Анастасия Уткина
Справка по итогам контроля «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Ярский детский сад №4
Справка по итогам тематического контроля на тему " Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности ".
Сроки проведения: с 11 марта - 15 марта 2013 года
Проверяющие: Ст. воспитатель Уткина А. А., физинструктор Салтыкова Е. Н.
Цель: оценить условия и эффективность работы педагогов по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности
Контроль проводился в течение одной недели в соответствии задачей годового плана учреждения.
Публикация «Справка по итогам контроля „Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности“» размещена в разделах
С целью изучения данного вопроса комиссия использовала следующие методы и приемы контроля : изучение предметно – развивающей среды, анализ планов воспитательно – образовательной работы с детьми, выявление уровня использования ЗУН в самостоятельной детей, выявление разнообразия применения форм сотрудничества с родителями.
Первым пунктом контроля было обследование предметно – развивающей среды.
Обследование показало, что во всех возрастных группах детского сада мебель закреплена, состояние полов и потолка, окон, фрамуг в норме. Состояние пособий для занятий (ножницы, кисти и т. д., игрового материала в норме. Нет травмоопасных игрушек.
Избежать опасностей можно лишь путем повседневной кропотливой работы с детьми, начиная с раннего возраста. Главная роль в этом отводится воспитателям дошкольных учреждений.
Начиная с дошкольного возраста детей необходимо в самой простой и игровой форме обучать основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
Воспитатель создает условия для активной игровой деятельности детей. Совместная деятельность взрослого с ребенком организуется в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Дорога», «Поликлиника», «Полиция», «Аптека» связанных с безопасным поведением в быту, на улице; в дидактических играх «Опасные ситуации», «Будь осторожен», «Правильно — не правильно», «Игра – дело серьезное»; «Не играй с огнем», «Спецрейс», «Съедобно – несъедобно», «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Чрезвычайные ситуации», в играх-этюдах.
Для ознакомления детей с правилами дорожного движения воспитатель использует созданые в группах макеты: «Дорожные знаки», «Дорога», «Железная дорога». В уголках имеются дидактические и настольно – печатные игры такие как «Азбука дорожного движения», «Уроки безопасности», домино «Дорожные знаки», альбомы «Машины», «Виды транспорта», и др.
Воспитатель проводит индивидуальные и подгрупповые беседы с детьми Н-р: «Здоровая пища», «Не играй на льду», «Незнакомцы на улице», «Мы едем в автобусе», «Почему в группе должен быть порядок», «Если малыш поранился», и т. д. использует рассказывание, загадки о правилах безопасного поведения, организует чтение детской литературы, вовлекает детей в совместный поиск ответов на проблемные и интересующие воспитанников вопросы.
Постепенно вводят в совместную деятельность с детьми простейшие ситуационные задачи: «Сгруппируй опасные и безопасные предметы или объекты (в доме, в группе детского сада)», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью моделей, как правильно себя вести, если возникла опасная ситуация», «Как ты думаешь, что будет дальше, если мальчик (девочка) поступят так.», «Приведи пример того, что опасно, а что безопасно», «Предложи способ, позволяющий предупредить опасность», «Найди ошибку (в сказке, сюжетной картинке, этом рисунке и т. д.)», «Покажи или расскажи, что будет с куклой (твоим любимым игровым персонажем, если она не будет соблюдать правила безопасного поведения дома», «Придумай игру (загадку)», «Как узнать, правильно мы сделали или нет?». На специально организованных НОД дети знакомятся с людьми профессии «пожарных», «ГИБДД», «полиции». Организуются тематические выставки детских рисунков, подделок. Большой интерес вызывают у детей активные формы работы : презентации, коллажи, развлечения, досуги.
На примере произведения К. Чуковского «Телефон», проводилась беседа с детьми о важности телефонной связи. Педагоги организуют с детьми беседы : «Как пользоваться телефоном в экстренных ситуациях (возник пожар, прорвало водопроводную трубу, стало плохо маме или бабушке, рассказывать о службах спасения «01», «02», «03». Воспитатели учат детей сообщать правильную информацию диспетчеру службы спасения (Ф. И., адрес). В то же время объясняют, что звонки по телефону не должны быть шуткой.
Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, воспитателями используются специально подобранные произведения детской художественной литературы. Например: «Кошкин дом» С. Маршак, «Дядя Степа», М. Безруких «Разговор о правильном питании», К. Чуковский «Мойдодыр», В. В. Маяковский «Что такое хорошо, а что такое плохо», Ч. Е. Тамбовцева – Широкова «Кто твой друг, а кто твой враг» и т. д.
Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности строится на основе : программы «Безопасность» (Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б., «Сценариев по пожарной безопасности для дошкольников» (И. В. Кононовой); методических разработок «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Е. А. Романова; «Беседы по правилам дорожного движения», «Беседы об основах безопасности» Т. А. Шорыгина, «Правила дорожного движения» Л. Б. Поддубная, разработки «Комплексных занятий» Ю. А. Вакуленко.
Для формирования сознательного и ответственного отношения к своей безопасности и безопасности окружающих, развития основ экологической культуры, систематизации знаний о правильном поведении и здоровом образе жизни созданы в группах «уголки безопасности». Но есть они не во всех группах только лишь в группе «Золотая рыбка», «Капельки» в остальных группах в стадии создания.
Делая вывод по данному пункту хотелось бы дать рекомендации: пополнить уголки безопасности дидактическими играми, доделать в группах уголки «Безопасности».
Вторым пунктом контроля был : анализ планов воспитательно – образовательной работы с детьми.
Первым пунктом обследования было выявление ЗУН у детей старшего дошкольного возраста по данной проблеме через беседы, игры.
Дети знают и соблюдают правила поведения в природе, правила экологической безопасности (контакты с растениями, животными). Старшие дошкольники знают и могут применить правила безопасного общения с взрослыми, имеют представление о службах безопасности (01,02,03, знают номера телефонов, могут вызвать в моделированной ситуации необходимую помощь по телефону.
Дети умеют договариваться, устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, умеют пользоваться простыми техническими средствами, знают правила безопасного поведения на улице. Воспитанники старшего дошкольного возраста знают дорожные знаки, сигналы светофора, как переходить улицу и т. д. Почти во всех группах дети знают и применяют правила здорового образа жизни, называют полезные и не очень полезные продукты, съедобные и несъедобные грибы, опасные растения, рассказывают что делать, если на дороге повстречаешь собаку, кошку, в траве заметишь ежа, лягушку, к тебе подлетит оса и т. д.
В соответствии с планом контроля проводилось изучение применения форм сотрудничества с родителями. Анализ показал, что наиболее используемыми формами взаимодействия являются: анкетирование, индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, наглядная информация, папки – передвижки.
По результату тематического контроля можно сделать следующие выводы:
формирование ЗУН у дошкольников по теме : Безопасность"
ведется планомерно, целенаправленно, систематично.
Грубых нарушений не выявлено.