов для озвучивания мультфильмов по сказкам; викторина по сказкам А. С. Пушкина «В гости к золотой рыбке»; пересказ сказок А. С. Пушкина; разучивание отрывков из произведений А. С. Пушкина; конкурс чтецов; этюды по произведениям А. С. Пушкина.
3. Художественно-эстетическое развитие ( образовательные области: «Художественное творчество», «Музыка») : продуктивная деятельность - лепка мини-скульптур по сказкам А. С. Пушкина, аппликация «Сказочная архитектура»; рисование «Иллюстрация к любимой сказке»; составление коллажа по сказкам; прослушивание сказок А. С. Пушкина на дисках и кассетах; слушание музыки - оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» - СD «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»; вечер музыкальных развлечений «Сказка о царе Салтане».
4. Социально-личностное развитие ( образовательные области: «Социализация», «Труд», «Безопасность») : экскурсии, поисковая экспедиция; сюжетно-ролевые игры: «Типография», «Библиотека»; ручной труд - «Ремонт книг»; изготовление настольных театров из бросового и природного материала; вырезывание героев для теневого театра; изготовление декораций и волшебных предметов, масок героев; составление правил обращения с книгами.
Поскольку педагоги ГБДОУ №62 работают по комплексной образовательной программе «Сообщество», помимо требований ФГТ, было важно учесть распределение деятельности по центрам активности, запланировать работу с родителями воспитанников.
Книжный уголок: собирание библиотечки сказок А. С. Пушкина; составение словарика трудных слов из сказок А. С. Пушкина; дополнение развивающей среды - кубики, пазлы, разрезные картинки, домино по тематике сказок.
Центр сюжетно-ролевых игр: разработка сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (читательские билеты, формуляры, книги-малютки, закладки); разработка сюжетно-ролевой игры «Типография» (трафареты, белая и черная переводная бумага, печатки, карандаши, фломастеры, краски).
Центр театрализованной деятельности: создание декораций, масок, костюмов героев сказок, разнообразные театры (настольные, пальчиковые, теневые).
Центр строительно-конструктивных игр: дополнение развивающей среды альбом «Архитектура в сказках А. С. Пушкина»; составление схемы последовательности строительства зданий из сказок А. С. Пушкина; приобретение строительных наборов, имеющих детали старинного зодчества.
Взаимодействие с семьё й: привлечение родителей к сбору библиотечки сказок А. С. Пушкина; организация поисковой экспедиции в г. Пушкин «В поисках Камерона»; чтение родителями сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»; организация прогулки «По пушкинским местам г. Санкт-Петербурга»; сочинение загадок по сказке «Сказка о попе и его работнике Балде»; чтение дома «Сказки о попе и о его работнике Балде», обсуждение прочитанного; помощь в оснащении центра настольными играми по сказкам А. С. Пушкина; проведение экскурсии в «Музей хлеба»; подбор фотографий, открыток по теме «Памятники А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге»; оснащение Центра литературы 12-томной Детской энциклопедией; чтение родителями «Сказка о золотом петушке»; помощь в организации мини-музея «Камни»; приглашение родителей на КВН; организация выставки детских работ «Любимые сказки».
• Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
• Обращение за рекомендациями к специалистам ГБДОУ.
Основной этап (сентябрь 2010 г. – октябрь 2011 г.) :
• Разработка и апробация содержания проекта «Путешествие по произведениям А. С. Пушкина» (создание конспектов занятий, структуры мероприятий по каждой теме).
• Проведение мероприятий в группе в соответствии с тематикой проекта.
• Организация взаимодействия со специалистами ГБДОУ по реализации мероприятий по проекту.
• Организация взаимодействия с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью и участие в различных мероприятиях по реализации проекта.
• Создание мини-музеев в группах.
• Проведение совместных мероприятий с МО «Озеро Долгое» «Путешествие по сказкам».
• Выступление актеров с представлением «Сказка о рыбаке и рыбке».
• Организация досуга «Интерактивные игры с Бабой Ягой».
• Участие девочек подготовительной группы в конкурсе «Спортивных танцев» среди детских садов Приморского района с танцем «Золотая рыбка».
Заключительный этап (октябрь 2011 г. – декабрь 2011 г.) :
• Организация выставки продуктов детской деятельности.
• Проведение КВН, инсценировок, экскурсия Царскосельский лицей (г. Пушкин).
• Создание презентаций для детей и родителей в русле проекта.
• Подведение итогов работы по проекту.
Метод проектов полезен тем, что при правильном применении он способствует развитию творческих способностей и самостоятельности дошкольников в обучении и осуществлению непосредственной связи между приобретением дошкольниками знаний и умений и применением их в решении практических задач.
Список литературы:
1. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. – СПб., 2011.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольника. – М., 2008.