МААМ-картинки

Средства развития эмоциональной сферы ребёнка

Елена Бобровская
Средства развития эмоциональной сферы ребёнка

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребёнка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется, и сердиться, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядом, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голосов и т. д. Самые богатые возможности для развития у ребенка эмоциональной сферы, формирования богатого и сложного внутреннего мира открывается в возрасте от 1 до 6 лет. В это время ребенок активно интересуется окружающим миром, идет процесс переработки огромного количества информации, бурно развиваются и формируются речевые навыки, стремительно растет словарный запас. В это же время происходит так называемая социализация ребенка – закладка и формирование устойчивых социальных связей, ребенок приобретает опыт общения с людьми, начинает осознавать себя и окружающих как отдельные, независимые личности. Поэтому все упущения в развитии эмоциональной сферы ребенка, которые будут сделаны в этом возрасте, непоправимы. Если эмоциональная жизнь в это время бедна, восприятие красоты окружающего мира не развилось, то в дальнейшем все эмоции, все представления не будут естественными, не будут идти из глубины личности. Подростку можно дать представление об эстетических категориях, но вкус и чувство красоты уже не привьешь.

Публикация «Средства развития эмоциональной сферы ребёнка» размещена в разделах

Воспитание чувства прекрасного лучше всего начинать с того, чтобы научить ребенка видеть красоту природы. А для этого нужно учить его воспринимать окружающий мир. Эта работа должна проходить постоянно. Легче всего ребенку воспринимать красоту природы целостно, через восторг и удивление взрослого. Не нужно пытаться объяснить, почему это красиво. Главное, чтобы у родителей, бабушек, дедушек, любого человека, который общается с ребенком, было искреннее и ярко выраженное восхищение красотой этого мира. Нужно просто обращать внимание малыша на то, что вас самих удивляет и радует, например, на цветы, деревья, свежую траву, небо. Не стесняйтесь открыто выражать свой восторг: «Посмотри, какая красивая травка!», «Послушай, как поют птицы, как они радуются солнышку!». Ребенок двух лет постигает окружающий мир в основном через сенсорный опыт. Не упускайте возможности лишний раз обратить его внимание на гармоничные красивые звуки, краски, дайте познакомиться с различной фактурой живого и неживого материала, пусть он попробует на ощупь траву, листья, лепестки цветов, кору деревьев, поверхность камня, шерсть кошки или собаки, птичье перо. Даже домашние игрушки могут стать отличным пособием в воспитании эмоционального восприятия окружающего мира.

С раннего детства можно знакомить ребенка с образцами изобразительного искусства. Как правило, первыми произведениями изобразительного искусства, которые видит, и воспринимает ребенок, являются книжные иллюстрации. Читая текст, непременно обращайте внимание ребенка на картинки. Он должен учиться тому, что слово и изображение могут дополнять, пояснять, комментировать друг друга. Для малыша очень важна выразительность и определенность в передаче настроения и характеров героев. Помните, что тонкости и полутона ребенку пока недоступны и не нужны. Знакомьте его с базовыми эмоциями и тем, как они могут проявляться и передаваться. Обращайте внимание на общее настроение рисунка – веселый, грустный; на характеры героев, стараясь вместе определить, какой персонаж изображен на конкретном рисунке – добрый, злой, честный или нечестный. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Специальное изучение эмоциональных состояний детей (Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, Н. М. Аксарин, Е. Т. Бибанов и др.) показали, что самую сильную эмоционально-положительную реакцию вызывают у ребёнка игры и шутки со взрослыми.

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребёнка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов.

Настроение ребёнка во многом зависит от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребёнку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребёнка, доброжелательное отношение к другим людям.

Если взрослые приносят ребёнку огорчение, то он остро переживает чувство неудовольствия, перенося в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение.

При специальной организованной деятельности, например, (музыкальное занятие, слушание сказок и т. д., дети учатся испытывать определённые чувства, связанные с восприятием музыки, сказок. Музыкальное занятие, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольников эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.

В. М. Минаева разработала серию занятий, которые являются частью работы по развитию эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста. На занятиях дети проживают эмоциональное состояние, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой). Ценность таких занятий заключается в следующем:

- у детей расширяется круг понимаемых эмоций;

- они начинают глубже понимать себя и других;

- у них часто наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

В совместной трудовой деятельности, результаты которой имели значение не только для отдельного ребёнка, но и для всей группы в целом (выполнение обязанностей дежурного по столовой, в уголке природы, у детей формируются новые мотивы поведения, возникают нового рода эмоциональные переживания. Постепенно безразличное или отрицательное отношение к трудовым обязанностям сменяется большой эмоциональной чувствительностью к оценке окружающих.

Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психологических процессов и в наибольшей степени – с речью.

С включением речевых сигналов и реакций изменяется и протекание эмоциональных процессов. Существенную роль играет словесное обозначение взрослыми своего отношения к действиям ребёнка. Слова, выражающие оценки, становятся основной формирующихся у детей чувств, а в дальнейшем и моральных понятий и суждений. Для развития эмоциональной сферы у ребёнка, можно использовать пословицы, поговорки, в которых встречаются эмоциональные проявления человека. Они помогут детям глубже осознать представленные эмоции, обогатить свой язык, сделать его ярче, выразительнее.

Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующей возрасту дошкольника деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.

Предпосылки игры закладываются в раннем возрасте. Игра становится возможной, поскольку ребёнок уже овладел знаковой функцией сознания, использует предметы-заместители.

В игре формируются и развиваются отдельные психические процессы (творческое воображение, произвольная память, мышление и др., но главным образом изменяется позиция ребёнка по отношению к окружающему миру.

В подвижной игре, которую затевает воспитатель, следует пробуждать чувства ребёнка, тогда игра приобретает смысл как стимул эмоционального общения. Подвижные игры объединяют детей в группы, побуждают к взаимному сотрудничеству, к уважению требований другого. Ребёнок осознаёт, что он не может быть постоянно ведущим, что должен время от времени кому-то подчиняться. Игра – лучшая подготовка к жизни в школьном коллективе.

Для дошкольников игра является главным занятием. Она – источник богатых эмоциональных переживаний. Она важна для всей будущей жизни человека именно этим эмоциональным богатством, которое является источником вдохновения, а часто и опорой в затруднительных ситуациях, глубоким родником, из которого человек черпает, как сказал поэт Витезслав Незвал. Она неоценима для будущих человеческих отношений.

А. В. Запорожец констатировал, что эмоции дошкольника необходимо «выращивать», воспитывать и развивать в деятельности.

А ведущий вид деятельности дошкольников – игра.

Таким образом, развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребёнка, но огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребёнка играет подвижная игра.

Список литературы.

1. Быков А. И., Мухина В. С. – Психология, Москва, 1988г.

2. Запорожец А. В. – Психология, Москва: Просвещение, 1961г.

3. Колпакова Н. – статья: «Эмоциональное состояние ребёнка дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детских садов», журнал «дошкольное воспитание» №10, 1999г.

4. КошелеваА. Д. – Эмоциональное развитие дошкольника, Москва, Просвещение, 1985г.

5. Кряжева Н. Л. – Развитие эмоционального мира детей, Ярославль: Академия развития, 1997г.

6. Любинская А. А. – Детская психология, Москва, 1971г.

7. Филиппова С. О., Волосникова Т. А., Каминский О. А., Физическое воспитание и развитие дошкольников : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2007г.

8. Яковлева Л. В., Юдина Р. А., Физическое здоровье и развитие детей 3 – 7 лет. – Москва, 2004г.

Публикации по теме:

Средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка «Экран Настроения»Средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка «Экран Настроения» "Экран Настроения"-это средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка. Наш "Экран Настроения" выполнен из пяти кругов, на.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы младших дошкольниковДидактические пособия для развития эмоциональной сферы младших дошкольников Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы младших дошкольников. Анна Климова. Важную роль в полноценном развитии личности ребёнка.

Игры для развития эмоциональной сферы у ребенка ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У РЕБЕНКА «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ» Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Комплекс занятий для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста Комплекс занятий для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста. Для развития эмоциональной сферы у детей желательно.

Игры для развития эмоциональной сферы детей Эмоции играют очень важную роль в жизни детей: они являются первичными формами психической жизни; побуждают к активности, стимулируют и.

Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению.

Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы ребенкаТеатрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы ребенка Театральное искусство, близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Он обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный.

Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у детей 1,5–3 летТеатрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у детей 1,5–3 лет Младший дошкольный возраст - наиболее бла­гоприятный период всестороннего развития ­ребенка. В 2-3 года у детей активно разви­ваются все.

Театрально-игровые технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенкаТеатрально-игровые технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка В дошкольном возрасте дети все еще остаются непосредственными, импульсивными и управлять своими эмоциями и переживаниями в полной мере они.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Средства развития эмоциональной сферы ребёнка
Опубликовано: 5 июня 2018 в 13:02
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД