Духовно-нравственное развитие детей с ЗПР

Валерия Солосенкова
Духовно-нравственное развитие детей с ЗПР

Духовно-нравственное развитие детей с ЗПР

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

- недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

- семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами не уменьшается.

Задача духовно-нравственного развития детей с ЗПР является одной из наиболее важных задач коррекционного обучения и воспитания, так как социальная адаптация ребенка в обществе во многом связана с усвоением социальных норм поведения. Успешность формирования нравственных качеств зависит от уровня эмоционально-личностного и познавательного развития, сформированности адекватных представлений об окружающем мире и социальных отношениях. Исследователи отмечают, что у детей с ЗПР сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер.

Дети не видят главных признаков «хороших и плохих» поступков. Они редко могут договариться между собой, почти не проявляют чувств товарищества и взаимопомощи. Все это говорит о низком уровне развития коммуникативных навыков и социализации детей с задержкой психического развития.

Также у детей с ЗПР недостаточно сформирована способность к эстетическому восприятию окружающего мира. Они мало замечают красоту окружающей природы, не проявляют выраженной заинтересованности при восприятии музыкальных, литературных и художественных произведений. Эти особенности обусловлены недостатками внимания, восприятия, мышления и эмоционального развития.

Поэтому работа педагогов ДОУ должна быть нацелена на создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих формировать у детей с ЗПР умения ориентироваться в социальной среде, формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать, формирование духовно-нравственных качеств личности.

С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство любви к Родине, интернациональные чувства.

С самого рождения дети с нарушениями развития имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. Наблюдаются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживаниями страха, тревоги, неполноценности, психологической и физической боли. Это усугубляет оторванность ребенка от окружающего мира и впоследствии может проявиться в девиантности поведения, в усилении соматических заболеваний и психосоциальных отклонений.

Поведение дошкольников с ЗПР не соответствует возрасту и характеризуется такими специфическими особенностями, как выраженная зависимость проявления моральных норм от внешнего контроля, от условий ситуации; размытость нравственных норм; видение окружающих сверстников как людей, способных в основном на аморальное поведение; становление нравственности в сторону ее прагматичности.

В силу ослабленного психического и эмоционально-волевого развития (инфантилизма, неразвитости процессов самоконтроля, саморегуляции, а также несбалансированности процессов возбуждения и торможения дети с ЗПР, как правило, прибегают к более доступным, то есть девиантным формам взаимодействия с окружающей действительностью (это конфликты, обман, воровство, бродяжничество). Это, в свою очередь, приводит к тому, что они стремятся подчиняться влиянию взрослых правонарушителей. Соответственно, подобное поведение будет негативно сказываться на формировании положительных сторон личности, на совершенствовании собственного «Я» ребенка и на развитии нравственного идеала, а также нравственных чувств.

Успешность формирования нравственных качеств зависит от уровня эмоционально-личностного и познавательного развития, сформированности адекватных представлений об окружающем мире и социальных отношениях. При любом направлении работы с детьми, имеющими задержку психического развития, не стоит забывать, что этот затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для развития всех сфер личности, в том числе и нравственной сферы, и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.

Помощь ребенку с отклонениями в развитии – это не только лечение и работа специалистов (педагога-дефектолога, логопеда, методиста лечебной физкультуры, психолога, но это, прежде всего, огромный повседневный труд родителей, освященный их любовью и проводимый на основе приобретенных специальных знаний.

Литература:

1. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выгосткий. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.

2. Деревянкина, Н. А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие /Н. А. Деревянкина. - Ярославль, 2003

3. Козловская, Н. А. Формирование нравственных чувств как детерминант развития психологически здоровой личности младшего школьника [Текст] / Н. А. Козловская, И. С. Морозова // Интеграция образования. – 2007. – № 3/4. – С. 182–187.

4. Мельникова Н. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника [Текст]: дис. на соиск. ученой степ. доктора психологических наук / Мельникова Нина Васильневна. - Курган., 2009.- 352с

5. Чекина, Е. В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние [Текст] / Е. В. Чекина. – Гродно: ГрГУ, 2008. –119 с.

6. Якобсон С. Г., Щур В. Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм [Текст]: Психологические проблемы нравственного воспитания детей / Под ред. Ф. Т. Михайлова, И. В. Дубровиной, С. Г. Якобсон. М., 1977. с. 59—108.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие обучающихся в организациях дополнительного образования в условиях реализации ФГОС «Духовно-нравственное развитие обучающихся в организациях дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» Малкина Ольга.

Духовно-нравственное развитие детей раннего возраста Формирование духовно-нравственных норм эффективно и необходимо начинать с самого раннего детства. Нравственное воспитание в раннем дошкольном.

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится.

Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами краеведческого материалаДуховно-нравственное развитие дошкольников средствами краеведческого материала Использование материала мини-музея в ДОО в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Здесь Родины моей начало» В современной России.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности (из опыта работы Центра детского творчества «Шанс») Проект «Доброе сердце» (цикл тематических мероприятий) "Добру, как и всему подлинно прекрасному, надо учить вовремя". Н. Думбадзе Проблему.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. .

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста В настоящее время в России происходят кардинальные преобразования в системе.

Фотоотчет «Духовно-нравственное развитие детей через приобщение к истории Красноярского края на основе традиций казачества»Фотоотчет «Духовно-нравственное развитие детей через приобщение к истории Красноярского края на основе традиций казачества» Наша группа принимала участие в реализации проекта «Духовно-нравственное развитие детей через приобщение к истории Красноярского края.

Конференция «Духовно-нравственное образование и развитие как основа воспитания гражданина и патриота» г. ВладивостокКонференция «Духовно-нравственное образование и развитие как основа воспитания гражданина и патриота» г. Владивосток В сентябре 2016 года я посетила всероссийскую научно-практическую конференцию "ДУХОВНО -НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ.

Тетрадь по самообразованию «Влияние художественной литературы о природе на духовно-нравственное развитие ребёнка» .

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Духовно-нравственное развитие детей с ЗПР
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 23:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методический материал к тематическому Дню «3 января — День русской матрёшки»
Планирование тематических дней в ДОУ занимает немалую часть в работе воспитателя: придумывание и продумывание тем, подбор познавательной и художественной...
Консультация для родителей «О пользе пазлов для ребенка»
Полноценное развитие детей невозможно без игр. Поэтому задача взрослых подобрать подходящие игрушки для своего ребенка. Они должны помогать ему,...
Сценарий новогоднего утренника для дошкольников с ОВЗ «Зимняя сказка»
2019 Под музыку дети входят в зал Хоровод «Маленькой елочке холодно зимой» ( с видео) МП4 Ведущий: Мы начинаем детский бал, веселый, шумный...
Мастер-класс «Кукла-мотанка» для средней группы
Мастер Класс «Кукла-мотанка» Цель: научить детей делать тряпичную куклу-мотанку. Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения кукол....
Фотоотчет с выставки «Ёлочка –колкая иголочка»
Традиционно в декабре в нашем детском саду прошел конкурс «Альтернативная ёлочка» Цель конкурса - пропаганда экологической культуры и бережного...