Александра Овчинникова
Статья «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Дети – пытливые исследователи окружающего мира.
Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
Вводимые Федеральные Государственные Требования (ФГТ) направлены сегодня на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности.
Публикация «Статья „Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста“,» размещена в разделах
Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Приобретаемый поисковый опыт поможет в дальнейшем успешно развивать творческие способности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями исследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский. За использование метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Пестолоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский. и многие другие.
Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им возможность экспериментировать, мы даем детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста. Нельзя не отметить положительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность- естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить- значить сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра. Необходимо так смоделировать групповое пространство, накопить необходимое количество разнообразных дидактических игр, чтоб дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания. Предложенный дидактический материал должен обеспечить развитие двух типов детской активности : собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым.
Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу- проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Необходимо, чтобы каждый из детей имел все необходимое для проведения самостоятельных исследований. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В качестве основного вида ориентировочно- исследовательской деятельности Н. Н. Поддьяков выделяет деятельность экспериментирования, как истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста : «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».
Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников.
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности идет полностью от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в поисковой деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. В этой связи важно помнить: не следует давать детям готовых решений и ответов.
Изучая с детьми новую тему, исследуя новый объект или явление убеждена, что необходимо придерживаться следующей структуре:
• формулирование проблемы (познавательной задачи)
• выдвижение предположений, отбор проверки, выдвинутых детьми
• проверка предположений, гипотез
• подведение итогов, вывод
• фиксация результатов
Для положительной мотивации деятельности детей считаю необходимо использовать различные стимулы такие как:
• новизна, необычность объекта
• тайна, сюрприз
• мотив помощи
• познавательный момент (почему так)
• ситуация выбора
Считаю важным при обучении задействовать все органы чувств ребенка. Огромную радость доставляет дошкольникам угадывание предметов в «Чудесном мешочке» или «Ящике ощущений», в восторге от игр «Угадай на вкус», «Узнай по запаху», и т. д.
Хочется, остановится на особенностях при организации и проведении исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Считаю, что педагоги, должны придерживаться следующим правилам в данной работе:
• детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок должен захотеть этим заниматься;
• не следует строго регламентировать продолжительность опыта : как и в игре, ребенок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло
• не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. Если воспитатель будет радоваться открытиям своих питомцев, будет одобрять их попытки мыслить самостоятельно, то в группе создастся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей.
• дети не могут работать, не разговаривая : лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста. Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины.
• необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.
• не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов в поисковой деятельности : необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка.
• соблюдение правил безопасности -это предмет особого внимания, т. к. дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
Педагогам в дошкольных учреждениях важно понимать и помнить:
• В детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и исследовательской деятельности, между жизнью и обучением. Эксперименты- не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром.
• В детском саду детям приходится давать порциями: опыт, который в школе можно провести на одном уроке, в детском саду разбивается на ряд мелких наблюдений и проводится как серия опытов.
Для достижения высоких результатов по развитию познавательных способностей дошкольников через исследовательскую деятельность определила следующие задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов-экспериментов.
3. Развитие у детей познавательных способностей : развитие мыслительных способностей анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного анализа.
4. Социально-личностное развитие каждого ребенка : развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Выбрала следующую систему работы:
1. Диагностика уровня развития познавательных способностей дошкольников.
2. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и т. д.)
3. Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей.
4. Организация с детьми совместных исследований в повседневной жизни.
5. Проведение бесед, рассматривание альбомов, энциклопедий, побуждающих детей к исследовательской деятельности.
6. Сбор информации об исследуемом объекте с помощью информационно-коммуникационных технологий
Для побуждения детей к исследовательской деятельности огромное значение имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная среда в группе. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода самореализации.
В группе создан уголок экспериментирования в котором находится разнообразное оборудование:
• емкости различных форм и размеров, шприцы, пипетки, трубочки, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы, губки, пенопласт, вата, поролон и т. д.
• объекты неживой и живой природы: камешки, ракушки, шишки, листья, песок, почва, веточки
• различные материалы: ткань, бумага, дерево, резина, стекло, магниты и т. д.
Все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к исследовательской деятельности.
В своей работе я активно использую для развития познавательной активности у детей - опыты. Опыты провожу как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Вместе с детьми мы «превращали» воду в разноцветные льдинки, искали воду в овощах и фруктах, обнаружили, это фруктовый и овощной сок, делали вывод, что вода не белое как молоко, а прозрачная, находили воздух в пустом пакете, в баночке с водой ив комочке земли и т. д.
Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если, учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.
В заключении хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева : «Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
В своем дошкольном образовательном учреждении мы будем стараться давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.
Список используемой литературы:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.
«Неизведанное рядом (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников)
Творческий центр «Сфера», Москва 2002г.
2. Иванова А. И.
«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
Творческий центр «Сфера», Москва 2004г.
3. Короткова Н. А.
«Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников».
Журнал «Ребенок в детском саду», № 3,4,5 2003, №1, 2002
4. Николаева С. Н.
«Ознакомление дошкольников с неживой природой»
Москва. Педагогическое общество России, 2005г.
5. Рыжова Н. А.
«Воздух-невидимка», «Волшебница вода»
Москва LINKA-PRESS, 1998г.
6. Соловьева Е.
«Как организовать поисковую деятельность детей».
Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005г.