Галина Щербакова
Средства и методы развития познавательных интересов у дошкольников, реализуемые через знакомство с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжаю консультации на тему "Средства и методы развития познавательных интересов у дошкольников".
Работу, направленную на ознакомление детей с объектами и явлениями живой и неживой природы, целесообразно строить с помощью схематических изображений, так называемых опорных схем, таблиц и планов. Такой подход позволит научить дошкольников составлять описательные рассказы на основании тех задач, которые ставились в познавательном задании. Кроме того, опорные схемы, таблицы и планы помогают ребенку усвоить и в дальнейшем применять простые символьные формы, применяемые для условного обозначения объектов, в процессе выполнения поставленной задачи — составлении описательных рассказов о том или ином объекте или явлении.
Публикация «Средства и методы развития познавательных интересов у дошкольников, реализуемые через знакомство с природой» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Важную роль в этом играет то, насколько точно дошкольники подмечают и выделяют основные свойства объектов и явлений, а также насколько правильно они объясняют те или иные природные закономерности.
Наглядное моделирование в данном случае является тем необходимым средством, которое позволяет приводить в определенный порядок разрозненные представления и впечатления, а также учит анализу, выделению существенного, наблюдательности и любознательности.
Начинать использование карт-схем и символов целесообразно с обучения составлению описательных рассказов о фруктах и овощах, об одежде или посуде, о временах года. Для начала ребенку можно предложить при составлении рассказа передвигать карточку с описываемым предметом от одного пункта к другому. Такой прием облегчает выполнение задания, поскольку ребенку проще описывать предмет, когда перед его глазами имеется нужный пункт карты-схемы с описываемым предметом. После того, как дошкольники освоят данное упражнение, педагог может усложнить познавательную задачу, отделив карточку от карты-схемы: пусть ребенок держит в своих руках карточку с описываемым предметом, а свое повествование строит, опираясь на символы карты-схемы, которую ему будет демонстрировать педагог.
Работу с картами-схемами можно использовать и для развития у ребенка воображения. Но вместо составления рассказа о каком-то реальном предмете, в качестве главного персонажа можно использовать вымышленное животное.
Переходя на более сложный уровень развития познавательный интересов, можно предложить ребенку выполнить задания, в которых используется усложненная символика, например, шифры, за которыми будут скрываться домашние или дикие животные, хищные или травоядные животные, овощи или фрукты. Чтобы дети справились с этим заданием, для начала они должны совместно выделить свойства и признаки конкретного объекта или явления, а затем зашифровать их с помощью понятных для них, несложных символьных обозначений.
По завершению этого этапа следует предложить детям конкретные познавательные задания. В качестве основы можно использовать следующие варианты:
1. Педагог поручает одному из детей выбрать животного, которого затем следует зашифровать. После этого ребенок должен выбрать карточки-символы, которые будут описывать характерные признаки этого животного. Затем этот дошкольник показывает данные карточки-символы другим детям, а они, в свою очередь, должны отгадать, какое животное зашифровано в них.
2. Ситуация аналогична описанному выше методу, однако теперь выбор животного и зашифровка его признаков с помощью карточек-символов осуществляется группой детей, а отгадать зашифрованное животное должен ребенок, которого предварительно назначит педагог.
3. Педагог называет или показывает детям конкретный объект, после чего выкладывает карточки-символы, описывающие его признаки, но при этом сознательно допускает ошибку. Перед детьми ставится задача исправить эту ошибку и объяснить данное противоречие.
4. Педагог называет детям признаки объекта или явления (без использования карт-схем, и дети на основании этого должны сказать, какой объект или явление зашифровал воспитатель.
В процессе формирования, развития и укрепления познавательных интересов у дошкольника посредством постановки задач о явлениях и закономерностях, действующих в природе, педагогу следует помнить и об уточнении закрепления знаний о сезонных изменениях, которые происходят в жизни животных и растений в разные периоды года. Для решения этой задачи дошкольникам можно предложить упражнения следующих типов:
• «Как это бывает». Педагог показывает детям схематичные изображения изменений, происходящих в природе в разные времена года. Дети, в свою очередь, опираясь на предложенные схемы, должны назвать сезон.
• «Рассели жителей». Педагог сообщает детям, что художник нарисовал домик для каждого времени года, но запутался и теперь не может расселить их правильно. Затем воспитатель предлагает детям помочь художнику.