Получи документы

Задачи и принципы музыкального воспитания

космач елена
Задачи и принципы музыкального воспитания

Средства музыкального воспитания.

Комплексный подход в музыкальном воспитании заключается в следующем:

1. Музыкальное воспитание должно активизировать умственную, физическую деятельность, обогащать нравственно.

2. Обязательно нужно, чтобы воспитание помогало развитию эстетического отношения к окружающей действительности и помогало установлению связей ребёнка с жизнью.

Публикация «Задачи и принципы музыкального воспитания» размещена в разделах

3. Содержание и методы обучения должны обеспечивать единство её воспитательных, образовательных и развивающих функций.

4. Должно быть сочетание разнообразных типов занятий (традиционных, доминантных, тематических, комплексных, которые должны побуждать к развитию инициативы, активности, творческих действий.

5. Индивидуально-дифференцированный подход должен способствовать развитию музыкальных способностей, склонности к самостоятельности и творческому учению, проявлению эстетического вкуса.

6. Гармоничное сочетание всех форм организации музыкальной деятельности детей (занятий, праздников, развлечений, музыки в быту, самостоятельной муз. деятельности) должно способствовать всестороннему общему художественному развитию дошкольников.

Задачи музыкального воспитания осуществляются : посредством пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр. В старших группах программой воспитания в детском саду предусматривается еще одно средство -игра на музыкальных инструментах, в частности, на металлофоне. Каждое средство, которое использует педагог, осуществляя процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка, представляет собой вид активной, доступной ребенку художественной деятельности в области музыкального искусства. Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных- возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения. Ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс эмоционально-образного познания, поскольку осуществляется через художественно-музыкальный образ. В результате формируется отношение к образу, которое в дальнейшем переносится на действительность. Слушание музыки выступает в разных формах: - как составная часть любого музыкального занятия, музыкального вечера досуга, праздника; - как специальное занятие; - как методический прием обучения. Прежде, чем разучивать с детьми песню, музыкальный руководитель поет ее детям, а дети слушают. Подобным же образом преподносятся музыкальные произведения для игр, плясок, упражнений-композиций. Музыкальный руководитель играет произведение, вместе с детьми определяет его характер, количество частей, обращает внимание на самые яркие особенности. В форме специального занятия слушание дается с целью обогащения детей музыкальными впечатлениями, накопления и расширения их музыкального опыта. Как методический прием слушание музыки используется для помощи детям при обучении их пению, игре, пляске.

Пение - деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Это основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Петь могут и хотят все дети начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выражают свои эмоции. Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен. Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении. Музыкально-дидактические игры - музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры. Игра на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ударных - полезна для развития музыкальных способностей : музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Каждое средство музыкального воспитания связано с развитием музыкального восприятия. Все вместе они воспитывают у ребенка любовь к музыке, углубляют его восприятие и понимание окружающего, вызывают определенное к нему отношение, формируют музыкальный вкус. Каждое из названных средств музыкального воспитания имеет свою специфику, что находит отражение в методике обучения. Например, если педагог исполнит песню перед началом пения детей, то они будут стремиться к подражанию, воспримут произведение в целом, в результате лучше его исполнят. Предварительное слушание песни, ее мелодии создает общее настроение, восстанавливает образованные ранее временные связи в слуховом анализаторе коры головного мозга и помогает ребенку правильно взять первый звук. И. М. Сеченов указывал, что память к яркому ощущению тем сильнее, чем недавнее, реальнее ощущение, чем свежее впечатления. Предварительное слушание музыки к пляске, игре восстанавливает музыкальный образ в целом, воздействует на слуховой и двигательный анализаторы, настраивает ребенка на соответствующий темп, ритм движения. Сам процесс движения под музыку - это активный процесс восприятия музыки. Специфика каждого средства музыкального воспитания определяется его отношением к определенному виду музыкального искусства. Поэтому содержание программных умений строится в соответствии с основами данного вида искусства. Так, пение относится к области хорового искусства. Поэтому содержание программных умений по пению исходит из музыкально-теоретических основ хорового пения.

