Папки-передвижки

Конфликтологическая компетентность как составляющая успешности профессиональной деятельности педагога

Елена Мытарева
Конфликтологическая компетентность как составляющая успешности профессиональной деятельности педагога
▼ Скачать + Заказать документы

Конфликты между людьми возникли с появлением первого общения между ними. Каждый человек это самостоятельная личность со своей позицией и взглядами, не каждый из нас готов принять точку зрения собеседника, в готовности отстаивать свои убеждения порой переходят некоторые границы, в результате возникают конфликты. В бытовой ситуации конфликт разрешается в зависимости от уровня воспитания и культуры вступивших в спор людей. Технологии решения различных конфликтных ситуаций сегодня известны лишь специалистам [4, 6].

Публикация «Конфликтологическая компетентность как составляющая успешности профессиональной деятельности педагога» размещена в разделах

Педагог (воспитатель) работающий в дошкольном учреждении как никто другой должен владеть понятием конфликта, знать его типологии и виды, быть компетентным в его разрешении. Прежде всего, необходимо выяснить какие и с кем могут возникнуть конфликты в детском дошкольном учреждении. По мнению исследователей наиболее распространенные участники конфликта в данном учреждении это родители, дети находящиеся посещающие детский сад и непосредственно сами педагоги. Исходя из перечня выше перечисленных участников, мы получаем пять видов конфликта :

1. Воспитатель – родитель, возникает чаще всего по причине не согласия родителей с методами воспитания их «чада», как следствие возникающие сомнения у родителя в компетентности воспитателя.

2. Воспитатель – ребенок, возникает по ряду причин: ребенок отказывается выполнять действия указанные воспитателем, желание возникающее у ребенка обладать чужой вещью.

3. Воспитатель – воспитатель, несогласие одного воспитателя с методами воспитания другого.

4. Родитель – ребенок, отказ ребенка выполнять действия указанные одним из родителей.

5. Ребенок – ребенок, чаще всего возникают из-за обоюдного желания владеть одной игрушкой.

Для того чтобы подобрать способ разрешения конфликта необходимо правильно проанализировать конфликтную ситуацию, знать ее особенности.

Все конфликты имеет свою продолжительность и всегда их протекание подчинено определенной логике[3]. Воспитателю необходимо знать, что в ходе взаимодействия участников конфликта выделяются следующие стадии:

- завязка или нарастание;

- открытое противоборство, называемое инцидентом;

- тот или иной исход, ведущий к завершению конфликта или переходу его на другой уровень (затухание).

В ходе протекания конфликтной ситуации Воспитатель – родитель или воспитатель – воспитатель, необходимо выяснить отношение самих сторон к сложившейся ситуации. В этих целях используется метод "активного слушания" или беседы с конфликтующими сторонами, а также с теми людьми, которые были свидетелями инцидента. Иногда при разборе конфликта трудно определить его объект, так как далеко не всегда его причины лежат на поверхности. Выяснить у сторон, осуществляли ли они попытки самостоятельного решения проблемы. При этом надо заметить, что именно в разработке проблематики конфликта особенно важны гибкие методы.

Наиболее приемлемое решение конфликта это постараться привести конфликтующих к общей цели, доказать выгодность принятого решения пойти друг другу на уступки, проведя в слух анализ причины возникновения конфликта показать несерьезность причины возникновения сложившейся ситуации [3].

Постараться развести конфликтующих в разные стороны, задав им важный требующий безотлагательного решения вопрос. Необходимо не забывать что главное условие решение конфликта это общение.

Конфликт ребенок – ребенок обычно разрешается сам собой, и поэтому к нему надо относиться как к естественным явлениям в детском саду. этап Педагогу без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Задача педагога состоит в том, чтобы привить детям правила общения в социуме, научить ребенка выслушать мнение другого ребенка, учесть при принятии решений пожелания товарища. Более слабый ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям педагога или более сильного ребенка.

Нужно предложить детям самим обдумать выход из сложившегося положения.

В разрешении детских конфликтов педагог (воспитатель) должен обеспечить нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.

Становясь посредником в разрешении разного рода конфликтов, воспитатель должен знать следующие принципы:

1. При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.

2. Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении

3. Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки

4. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному

5. Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл

6. Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

7. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить [1].

Отсутствие конфликтов в детском саду – явление практически фантастическое. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в отношениях как между самими детьми так и взрослыми участниками конфликта, деструктивное – множит обиды и злобу. От того чем закончится конфликт напрямую зависит от умения и практических знаний педагога найти выход из конфликтной ситуации.

Список литературы

1. Баныкина С. В. «Конфликтологическая компетентность педагога», Астрахань. 1999.

2. Вишнякова С. М. Профессиональное образование : Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. 1999.

3. Данакин Н. С., Сперанский В. И., Дятченко Н. Я. «Конфликты и технологии их предупреждения». Белгород. 1994.

4. Дмитриев А. В. «Конфликтология», учебное пособие для студентов вузов, М. 2003.

5. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций М. : Ассоциация авторов и издателей "Тандем", 2000.

6. Степанова Е. И. «Конфликты в современной России». М. 2000.

Публикации по теме:

Готовность педагога к  профессиональной  деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО» «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем.

Отчёт об итогах профессиональной деятельности социального педагога Отчёт об итогах профессиональной деятельности социального педагога за 2013-2015 г. Я, Кожевникова Ольга Николаевна, имею диплом № 10492.

Отчет о профессиональной деятельности воспитателя Отчет о профессиональной деятельности воспитателя. Лакомкина О. В. Профессиональное образование В 2004 закончила обучение в СурГПИ. Направление:.

Разработка вопросов к самоанализу профессиональной деятельности воспитателя за год Самоанализ воспитателя по определению профессиональной деятельности за ___ учебный год 1. Ф. И. О. ___ 2. Образование.

Развитие успешности педагога Выступление на педсовете. «Развитие успешности у педагога» Идея успешности в педагогической деятельности напрямую связана с эффективностью.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Я, Клементьева Н. В., 1967 года рождения, образование средне-педагогическое, окончила АПУ в 1986 году. Квалификация – учитель начальных классов.

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Самоанализ профессиональной деятельности[/url]В аттестационную комиссию Муниципального автономного дошкольного учреждения «Гамовский детский.

Системно-деятельностный подход в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте ФГОС доСистемно-деятельностный подход в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте ФГОС до Мудрец сказал: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай мне сделать самому - и я пойму». Можно с уверенностью сказать, что именно.

Экспертная оценка профессиональной деятельности педагога в рамках аттестации на высшую категорию Результативность профессиональной деятельности воспитателя Малышевой Валентины Васильевны: - Диплом II степени общероссийского конкурса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конфликтологическая компетентность как составляющая успешности профессиональной деятельности педагога
Опубликовано: 7 июля 2016 в 20:26
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конфликтологическая компетентность как составляющая успешности профессиональной деятельности педагога» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мытарева (УИ 739564) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД