Приложение МААМ

Методическая разработка занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что мы знаем о наших ушах»

Ольга Шевченко
Методическая разработка занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что мы знаем о наших ушах»
▼ Скачать + Заказать документы

Статья.

Психолого-педагогические основы формирования исследовательской деятельности на основе здоровьесберегающих образовательных технологий, способствующих формированию начальных представлений о здоровом безопасном образе жизни у старших дошкольников на примере интегрированной непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Что мы знаем о наших ушах»

Публикация «Методическая разработка занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Что мы знаем о наших ушах“» размещена в разделах

«Детская исследовательская деятельность по освоению окружающего мира - это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования»[33].

Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческой активности личности рассматривалась, и изучалось многими исследователями.

«XIX в. А. Я. Герд, М. М. Стасюлевич, Армстронг, Т. Гексли выдвигали теорию о том, что исследовательская деятельность способствует формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности, создание атмосферы увлеченности учением, доставление радости детям от самостоятельного поиска и развития»[15].

По мнению, Овида Декроли, «исследовательская деятельность определяется инстинктами, а сущность педагогического процесса состоит в удовлетворении исследовательской деятельности побуждаемую инстинктами. Рассматривал исследовательскую деятельность как рычаг активности детей»[15].

«Джон Дьюи рассматривал исследовательскую деятельность как особый вид детской деятельности в контексте «что-нибудь делать». Связывал исследовательскую деятельность с инстинктами, присущими ребенку от природы»[60].

«В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Д. И. Писарев - исследовательская деятельность как стимул не только познавательной, но и социальной активности растущего поколения. Исследовательская деятельность должна проявляется не только к положительным, ярким сторонам жизни, но и к сложным социальным вопросам»[60].

«Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов рассматривали исследовательскую деятельность - как познавательное отношение к миру, основанное на потребностях»[60].

Представители педагогики и психологии XX века обращаются к личностным особенностям ребенка, конкретизируют этапы его развития в соответствии с биогенетическими законами. Отмечают, что стремление ребенка к развитию лежит в его природе. Организм существует, приспосабливаясь к окружающей среде, и это его неотъемлемое свойство. В этот период были заложены предпосылки изучения проблемы познавательной деятельности как стимула умственной активности. Анализ исторического наследия ученых показывает, что в представлении идеи развития ребенка соотносились с понятием педагогического процесса, совершенствующего детские возможности и накопление индивидуального опыта в деятельности.

Таким образом, различные по глубине и значению мысли ученых XVII - XX вв. заложили основу системного изучения развития исследовательской деятельности у детей и ее использование в педагогическом процессе.

Любое проявление исследовательской деятельности связано с его познавательной стороной, но не любую познавательную деятельность можно назвать исследовательской. Стадии развития исследовательской деятельности :

- любопытство - элементарная стадия избирательного отношения к любому предмету, обусловленная чисто внешними, часто внезапно открывающими субъекту сторонами и обстоятельствами; на стадии любопытства субъект довольствуется только первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения исследовательской деятельности служит обычно его первотолчком;

- любознательность - как ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии исследовательской деятельности, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью; сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок;

- собственно исследовательская деятельность - характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают исследовательские мотивы. Исследовательская деятельность содействует проникновению личности в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.

Таким образом, мысли, эмоции, воля и творчество - в совокупности составляют основу исследовательской деятельности. Наличие всего многообразия процессов, включенных в исследовательскую деятельность, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития.

Дошкольный возраст - это период не только интенсивного физического роста, накопления психических новообразований, освоение социального пространства, но и рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, происходящей в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка с взрослым и сверстниками. Значимым для нашего исследования является выделение Н. Н. Поддъяковым[46] специального вида детского экспериментирования - социальное экспериментирование, в ходе которого «дети осознано или неосознанно «опробуют» на взрослых или сверстниках различные формы своего поведения в поисках наиболее приемлемых его вариантов. Таким способом ребенок глубже познает себя и других людей»

Это позволяет нам уже на этом этапе исследования предположить, что одним из эффективных средств развития исследовательской деятельности в совместной деятельности будет специально смоделированный, целенаправленный и педагогически организованный процесс перехода от любознательности дошкольника к исследовательской деятельности, от его развития к саморазвитию на основе рефлексии и субъект - субъектного взаимодействия взрослого и ребенка. В связи с этим, предлагаем ознакомится с вариантом взаимодействия педагога и детей в познавательно-исследовательской деятельности в рамках непрерывной образовательной деятельности.

Интегрированная непрерывная образовательная деятельность по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Тайна нашего слуха в мире звуков»

Цель: Активизировать знания детей о роли слуха для ориентирования в окружающей действительности, познакомить с причинами нарушения органа слуха. Дать рекомендации по предупреждению нарушения слуха и его тренировки. Активизировать внимание и слуховую память.

Задачи:

Формировать представление о здоровье его ценности, о мерах профилактики и охраны здоровья.

Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций, обращаться за помощью к взрослым в случае их возникновения.

Формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия

Воспитывать культуру поведения.

Интеграция с другими образовательными областями.

Социально-коммуникативное развитие.

• Углублять представление о себе, о своем организме, назначении органа слуха и условиях их нормального функционирования.

• Дать представление детям о том, что в мире есть слабослышащие и глухие люди.

Познакомить с профессиями отоларинголога и сурдопереводчика.

Познавательное развитие.

• Развивать у детей интерес к природе к животному миру.

• Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между человеком и окружающим его миром.

• Развивать самостоятельность в процессе познавательной деятельности.

• Совершенствовать умение определять пространственные отношения.

Речевое развитие.

• Учить различать неречевые звуки и запоминать. Развивать внимание и слуховую память.

• Совершенствовать умение вести диалог.

• Совершенствовать умение грамотно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства в речи.

• Обогащать словарный запас, используя тему.

• Воспитывать культуру речевого общения.

Физическое развитие.

Развивать у детей физические качества : быстроту, координацию.

• Учить детей контролировать и оценивать свои движения и движения товарищей.

Оснащение : музыкальный центр, мимио, интерактивная доска, музыкальные инструменты (треугольник, бубенцы, колокольчик, маракасы), оборудование для опытов (емкость с водой, цветные камешки, перышки, коробка, обтянутая пленкой), диагностический коррекционно-развивающий комплекс «Песочная терапия», накидки, уши, повязки для глаз, белый халат и шапочка доктора, игрушка большая меховая Альф, предметы для ассоциации : ракушка, барабан, молоточек, наковальня, телефон, звуковой ящик с карточками со словами, набор животных из пластмассы.

Ход образовательной деятельности

Организационная часть.

В зал входят дети, приветствуют присутствующих.

Раздается громкий звук. Появляется инопланетянин.

Воспитатель. Это Альф с планеты Сириус (дети приветствуют Альфа). Он впервые на нашей планете и его очень поразили, удивили звуки нашей планеты. Там в космосе было так тихо, да и на его планете все совсем не так. Альф не умеет говорить, но умеет слышать по-другому. Он исследователь, поэтому ему интересно как общаются жители земли, как слышат и какие звуки живут на голубой планете Земля.

Ребята, мы сможем рассказать Альфу о звуках нашей планеты Земля и о том, как мы с вами слышим и воспринимаем звуки?

Основная часть.

Воспитатель. Давайте разберемся, что такое звук? Приходилось ли вам бросать в воду камешки? При падении в воду на поверхности воды образуются круглые волны. Круги увеличиваются, разбегаются в разные стороны и исчезают. Выбирайте камешки, будем вспоминать.

Опыт №1. (таз с водой и цветные камешки). Дети проводят опыт, наблюдают, констатируют результаты опыта.

Воспитатель. Ребята, звук это волны только воздушные и поэтому мы их с вами не видим, зато слышим. Вот в космосе нет воздуха, поэтому там не слышно звуков. Возьмите и подуйте на разноцветные перышки, что вы видите?

На интерактивной доске появляются появляются стрелки.

Воспитатель. Представьте, что эти стрелки звуки. Сможете сосчитать, сколько стрелок полетело влево, вправо, вверх и вниз?

Дети считают количество стрелок в каждом направлении, дают ответы, сверяют их с ответами Альфа.

Воспитатель. Удивителен мир звуков окружающих нас. Почти все звуки в природе называются шумом. ребята, расскажите Альфу, какие звуки в природе вы слышали? (дети дают ответы). Друзья, предлагаю вам послушать звуки и догадаться, что это.

Дети садятся перед интерактивной доской, прослушивают и называют звуки.

Воспитатель. Молодцы ребята, у вас отличный слух! Как хорошо слышать! Альф, какой звук тебе понравился больше всех? Ребята, а у вас есть любимые звуки, если есть то какие?

Дети называют любимые звуки.

Воспитатель. Приглашаю вас на физминутку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Станем звуки мы считать.

Раз – запели соловьи,

Два – на ветке жук жужжит,

Над ромашками кружит.

Слушать звуки я спешу.

Три – гремит, гремит гроза.

От страха я закрыл глаза.

Очень громкая гроза.

А четыре, а четыре пес проснулся в моей квартире.

Гав – уши щенка веселый нрав,

Пять люблю я мамин голос!

Звуки разные нужны, Звуки разные важны.

Воспитатель. Посмотрите ребята, что – то там Альф нашел? Кто это тут прячется (в руках у воспитателя лупа, дети подходят к песочнице. по ушам узнают испуганных прибытием Альфа животных).

Дети берут из песочницы животного и представляют каждый свое сообщение.

Волк улавливает звук за 50 метров от источника, а человек слышит шаги за 5 метров от себя.

Лисица зимой находит добычу под толстым слоем снега по их шуршанию. Говорят, лиса мышкует. Она различает звуки, которые человеческое ухо не воспринимает.

Отличным слухом обладают ежи. Ни одно насекомое не проползет мимо, незамеченным. Этот колючий зверек слышит даже, как сидящая на ветке улитка выпускает рожки.

У слонов не очень хорошее зрение, зато отличный слух, уши им еще и веер.

У кошек и собак интересные подвижные уши, они поворачиваются к источнику звука и слышат звуки на большом расстоянии.

У кузнечиков «слуховой аппарат» находится на передних лапках. Волоски на лапках, как антенки улавливают все звуки вокруг. Кузнечик в 2 раза лучше слышит, чем человек.

Воспитатель. Спасибо, молодцы, очень интересные сообщения. Ребята, чемпионами слуха являются те животные, для которых он самый важный. Самый чувствительный слух у дельфинов, китов и у летучих мышей, некоторые виды так и называются ушаны из-за размеров их ушей. Они используют эхолокацию для ориентирования в пространстве и поиска пищи. предлагаю поиграть в игру «Летучие мыши».

Воспитатель. Ребята, давайте сделаем вывод : для чего животным нужен хороший слух?

Дети делают выводы ( например: острый слух помогает животным найти пищу, спастись от врагов, найти маму, ориентироваться в пространстве, выжить в природе).

На интерактивной доске появляется плакат «Строение уха»

Воспитатель. Ребята, посмотрите у нашего гостя совсем не такие уши как у нас с вами, нас приглашает доктор наук Дим на лекцию для любознательных «Как мы слышим или наш орган чувств – слух».

Доктор Дим (роль выполняет ребенок). Посмотрите и послушайте. Наше ухо состоит из трех отделов: внешнее ухо - ушная раковина собирает звуки и передает их в слуховой канал. Два уха работают вместе, ведь звуки к нам несутся со всех сторон. На границе между наружным и средним ухом натянута очень тонкая, но упругая и эластичная перепонка (барабанная). Это действует примерно так ( опыт показывает воспитатель: натянутая на коробку пленка вибрирует под воздействием звука). Во втором отделе, в среднем ухе находится три очень важных косточки: молоточек, наковальня, стремечко и специальная труба, соединяющая среднее ухо с носоглоткой через нос поступает воздух, чтобы лучше слышать. (Проводится опыт).

Во внутреннем ухе находиться очень сложный организм, по внешнему виду напоминающий улитку. Он получает сигналы и молнеиносно передает их в мозг по тысячам дорожкам. После этого мы слышим звук. После этого мы слышим звук. Звенит звонок вы, что делаете?

(Примеры детей).

Воспитатель. А еще наш орган слуха отвечает за равновесие. Проверим ваше равновесие. (Детям предлагается сделать ласточку, постоять на левой ноге потом на правой).

Вам это замечательно удалось выполнить! А теперь поиграем, проверим ваш слух. (Проводится игра «Угадай музыкальный инструмент»).

Вы замечательно слышите, а есть люди, которые плохо слышат, как наш гость Альф или совсем не слышат. Им помогаю в общении сурдопереводчики. Им сложно в этом мире и мы с вами должны им помогать. Общаясь с глухим или слабослышащим, нельзя отворачиваться и прикрывать рот. Как думаете почему? (Ответы детей).

Познакомьтесь с жестами, которые могут передавать целые слова такие как:

МИР, ЛЮБОВЬ, ЗДРАВСТВУЙТЕ, СПАСИБО, ИЗВИТИТЕ, ДО СВИДАНИЯ.

Скажите, что делать, если мы стали плохо слышать? (Ответы детей). Правильно нужно обратиться к врачу. А кто знает к какому?

Дети. К лору.

Воспитатель. К отоларингологу. Ребята, чтобы вам не пришлось лечить уши и чтобы ушки ваши были здоровы, нужно знать следующие правила.

(На интерактивной доске сюжеты с проблемными ситуациями. Дети рассматривают их и дают правильные ответы).

Мальчик и девочка играют с мелкими предметами, пытаются что-то вставить в ухо.

Ребята пошли на прогулку в холодное время года и не одели шапки.

Звучит громкая музыка.

Ребенок слушает музыку в наушниках.

Ребята кричат, а не спокойно разговаривают.

Дети купаются, моются, в уши попадает вода.

Воспитатель. Ребята, вы замечали, что в ушах скапливается сера. Она выполняет защитную функцию. На ней задерживается пыль и микробы. Если вы плохо стали слышать, значит необходимо обратиться к взрослым и отправиться к врачу. Уши надо беречь.

А теперь мы с вами будем учиться делать массаж и Альфа научим, чтобы не болеть, да уши сберечь. Массаж этих точек полезен в частности для улучшения работы органов дыхания и защиты организма от простудных заболеваний.

Упражнения выполняют под музыку. Воспитатель делает показ на Альфе.

«Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает х вперед. Сначала мизинцем, а потом всеми пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

«Потянем ушки»

Ребенок захватывает кончиками больших указательных пальцев, обе мочки ушей и с силой тянет вниз, а затем отпускает.

«Погреем ушки»

Захватываем пальцами указательным и средним с одной стороны уха, а с другой большим и пробегаем от мочки вверх и повторяем несколько раз.

Воспитатель. Понравился вам массаж. Желаю вам быть здоровыми и веселыми.

Заключительная часть

Воспитатель. Думаю, вы будете серьезно относиться к своему слуху, будете беречь свои уши.

Вносится звуковой ящик со словами (улитка, труба, барабан, ветер, волна, нос), дети по одному вынимают из ящика карточку, читают и объясняют как эти слова связаны со звуком и слухом.

Нашему гостю пора возвращаться домой. Ребята, давайте попрощаемся с нашим гостем и подарим ему добрые слова и звонкий колокольчик.

Дети прощаются с Альфом жестами : МИР, ЛЮБОВЬ, ДО СВИДАНИЯ.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Что мы знаем о воде?» Проект «Что мы знаем о воде?» Проблема: А достаточно ли дети знают о воде и ее свойствах? Актуальность: Мир детей – это удивительный мир.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Что мы знаем о воде» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №162 города Тюмени КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительного к школе возраста «Что мы знаем о воде?» Конспект интегрированной НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительного к школе возраста «Что мы знаем о воде?».

Методическая разработка Непосредственно образовательной деятельности (познавательно — исследовательская деятельность) Тема недели: «Международный день театра» Тема деятельности: «Домик для Лунтика» Задачи для педагога: Обучающие Закрепить.

Методическая разработка занятия по экспериментированию «Что лучше: ткань или бумага» (младшая группа) Самое лучшее открытие – то, которое, ребенок делает сам. Ральф У. Эмерсо Актуальность Наряду с игрой, экспериментирование является ведущим.

Методическая разработка познавательно-развлекательной программы «Театр + мы» Цель: Создание условий для самореализации и самораскрытия творческого потенциала учащихся и их родителей Задачи: - Способствовать развитию.

Методическая разработка занятия с элементами театрализованной деятельности «Путешествие колобка»Методическая разработка занятия с элементами театрализованной деятельности «Путешествие колобка» Конспект НОД с элементами театрализованной деятельности на тему: «Путешествие колобка» Форма проведения: подгрупповая Количество детей:.

Проект поисково-исследовательской деятельности «Что мы знаем о снеге?» Пояснительная записка. Ознакомление с зимними явлениями в неживой природе (снег, лед, является довольно актуальна в работе с дошкольниками.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что нам осень принесла? Овощи и фрукты» интеграция - изобразительная деятельность (аппликация коллективный труд). Цель: расширять представления детей о фруктах, овощах. Образовательные.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница-вода» Занятие по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Волшебница- вода» Воспитатель: Шепелева Татьяна Владимировна Цель: расширить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что мы знаем о наших ушах»
Опубликовано: 9 февраля 2018 в 18:56
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что мы знаем о наших ушах»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шевченко (УИ 1339035) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД