Самойлова Ольга Ивановна
Среда по правилам детства
▼ Скачать + Заказать документы
А какие они правила детства? В раннем возрасте они свои: все потрогать руками, попробовать на вкус, все достать, разобрать, рассыпать, спрятать, найти - радостно захлопать в ладоши, проявить бурю эмоций и не думать о том, что это кому-то может не понравиться. В возрастной периодизации этот период у малышей называется манипулятивный, предметный. Соответственно перед педагогами этого возраста стоят задачи создать среду обеспечивающую реализацию ведущего вида деятельности детей этого возраста.
Публикация «Среда по правилам детства» размещена в разделах
Изменение среды, в нашей группе, формирование ее по новым правилам началось с участия в конкурсе по изготовлению многофункционального оборудования из труб ПВХ. Поразмыслив о том, что детям раннего возраста будет интересно, мы создали комплекс, который до сих пор популярен среди малышей. В нем есть все для удовлетворения детской потребности в манипулятивной деятельности: сенсорный дождь, музыкальная дорожка, различные сортёры, палатка и театральная ширма. Это такой маленький живой остров, где есть занятие каждому.
Психологический комфорт и атмосфера уюта в группе – гарантия того, что ребёнок быстро адаптируется и будет прекрасно себя чувствовать в течение дня. Впервые заходя в новое помещение, малыши оценивают его зрительно, а после, если их что-то заинтересовало тянутся к объекту, возникает тактильный интерес.
Чтобы создать яркие визуальные акценты, мы оформили в группе декоративную стену «Пейзаж ночного города», основа которого покрыта специальной краской для рисования мелками. Неоспоримый факт, что дети любят рисовать на стенах и обоях, мы постарались создать такие условия и у детей появилась возможность порисовать на стене.
Другая стена оформлена в тематике пустыни, для удобства там имеется лавочки, контейнеры для игр с песком, природным и бросовым материалом (шишки, палочки, коряги, игрушки из киндер-сюрпризов и т. п.). Наши дети очень любят играть с природным материалом. Прячут игрушки в песок, выкапывают, проводят различные манипуляции, учатся обследовать, интегрировать.
Учитывая ведущий вид деятельности малышей, среда и игры в ней должны быть направлены на различные действия с предметами, например, игры на запуск речи «Кормлю Цыпу. Цыпа ешь». Нам понадобился не большой контейнер, пшенная крупа, ложечка, и несколько яиц от киндера сюрприза. Подобных игр много, они не требуют больших временных и материальных затрат, поэтому их можно часто менять или дополнять, что будет поддерживать интерес детей.
Многообразие игр с бутылочками, баночками, заполненными водой или желеобразной жидкостью, имеют «залипательный» эффект, переворачивая их можно бесконечно долго наблюдать за воздушным пузырем, который стремится вверх или за торнадо которое происходит после встряхивания. Из той же серии банки с подсветкой. С этими предметами дети могут долго играть, поворачивать, наклонять, трясти. Такие предметы особенно бесценны в период адаптации.
Изготовление макетов очень интересный прием. Вот, например, путешествие по Африке. Малыши очень любят передвигать животных с одной клетки в другую клетку, кормить, катать грузовички с кормом по дорожкам, имитировать голоса животных. Благодаря таким играм, детям легче запомнить название зверей, и кто чем питается.
Пространственная среда должна быть интересной и развивающей не только в помещении, но и на участке. В этом году мы оформили участок в тематике «Насекомые нашего края». В технике «Папье-маше» мы сделали паучков, пчелок и бабочек, сплели из шпагата паутину, заказали большой красочный баннер «Здравствуй лето».
На мой взгляд, чем интереснее и насыщеннее среда, чем больше она ориентирована на последующий возраст, тем больше она отвечает требованиям организации среды.
А что же в старше возрасте? Здесь среда имеет значительные отличия от среды малышей. Ведь ведущий вид деятельности – игра, поэтому и пространство должно быть смоделировано по правилам этого возраста. Наша задача уйти от шаблонов построения среды. Со старшими детьми необходимо советоваться, учитывать их мнение, за малышами достаточно понаблюдать и тогда, на основе полученных данных мы сможем моделировать принципиально новую среду, ориентированную на возраст, интересы и потребности детей, направление работы, группы, сада, среду способную меняться и трансформироваться и главное, при активном участии детей. Нами проделана большая работа, но еще больше предстоит сделать. Личное участие детей в обустройстве пространства делает их жизнь интересной и содержательной. Например, в приемнике на кабинке, у детей есть своя эмблема, которую они сделали сами, и который они могут менять в соответствии со своим настроением.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия «Уголок уединения». Здесь же есть место, где у детей, по желанию есть своя коробочка, сундучок, шкатулка, где ребенок может хранить игрушку, принесенную из дома, поделку, ценные для него предметы.
Мы еженедельно оформляем детские выставки рисунков, поделок, каждый ребенок получает возможность показать результаты своего творчества. В теплое время года дети рисуют на асфальте, полиэтилене, мольберте. Детям интересно составлять сезонные палитры, в данном случае это летняя палитра.
Центр «Безопасности» оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими и настольными играми. В январе мы с коллегами приняли участие в межрегиональном конкурсе профессионального мастерства «Уголок ПДД в ДОУ» и получили диплом лауреата. В насыщенной среде не заскучаешь, всегда найдешь занятие по душе, но такая среда может сформировать инфантильного человека.
В группах предусмотрено пространство для реализации проекта по агро-бизнесу. Если в группах младшего возраста это простые действия с землей, водой, получение тактильных ощущений, любование огородом на окне, то у детей старшего возраста происходит элементарная исследовательская деятельность. Ребята планируют, занимаются посадкой семян, наблюдают, ухаживают, получают результат.
Чем больше мы будем давать детям свободы и возможности личного участия в организации пространства, тем больше среда будет соответствовать духу детства и отвечать требованиям ФГОС ДОУ.