Елена Клыга
Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Клыга Е. Б., магистрант, Нижегородский
государственный педагогический университет
им. К. Минина,воспитатель МДОУ№434 "Родничок"
Что мы Родиной зовем
Дом, в котором мы живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Публикация «Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Чрезвычайно важным является мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. У ребенка в этот период начинает происходить формирование духовно - нравственной основы личности, мышления, эмоций, чувств, происходит процесс осознания себя в окружающем мире.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. В период дошкольного возраста дети способны уже руководствоваться высокими социальными мотивами и испытывать благородные чувства.
Воспитание чувства патриотизма - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу, району, стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного города с Родиной в целом.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание любви к вековым корням. Согласно программным документам, ДОО должны перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, разнообразить формы педагогической работы, выйти за пределы своей организации и стать открытой системой.
Древние мыслители (Платон, Аристотель) писали, что путь к нравственности лежит только через освоение культуры своего народа.
Великий воспитатель В. А. Сухомлинский утверждал, чтобы в сердце и памяти ребенка навсегда сохранились образы Родины, ребенок должен чувствовать всю красоту своей Родины и восторгаться ею [3].
Родина начинается с любви к своей земле, на которой родился и живешь. Однако мало любить родную землю, необходимо знать ее историю и культуру. Без этого немыслимо полноценное патриотическое воспитание.
Не менее значимым средством патриотического воспитания служит искусство региона, с помощью которого можно наглядно и конкретно познакомить с родным городом и окрестностями. Например, ознакомление детей с архитектурой, постройками зарождает уважение и труду.
Любовь к малой родине воспитывается и при ознакомлении с символами города: гербом, флагом, гимном.
Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно - образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
В настоящее время идет поиск наиболее эффективных средств патриотического воспитания детей. Одной из современных технологий является проектная деятельность дошкольников.
Проектирование как метод работы в детском саду появился сравнительно недавно и успешно развивается. Известно, что дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
Проектная деятельность дает возможность воспитывать "деятеля", а не "исполнителя", развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Это позволит ребенку "прожить" тему в разных видах деятельности, усвоить большой объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Проектный метод, используемый в патриотическом воспитании, предполагает развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность творческое воображение умение планировать [2].
За основу внедрения проектной деятельности в процесс патриотического воспитания нами использовалась "технология проектной деятельности по ознакомлению с окружающим миром" Н. Г. Комратовой [1].
Проект "Любимый Павлово - на Оке"
Цель: воспитание у дошкольников патриотических чувств в процессе ознакомления с историей, культурой, природой любимого города.
Задачи:
- дать элементарные сведения об истории города Павлово, о природе, населении;
- познакомить детей с людьми, прославившими родной город;
- развить любознательность, наблюдательность;
- формировать эстетическое восприятие окружающего мира, чувства уважения к культуре, труду, традициям горожан;
- формировать умение отражать впечатления в разнообразной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- освоение детьми доступных знаний об истории города Павлова, его культуре, природе, традициях;
- приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми;
- создание условий для воспитания гражданственности и патриотических чувств у дошкольников.
Перспективный план реализации проекта.
1. Подготовительный
Сентябрь. Родительское собрание "участвуем в проекте Моя малая Родина - город Павлово".
- распределение тем для исследования;
- сбор информации об истории города.
2. Работа над проектом
В течение учебного года. Экскурсии по улицам, по районам, ближайшему окружению.
Цель: сформировать представление у детей об истории, культуре, природе ближайшего окружения, чувство гордости и любви к малой Родине.
Октябрь. "Знакомство с районами города Павлова".
Цель: закрепить представление детей о районах (истории возникновения, достопримечательности, промышленности и т. д.) Воспитание чувства привязанности, любви к родному дому, району.
Ноябрь. "Путешествие по городу Павлово".
Цель: продолжить знакомство с районами, с ближайшим окружением: площадь Сенная (памятник комнатному лимону, фонтан, памятник гусиным боям, памятник кузнецу, Базарная площадь (памятник Павлу перевозчику, набережная (герб города Павлова, улицами, на которых живут дети. Чтение специальной литературы исторического характера.
Декабрь. Беседа о людях, прославивших нижегородский край, районы города.
Цель: познакомить с постройками на улицах города, в которых принимали участие знаменитые люди.
Январь. Экскурсия в "Павловский исторический музей", музей автобусов, городской выставочный зал.
Цель: знакомство с историческим музеем, вызвать интерес к экспонатам музея (самый большой замок в мире, подкованная блоха).
Февраль. "Павловские промыслы"
Цель: закрепить знание о Павловских промыслах (магазин ножей).
Март. Места отдыха павловчан.
Цель: продолжить знакомить детей с местами отдыха города Павлово парковой зоной (парк Ждановский, парк Дальняя круча, набережная, с особенностями их ландшафта. Расширять представления о водных просторах города (река Ока, озера, о водном транспорте).
Апрель. Знакомство с промышленностью города
Цель: развивать интерес к труду взрослых, связанных с промышленным производством.
Май. Закрепить умение рассказывать о профессиях на предприятиях нашего города. Участие города Павлово в ВОВ
Цель: познакомить с памятниками героям ВОВ в городе Павлово (Аллея Славы, обелиск памяти павловчан, памятник мужеству и отваге, минометная установка "Катюша", братское кладбище). Дать детям знания о том, как люди чтут память о героях - защитниках нашей Родины. Чтение адаптированных рассказов о героях ВОВ.
3. Обобщающий этап (заключение)
Мероприятия по реализации проекта
1. Совместная с родителями деятельность по поиску информации.
2. Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
3. Познавательная беседа "Красивые места города".
4. Знатоки города Павлово - "Игра викторина".
5. Тематический праздник "История родного города".
6. Игра - соревнование "Перетягивание каната".
7. Литературно - музыкальный вечер "Я люблю свой город Павлово".
Цель: Обобщить знания детей о городе Павлово.
Презентация проекта "Моя малая Родина - город Павлово.
Список литературы:
1. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 6 - 7 лет : Методическое пособие / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.
2. Леонова, Н. Н. Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников : целевой творческий практико-ориентированный проект / авт. - сост. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. - Изд. 2-е, перераб. - Волгоград: Учитель, 2016. - 104 с.
3. Тимофеева, Л. О. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края: программа, конспекты занятий / Л. О. Тимофеева, Н. Н. Волохова, Т. В. Тимофеева и др. - Волгоград: Учитель, 2016. - 173 с.