Папки-передвижки

Специфика реализации проектного метода в работе с дошкольниками

Юлия Ахтырская
Специфика реализации проектного метода в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро меняющемся мире? Ответ прост – научить ребенка творческому видению, исследовательскому поведению. Именно эти качества личности позволят ему успешно адаптироваться к любым новым условиям жизни. Поэтому, обучение должно быть направлено на развитие любознательности, наблюдательности, творческой активности и самовыражений ребенка в исследовательской и проектной деятельности [2].

Публикация «Специфика реализации проектного метода в работе с дошкольниками» размещена в разделах

Проектная деятельность, как подчеркивают Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец [1], является инновационной педагогической технологией в современном дошкольном образовании. В этой связи нами был разработан проект, направленный на изучение сказок А. С. Пушкина. Выбор творчества величайшего русского поэта в качестве основы проекта объясняется рядом памятных дат: в 2011 году Царскосельский лицей отметил своё 200-летие, а в 2012 году исполнится 175 лет со дня гибели А. С. Пушкина.

Цель проекта «Путешествие по произведениям А. С. Пушкина» - познакомить детей старшего дошкольного возраста со сказками Александра Сергеевича Пушкина.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с фактами биографии поэта.

2. Ввести детей в мир сказок А. С. Пушкина.

3. Привить детям интерес к личности сказочника.

4. Пробудить в детях интерес к книге и литературе.

5. Расширить литературный кругозор детей и познакомить с понятием «рифма».

6. Закрепить знания детей о сказке в стихах, как литературном жанре.

7. Прививать детям навыки слушать и пересказывать сказки.

8. Развивать внимание, мышление, речь, память детей и сформировать умение анализировать сказку.

Участники проекта : проект охватывал педагогов и воспитателей старших и подготовительных к школе групп, семьи дошкольников.

Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов.

Подготовительный этап (октябрь 2009 г. – сентябрь 2010 г.) :

• Оформление стен и лестниц в соответствии с темой проекта.

• Сбор, анализ и систематизация информации по данной теме.

• Определение целей и задач, исходя из интересов и потребностей детей.

• Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Рассмотрим в сокращенном виде планирование проекта образовательным областям в соответствии с ФГТ на примере подготовительной к школе группы.

1. Физическое развитие (образовательные области «Физическая культура, «Здоровье») : утренняя гимнастика «Герои сказок»; подвижные игры: «Ветер», Хороводная игра «Прялица»; народные игры «Дедушка», «Заря заряница»; свободное общение, беседы: «Контакты с незнакомыми людьми», «Предметы требующие осторожного обращения», «Безопасность на воде»; создание условий для самостоятельной деятельности.

2. Познавательно-речевое развитие ( образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы») : этические беседы с детьми (нравственные уроки) по сказкам А. С. Пушкина: «Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта», «Что такое хорошо и что такое плохо в сказках А. С. Пушкина», «Сказки Пушкина – торжество добра и справедливости»; беседа: «А. С. Пушкин – сказочник»; выполнение заданий в рабочей тетради «По сказкам А. С. Пушкина»; экскурсии; русские народные прибаутки в сказках А. С. Пушкина; опыты «Чудеса и превращения в сказках А. С. Пушкина»; дидактические игры: «Составь сказку», «Что было бы, если?», «Узнай героя по описанию», «Что кому?»; составление творческих рассказов «Если бы я попал в сказку»; составление текстов для озвучивания мультфильмов по сказкам; викторина по сказкам А. С. Пушкина «В гости к золотой рыбке»; пересказ сказок А. С. Пушкина; разучивание отрывков из произведений А. С. Пушкина; конкурс чтецов; этюды по произведениям А. С. Пушкина.

3. Художественно-эстетическое развитие ( образовательные области: «Художественное творчество», «Музыка») : продуктивная деятельность - лепка мини-скульптур по сказкам А. С. Пушкина, аппликация «Сказочная архитектура»; рисование «Иллюстрация к любимой сказке»; составление коллажа по сказкам; прослушивание сказок А. С. Пушкина на дисках и кассетах; слушание музыки - оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» - СD «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»; вечер музыкальных развлечений «Сказка о царе Салтане».

4. Социально-личностное развитие ( образовательные области: «Социализация», «Труд», «Безопасность») : экскурсии, поисковая экспедиция; сюжетно-ролевые игры: «Типография», «Библиотека»; ручной труд - «Ремонт книг»; изготовление настольных театров из бросового и природного материала; вырезывание героев для теневого театра; изготовление декораций и волшебных предметов, масок героев; составление правил обращения с книгами.

Поскольку педагоги ГБДОУ №62 работают по комплексной образовательной программе «Сообщество», помимо требований ФГТ, было важно учесть распределение деятельности по центрам активности, запланировать работу с родителями воспитанников.

Книжный уголок: собирание библиотечки сказок А. С. Пушкина; составение словарика трудных слов из сказок А. С. Пушкина; дополнение развивающей среды - кубики, пазлы, разрезные картинки, домино по тематике сказок.

Центр сюжетно-ролевых игр: разработка сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (читательские билеты, формуляры, книги-малютки, закладки); разработка сюжетно-ролевой игры «Типография» (трафареты, белая и черная переводная бумага, печатки, карандаши, фломастеры, краски).

Центр театрализованной деятельности: создание декораций, масок, костюмов героев сказок, разнообразные театры (настольные, пальчиковые, теневые).

Центр строительно-конструктивных игр: дополнение развивающей среды альбом «Архитектура в сказках А. С. Пушкина»; составление схемы последовательности строительства зданий из сказок А. С. Пушкина; приобретение строительных наборов, имеющих детали старинного зодчества.

Взаимодействие с семьё й: привлечение родителей к сбору библиотечки сказок А. С. Пушкина; организация поисковой экспедиции в г. Пушкин «В поисках Камерона»; чтение родителями сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»; организация прогулки «По пушкинским местам г. Санкт-Петербурга»; сочинение загадок по сказке «Сказка о попе и его работнике Балде»; чтение дома «Сказки о попе и о его работнике Балде», обсуждение прочитанного; помощь в оснащении центра настольными играми по сказкам А. С. Пушкина; проведение экскурсии в «Музей хлеба»; подбор фотографий, открыток по теме «Памятники А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге»; оснащение Центра литературы 12-томной Детской энциклопедией; чтение родителями «Сказка о золотом петушке»; помощь в организации мини-музея «Камни»; приглашение родителей на КВН; организация выставки детских работ «Любимые сказки».

• Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

• Обращение за рекомендациями к специалистам ГБДОУ.

Основной этап (сентябрь 2010 г. – октябрь 2011 г.) :

Разработка и апробация содержания проекта «Путешествие по произведениям А. С. Пушкина» (создание конспектов занятий, структуры мероприятий по каждой теме).

• Проведение мероприятий в группе в соответствии с тематикой проекта.

• Организация взаимодействия со специалистами ГБДОУ по реализации мероприятий по проекту.

• Организация взаимодействия с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью и участие в различных мероприятиях по реализации проекта.

• Создание мини-музеев в группах.

• Проведение совместных мероприятий с МО «Озеро Долгое» «Путешествие по сказкам».

• Выступление актеров с представлением «Сказка о рыбаке и рыбке».

• Организация досуга «Интерактивные игры с Бабой Ягой».

• Участие девочек подготовительной группы в конкурсе «Спортивных танцев» среди детских садов Приморского района с танцем «Золотая рыбка».

Заключительный этап (октябрь 2011 г. – декабрь 2011 г.) :

• Организация выставки продуктов детской деятельности.

• Проведение КВН, инсценировок, экскурсия Царскосельский лицей (г. Пушкин).

• Создание презентаций для детей и родителей в русле проекта.

• Подведение итогов работы по проекту.

Метод проектов полезен тем, что при правильном применении он способствует развитию творческих способностей и самостоятельности дошкольников в обучении и осуществлению непосредственной связи между приобретением дошкольниками знаний и умений и применением их в решении практических задач.

Список литературы:

1. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. – СПб., 2011.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольника. – М., 2008.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Осень, осень, в гости просим!» Каждый ребенок неповторим и уникален, а значит, если создать условия для его развития, у него обязательно откроются способности, заложенные.

Проектная деятельность с дошкольниками с ОВЗ В сообщении повествуется о возможности реализации метода проектов при работе со старшими дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОУ. 1. Что такое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика реализации проектного метода в работе с дошкольниками
Опубликовано: 21 апреля 2013 в 13:20
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика реализации проектного метода в работе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ахтырская (УИ 61596) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД