Любовь Аунинг
Ценностные ориентиры современного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитывает всё - люди, вещи, но прежде всего
и дольше всего - люди. Из них на первом месте
родители и педагоги".
А. Макаренко
Педагог - одна из самых удивительных и сложных профессий в наш век новых технологий и инноваций, которая требует постоянного самосовершенствования, толерантности, умения повести за собой тех, кто нуждается в психологической и педагогической помощи. А, это прежде всего будут родители воспитанников. Они то и представляют социальных заказчиков образовательных услуг, которые часто не обладают глубокими знаниями в области педагогики. Таким образом, в совместном союзе педагоги и родители, законные представители, будут участниками образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС в настоящем и будущем времени. Что и хотелось бы воплотить в реальность. Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены прежде всего на улучшение его качества, так как это образование признано начальной ступенью в дальнейшем обучении. Положительный результат будет достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всём протяжении дошкольного детства ребёнка.
Публикация «Ценностные ориентиры современного образования» размещена в разделах
Телевидение и интернет стали главными поставщиками информации, отчего меняется структура познания человеком окружающего мира. В киберпространстве не предъявляются серьезные требования к умственной деятельности. Информация в медиамире передается посредством визуальных образов, активно замещающих собой слово, текст, что нельзя не учитывать в образовательной деятельности. Интернет-революция разрушает иерархическую систему знаний, приводит к обеднению форм поведения. За современным обществом прочно закрепилось название информационного общества, или общества массового потребления информации, эпохи массовых коммуникаций, средств массовой информации, массмедиа, а отсюда и массовой культуры, массовой литературы. Иной становится и потребитель информации – это массовый потребитель с развивающимся клиповым мышлением, восприятие которого лишается особого настроя на воспринимаемое, целостности, эмоционального проживания, сакрального погружения. В связи с изменением информационного пространства, окружающего современного учащегося, информационная парадигма в образовании выступает на первый план.
Образование не может остаться в стороне от этих процессов. Естественно, происходят изменения и в представлениях о целях, образования и путях их реализации. От признания необходимости знаний, умений и навыков, как основных итогов образования, пришло понимание обучения, как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности занять активную жизненную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать в группе, быть готовым к переучиванию, быстром реагировании к требованиям современного рынка труда. Ценностные ориентиры современного конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы и отражают следующие целевые установки системы общего образования.
Задачи современного образования :
• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
• чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
• восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
• доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
• уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
• принятия и уважения ценностей семьи и общества, детского сада, школы, коллектива и стремления следовать им;
• ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
• формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря к знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию :
• развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
• формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
• формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
• развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
• формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
• формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей».
Регулятивной идеей, в логике изложения Р. Н. Бунеева, «при создании образовательной системы нового поколения является идея о конструктивности нравственности, которая обеспечивает взаимопонимание между разными людьми, в том числе и между воспитателем и ребенком на пути их восхождения к культуре. В этой идее, - подчеркивает автор, высвечивается значение «золотого правила» нравственности в статусе ценности, становящейся критерием оценивания того, действительно ли происходит стабилизация человеческого сообщества и утверждается самоценность человека». С точки зрения И. Л. Зеленковой, в образовательной системе должен быть целевой блок, в котором центральное место принадлежит «регулятивной идее», какой является стабилизация человеческого сообщества и утверждение самоценности человека, которая «описывается этически
«Сопряжение деонтологического и аксиологического в рамках реализации образовательной системы, - согласно Р. Н. Бунееву, - достигается, во-первых, за счет целенаправленно созданных или спонтанно возникающих ситуаций морального выбора (это и ситуации-секунды, требующие реализации золотых правил нравственности, - Н. Е. Щуркова, это и информация наведения на идею, и информация наведения на мысль - Г. С. Сухобская, это и теоретическое, логическое и эмпирическое доказательности моральных норм и принципов - А. В. Зосимовский). Во-вторых, за счет использования диалоговых форм работы учащихся, как в процессе обучения, так и в процессе воспитания (это и убеждающее воздействие - Ю. Н. Кулюткин, это и дискуссии, и ролевые игры и т. д. с целью воссоздания процесса совместных решений, разработки проектов.
А. С. Макаренко считал необходимым воспитывать у детей совесть, как средство ориентира и самоконтроля. В связи с этим он отмечал: «. легко научить ребенка совершать правильно и думать правильно в моем присутствии, в присутствии коллектива, а вот научить его совершать правильно, когда никто не слышит, не видит и ничего не узнает, - это очень трудно»)