Оксана Лосянская
Адаптация ребенка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из серьёзных проблем, с которой сталкиваются педагоги – воспитатели и родители, является эффективная адаптация ребенка к новым условиям и непривычному окружению. Когда ребенок начинает посещать детский сад его круг общения значительно расширяется, у него появляются новые эмоциональные, познавательные и социальные контакты. И здесь очень важно обеспечить комфортный для ребенка процесс вхождения в новую социальную среду, так как именно в раннем возрасте у ребенка закладывается база психоэмоциональных и социальных реакций на непривычную для него окружающую среду. Если процесс адаптации будет правильно организован, то в дальнейшем он сможет достаточно легко налаживать контакты в учебных и трудовых коллективах, иначе говоря, процесс адаптации напрямую воздействует на возможность эффективной социализации ребенка [1].
Публикация «Адаптация ребенка в детском саду» размещена в разделах
Под адаптацией в современной научной литературе понимают процесс привыкания или приспособления организма к новой обстановке. Изучением и анализом проблем и вопросов адаптации в отечественной психологии занимались такие ученые как Г. М. Андреева, М. И. Лисина А. А. Бодалев, Ф. Б. Березин, Л. И. Божович, и др. Исследование типов адаптации приведены в научных трудах Белкиной В. Н., Вавиловой Н. Д., Гурова В. Н., Жердевой Е. В., Заводчиковой О. Г., Кирюхиной Н. В., Теплюк С. Н., Тонковой-Ямпольской Р. В. Эти ученые занимались изучением раскрытия факторов, которые оказывают влияние на характер и продолжительность периода адаптации детей. Ими же был предложен перечень мер, в первую очередь, для родителей, а также педагогов - воспитателей в области подготовки ребенка к поступлению в детский сад и разработаны рекомендации по организации процесса адаптации в дошкольном учреждении [2].
На наш взгляд, для сокращения периода адаптации ребенка при его поступлении в ДОУ необходимо осуществить следующие действия (с учетом рекомендаций ученых и специалистов) :
1. создать такую эмоциональную атмосферу в группе, чтобы воспитанник не ощущал психологического дискомфорта при общении со сверстниками и получал нужную ему психоэмоциональную поддержку со стороны педагога;
2. Проводить работу с родителями по обеспечению поддержки ребенка в адаптационный период, используя для этого, в том числе, и возможности современных ИКТ, например, поддерживая постоянные контакты посредством социальных сетей в интернете.
3. Организовать оптимальную игровую деятельность, которая обеспечила бы формирование комфортных для воспитанника социальных взаимодействий с детьми («ребенок - ребенок») и взрослыми («ребенок - воспитатель») [3].
Реализация данных рекомендаций позволит, по нашему мнению, сократить продолжительность адаптационного периода и снизит уровень стресса, который испытывает каждый ребенок при поступлении в детский сад.
Литература
1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. С. 49-53.
2. Жукова Т. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада // https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/ library/2012/11/07/ adaptatsiya-detey-rannego-vozrasta-k-usloviyam-detskogo [Электронный ресурс]
3. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: сборник / сост. А. С. Русаков. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011. – 125 с.