Музыкально-ритмическое движение относится в целом к хореографическому искусству и главным образом к основам музыкально-ритмического воспитания. Поэтому содержание программных умений по движению исходит из основ музыкально-ритмического воспитания - ритмики. Слушание музыки связано со семи видами искусства. В его основе - концертно-исполнительская деятельность. В музыкальном воспитании детей все указанные средства находятся во взаимосвязи. Например, пение, как уже говорилось выше, предполагает как предварительное прослушивание песни, так и слушание ее в процессе разучивания и исполнения. В то же время пение в играх и хороводах сопровождается движениями. Каждое средство музыкального воспитания оказывает влияние на другие, и все вместе они служат развитию музыкальных способностей. Слушание музыки воспитывает музыкальное восприятие ребенка, помогает ему различать музыкальные произведения. Поскольку слушание предполагает узнавание музыкального произведения, оно способствует развитию у детей музыкального слуха и особенно его эмоционального компонента. Пение - воспроизведение мелодии голосом - также содействует активному развитию музыкально-слуховых представлений. Оно развивает и ладовое чувство (ощущение тоники, правильной настройки, и музыкально-ритмическое, поскольку не существует мелодии без ритма. Движение требует от ребенка главным образом согласованности действий с характером музыки, с ее темпом и ритмом, т. е. он одновременно должен слушать музыку. То же самое происходит и в процессе игры детей на музыкальных инструментах. Таким образом, пение влияет на успешность движения, движения - на успешность пения, а слушание - на то и другое. Все три основные средства музыкального воспитания действуют в одном направлении - развития музыкальных способностей. На музыкальных занятиях обязательно используются они все, так как разнообразные формы деятельности способствуют лучшему усвоению программных умений и навыков. Содержание музыкального воспитания в детском саду включает в себя:

- задачи музыкального воспитания по каждой возрастной группе по всем видам деятельности;

- программный репертуар по всем видам деятельности;

- программные требования по всем видам деятельности;

- организационные формы музыкальной деятельности;

- методические приемы работы с детьми по каждой возрастной группе.

Под принципами музыкального воспитания понимают основные теоретические идеи или требования, на которых базируется музыкальный учебно-воспитательный процесс. К ним относятся:

- Доступность музыкального обучения и воспитания для каждого человека, независимо от его пола, национальности и вероисповедания.

- Равенство условий каждого человека для полной реализации его музыкальных способностей и всестороннего развития.

- Гуманизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей.

- Связь с национальной и мировой художественной культурой.

- Взаимосвязь с опытом музыкального образования других стран.

- Свобода в выборе форм организации, методов и средств музыкального обучения и воспитания.

- Научность - музыкальное образование должно организовываться на основе передовых научно-методических достижений музыкально-теоретической мысли и практически-исполнительской деятельности.

- Ступенчатость и непрерывность - обеспечение условий для элементарно-начального, среднего и высшего музыкального образования.

- Креативность - создание всех необходимых условий для активного и максимально инициативного музыкального творчества

Публикации по теме:

Консультация «Задачи музыкального воспитания в семье» «Задачи музыкального воспитания в семье» Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет.

«Задачи воспитания детей дошкольного возраста» Несомненно, каждые родители помимо любви и заботы, стремятся дать своему чаду хорошее воспитание и образование. Воспитание – это совокупность.

Консультация для родителей «Принципы воспитания современных детей» Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного еще не.

Консультация: «Принципы воспитания современных детей» Консультация: «ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ» Обращайтесь с детьми уважительно. Никогда не унижайте их! Вы не должны говорить свысока.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Принципы, цели и задачи организации методической работы в ДОУ Принципы, цели и задачи организации методической работыПо мнению Лизинского В. М., методическая работа – деятельность, направленная на успешную.

Протокол родительского собрания «Задачи воспитания и обучения детей в первой младшей группе» Протокол родительского собрания №2 От 18.11.2018 Присутствовало 13 человек Тема: «Задачи воспитания и обучения детей в 1-ой младшей группе.».

Родительское собрание «Задачи воспитания и содержания работы с детьми первой младшей группы» Форма проведения: беседа с родителями детей 1 младшей группы. Цель: ознакомить родителей воспитанников • с задачами воспитания и содержания.

Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возрастаВзаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста" Учебный год.

Значение и задачи музыкального воспитания Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Задачи и принципы музыкального воспитания
Опубликовано: 5 мая 2019 в 10:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД