Елена Егошина
Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников".
Для ребенка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть в процессе
исследовательской деятельности.
С. Л. Рубинштейн
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Исследовать, открывать, изучать –значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно -исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников : «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Публикация «Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Проблема, над которой я веду работу это «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Основная идея работы – включить ребенка в исследовательскую деятельность и научить его рациональному варианту поиска информации.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Организация работы поисково-исследовательской деятельности с детьми проводится по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: живая природа, неживая природа, человек.
По теме «Живая природа» (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, их приспособление к окружающей среде) наблюдали с детьми за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут. Провели опыт «Посев и проращивание семян», проверяли скорость таяния снега в зависимости от измерения температуры.
«Неживая природа»- изучали свойства предметов из дерева, пластмассы, резины, ткани.
В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воздуха, воды, цвета, теплоты Доказывали, что вода прозрачная, не имеет формы, запаха и вкуса. Выявляли материалы, которые взаимодействуют с магнитами, определяли свойства магнита. С интересом и увлеченно дети проводили опыты с песком.
По теме «Человек» (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений) закрепляли представления детей об органах чувств, их назначении (уши – узнавали различные звуки; нос – определяли запах; пальцы – определяли форму, структуру поверхности; язык – узнавали продукты на вкус).
Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах:
сюжетно-ролевая игра;
рассматривание;
наблюдение;
беседа;
экскурсии;
конструирование;
экспериментирование;
исследовательская деятельность;
Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-пространственной среды в группе. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Для этого в группе создали мини-лабораторию, где имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности :
В книжном уголке подобраны детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детская художественная литература. Разработана картотека заданий и упражнений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения. Оформлены дидактические игры с элементами моделирования, развивающие внимание и наблюдательность. Создана картотека элементарных опытов, которые можно проводить детям самостоятельно и совместно с взрослым
Моими первыми помощниками в решении задач по поисково-исследовательской деятельности являются родители. С этой целью провожу родительские собрания, встречи, консультации, на которых объясняю родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу, пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Оформляется информация для родителей «Как помочь маленькому исследователю?», «Занимательные опыты на кухне». В уголке для родителей постоянно действует рубрика «Поэкспериментируем!», в которой предлагаем различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов в домашних условиях.
Уже сейчас видны результаты работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Делятся своим маленьким опытом из практики о своих интересных открытиях.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал"