Получи документы

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Светлана Федосеева
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Печаталась в сборнике Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, где представлены материалы научных исследований ученых, преподавателей высших и средних учебных заведений, аспирантов, студентов, сотрудников и практикующих специалистов в области экологии и образования.

Сборник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей экологических и биологических специальностей высших учебных заведений, преподавателей учебных заведений среднего, специального и профессионального образования.

Публикация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Научный редактор Н. Н. Назаренко, д-р биол. наук, профессор

ISBN 978-5-906908-92-6

© Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2017.

Писала статью: "ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" страница в сборнике 85.

Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно. З. И. Готфрид

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. Считаю, что начинать нужно с самых маленьких. Ребенок приходит в мир добрым, ласковым, любящим и веселым. Он познает все с великим удовольствием. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

В работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста важно – воспитать защитников природы, дать им экологические знания, научить милосердию, привить им любовь ко всему живому. Кроме того, стремиться сформировать у детей умения и навыки ухода за растениями и животными.

Во-первых, необходимо создать развивающую среду в группе: где дети познакомятся с комнатными растениями, с условиями, необходимыми для их роста и развития, потом сами участвуют в пересадке растений и следят за их произрастанием; все наблюдения отмечаются в календаре, делаются зарисовки. Для обогащения детских знаний разрабатываются дидактические игры и пособия экологического содержания,наборы животных: диких, домашних, птичий двор и природный материал, материал для экспериментирования и т. д.

Подобран и создан развивающий материал: таблицы, картины, географические карты, видео и аудио записи. Совместно с детьми изготовлен альбом о природе и гербарий. На занятии по экологии эффективно использовать прием моделирования в сочетании с ИКТ технологией. С помощью демонстрации модели и ИКТ технологии успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.

Часть пособия для моделирования позаимствована из программы экологического образования детей «Мы». В ней представлены модели эколого-систематических групп (живое, растения, рыбы и т. д.). Также в программе представлен занимательный материал о природе для детей: замысловатые вопросы, головоломки, загадки о природе, подвижные и дидактические игры и т. д.

В процессе образовательной деятельности совместно с детьми созданы разнообразные

макеты: водная среда с её обитателями, зоопарк, лес, времена года, ферма.

Большой интерес у детей вызывает исследования и опыты. Поэтому при работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста эффективно использовать ряд разнообразных опытов: с водой, песком, растениями, природными материалами и камнями, рассматривание насекомых и растений с помощью лупы, что способствует большему интересу детей к познанию природы.

Для данного вида деятельности в уголок природы дети приносили жёлуди, разнообразные семечки от арбуза, дыни, семена подсолнечника, скорлупу грецких орехов и фисташек, ракушки, шишки. Дети совместно с родителями принимали участие в наполняемости данного уголка: осенью собирали и засушивали листья и плоды разных растений, затем сортировали по коробочкам или мешочкам, создавая коллекцию гербария (цветов, кустарников и деревьев). В свободное от занятий время изготавливали из природного материала с использованием бросового материала разнообразные поделки, организовывали выставки.

В группе с помощью родителей организовали мини-библиотеку. В ней собрана разнообразная литература по экологическому направлению, энциклопедии растительного и животного мира для детей дошкольного возраста. Литературу известных детских писателей природоведов – Пришвина, Бианки, которые использую на занятиях и тематических чтениях.

В свободное время с детьми разучиваются стихи о природе известных поэтов –

А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина и других, создаются видео, аудио материалы и поучительные презентации для НОД по экологическому воспитанию, с помощью которых идёт изучение и закрепление пройдённого материала. В своей работе широко используется народный фольклор. Мудрость, заключенная в сказках, потешках, загадках, воспитывает у детей интерес к выразительному слову, учит добру, прививает любовь к родине и родной природе. Дети любят участвовать в постановке экологических спектаклей, которые учат их имитировать животных и птиц, подмечать наиболее характерные особенности. С этой целью собран сборник экологических сказок, который постоянно пополняется. Для обыгрывания экологических сказок родители с удовольствием пополняют театрализованную деятельность (создают ободки, маски, атрибуты и т. д.).

На территории детского сада имеется экологическая оздоровительная тропа, цветочные клумбы, мини сад и беседки для отдыха. Они выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию и широко используются при планировании прогулок, т. к. по периметру расположены деревья и кустарники, разного вида, цветы и разнообразная трава. Всё это позволяет более продуктивно проводить обычные прогулки (знакомить детей с изменениями природы по сезонам, продолжительностью дня, погодой, изменениями в жизни растений и животных, трудом людей). Интересно проводить экологические занятия, различные игры и упражнения, организовать, игры с природным материалом (песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. д. в зависимости от времени года) и одновременно полезно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Прогулки дают возможность ребенку окунуться в естественную природу, увидеть, потрогать, понюхать и т. д.

При организации работы по экологическому воспитанию проводятся экскурсии. Находясь в лесу, парке, на берегу озера, можно одновременно знакомить детей с растениями, животными и с условиями их обитания,что способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Дети познают, что многие растения, которые просто растут в лесу, полезны и лечебны. Дети собирают разнообразный природный материал для последующих работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Одной из актуальных форм работы с детьми считается проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, который направлен на озеленение участка группы, реализация которого осуществляется совместно с детьми и родителями.

Во-вторых , экологическое воспитание не должно ограничиваться рамками детского сада, так как работа с родителями является одной из составных форм работы дошкольного учреждения.

В работе с родителями используются как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).

В родительский уголок помещаются консультации на экологические темы, родители активно участвуют в проведении тематических выставках поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно с детьми.

Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками и помощниками для меня.

Таким образом, навыки и умения детей, полученные от общения с природой, есть те

зерна, орошенные в благодатную почву, которые дадут прочные ростки бережного отношения ко всему живому на Земле. Возможно, это их будущее, а пока они могут кормить птицу, оберегать деревья, заботиться о животных. И если хотя бы у одного-двух воспитанников войдет в привычку забота о природе, они обязательно передадут отношение к окружающему миру друзьям, близким.

Библиографический список

1. Бабаева, Т. И. Методические советы к программе «Детство» [Текст] / Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. – СПб., 2002.

2. Бодраченко, И. В. Дидактические игры по экологии [Текст] / И. В. Бодраченко // Ребенок в детском саду. – 2011. – № 1. – С. 73–74; № 2. – С. 52–53.

3. Воронкевич, О. В. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] / О. В. Воронкевич. – СПб. : «Детство – Пресс», 2012. – 496 с.

4. Кондратьева, Н. Н. «Мы»: Программа экологического образования детей [Текст] / Н. Н. Кондратьева. / Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб., 2003.

5. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения [Текст] / С. Н. Николаева. – М. : Просвещение, 2002.

6. Строкова, О. Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. Н. Строкова // Дошкольное

воспитание. – 2014. – № 10. – С. 25–28.

Публикации по теме:

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста". Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными.

Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Выбор темы по экологическому воспитанию был не случаен. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне.

Презентация–анализ «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Презентация –анализ на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».Главная цель экологического воспитания – формирование.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, и песню кузнечика, журчание весеннего ручья, и звон серебряных колокольчиков в бездонном.

Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Работа по ознакомлению с природой в нашем детском саду. Ознакомление с природой,очень важный раздел в познавательном развитии. В нашем дошкольном.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в семье «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Сухомлинский В. А. [5] Семья была, есть и будет важнейшей средой.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания. Человек - единственный биологический вид.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 19:27
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД